Лекция 2. История развития метрологии, стандартизации и сертификации. Особенности современного этапа.
На всем пути развития человеческого общества сертификация, стандартизация и метрология были основой взаимоотношений между людьми.
« Не делайте неправды в суде, в мире, в весе и в измерении: да будут у Вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный». Библия. Ветхий Завет.
В глубокой древности люди имели дело с мерами и весами. Например, карат для оценки драгоценностей, дюйм (палец), фут (ступня), вершок (длина фаланги указательного пальца) и др.
Первые стандарты в России введены в эпоху правления Ивана Грозного (печатные меры, медные меры). Развитие торговли в 17-18веках вызвало необходимость принятия Петром Первым ряда указов в этой области. В частности, была согласована русская и английская система мер.
В 1842 году было принято « Положение о мерах и весах», которое послужило основой государственного перехода к обеспечению единства измерений. Метрическая система в России появилась только в 1918 году.
На современном этапе требования к метрологии, сертификации и стандартизации значительно увеличились. Во всех странах развитие хозяйства и повышение эффективности производства, улучшение качества продукции и рост жизненного уровня тесно связаны с применением различных форм и методов стандартизации.
2.1. Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники, практического опыта. Она способствует быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.
Стандартизация – это самостоятельное направление в области сотрудничества между производителями и потребителями продукции, определяемого соглашениями о последовательном улучшении качества продукции, повышении надежности изделий при различных ценах, обеспечения безопасности потребителя и защиты окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости товаров.
2.2. Сертификация являетсяодной из наиболее эффективных форм обеспечения качества продукции или услуг, а также их конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках.
Сертификация обеспечивает:
¾ гарантию качества продукции (услуги) путем предотвращения попадания на рынок продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов;
¾ доверие к качеству экспортируемой продукции;
¾ предотвращение импорта продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов;
¾ замещение импортной продукции высококачественной отечественной;
¾ защиту изготовителя от конкуренции с поставщиками не сертифицированной продукции;
¾ расширение рекламных возможностей поставщика;
¾ стабильное качество продукции при условии применения сертифицированных комплектующих изделий и материалов.
В метрологии сертификация применяется для официального подтверждения того, что метрологические инструменты прошли соответствующую проверку, и эти приборы или пломбируют или клеймят. Клеймение означает, что проверенный прибор соответствует конструктивным и метрологическим характеристикам.