Добровольное подтверждение соответствия
Формы подтверждения соответствия на территории РФ
Решение о добровольной сертификации обычно связано с проблемами конкурентоспособности товара, продвижением товаров на рынок (особенно зарубежный); предпочтениями покупателей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные изделия. Как правило, развитие добровольной сертификации поддерживается государством.
Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирается, как правило, заявителем. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции. Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей и потребителей продукции, заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных партнерских отношений.
Правила и процедуры системы добровольной сертификации определяются органом по добровольной сертификации. Однако они базируются обычно на рекомендациях международных и региональных организаций в этой области.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.
Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.
Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются:
свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;
правила функционирования системы добровольной сертификации, изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия;
документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, знаках соответствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам.
Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Одной из первых в России систем добровольной сертификации была система СовАсК, разработанная в 1992 г., зарегистрированная и введенная в действие с 1993 г.. Объектами сертификации в ней являются многие виды продукции, услуги, процессы, системы обеспечения качества, системы производства. Кроме того, СовАсК имеет право на проведение аккредитации испытательных лабораторий, а также аудиторов по оценке систем качества и аттестации производств.
В основу создания системы были положены разработки ИСО, руководства ИСО/МЭК, европейские стандарты ЕМ45000, в силу чего Система СовАсК гармонизована с международными правилами и нормами. Система СовАсК разграничивает обязанности эксперта и аудитора. В качестве экспертов приглашаются высококвалифицированные специалисты, работающие в определенной отрасли и обладающие знаниями по сертификации. Аудитор — это специалист по проведению проверок систем качества и аттестации производства. Эксперты же приглашаются по мере необходимости и включаются в состав аудиторских групп. Кроме экспертов, которые прошли аттестационную комиссию Руководящего комитета СовАсК, есть еще и члены-корреспонденты, которые выражают желание стать экспертом и пройти аттестацию.
В Государственном реестре по сертификации зарегистрировано более 40 систем добровольной сертификации. Интерес к добровольной сертификации связан с ее широкими возможностями по подтверждению соответствия тем требованиям, которые интересуют потребителя и заявлены заказчиком сертификации. В России добровольная сертификация не только удовлетворяет потребности внутреннего рынка, но используется также для экспортируемой или перспективной для экспорта продукции. Системы добровольной сертификации созданы по инициативе различных ассоциаций, союзов, акционерных обществ и других юридических лиц, которым законом не запрещено заниматься этой деятельностью. Несмотря на то, что в российском законодательстве нет строгих ограничений по отношению к добровольной сертификации и это предоставляет системам право работы по своим правилам, добровольная сертификация в России основана на соблюдении рекомендуемых международных принципов, своеобразного кодекса добровольной сертификации. К этим принципам относят следующие положения.
В системе добровольной сертификации должны быть определены правила и процедуры, о которых информируются заявители.
• Объекты сертификации и их характеристики, которые может подтвердить данная Система, должны четко оговариваться с указанием конкретных нормативных документов. Нормативные документы, предлагаемые заявителем, принимаются при условии их пригодности для целей сертификации.
• Процедуры сертификации надлежит должным образом документировать, что особенно важно для случаев апелляций.
• Любая система добровольной сертификации вправе устанавливать свою форму сертификата и свой знак соответствия. Сертификат должен содержать все общепринятые реквизиты, а знак — обладать патентной чистотой.
• Вопрос о передаче полномочий органа по сертификации другим участникам системы (например, испытательной лаборатории) должен быть отражен в правилах системы.