Народы Восточной Европы и Сибири в древности.
Месторазвитие. Человек (народ) и государство как культурно-исторические понятия.
Первичная обработка соломки.
1. Очистку производят ножницами: отрезают трубочки от междоузлий, раскладывая трубочки на столе. Все стебли сортируют по сортам. Одновременно с отрезанием коленцев снимают листья.
Соломенные трубочки связывают в пучки по сортам, упаковывают в бумагу или пакет для хранения.
2. Варка.Чтобы сделать соломку эластичной и мягкой, ее нужно проварить несколько раз до тез пор, пока вода не станет светлой, а на стенках посуды, в которой производилась варка, не образуется жировое кольцо темно-коричневого цвета.
Далее соломку либо просушивают, либо сразу обрабатывают(соломенные ленты)
3. Крашение Соломка восприимчива к крашению
А) окрашивание прокаливанием (утюг, духовка, плитка)
Б) окраска анилиновыми красителями (разводят по инструкции. Мокрую соломку погружают в краситель, кипятят 1 час. Промывают в уксусном растворе (10-15 мин), полощут в холодной воде.
В) растительными красителями (растительное сырье вымачивают 12-36 часов, вываривают, процеживают. В красильном растворе кипятят соломку 15-60 мин, полощут в уксусном растворе
4. Отбеливание соломки
1. Р-р гидроперита 18 табл на 3 литра воды – 1 час на медленном огне
2. Р-р нашатыря и перекиси водорода 1 л воды, 150 г.15% перекиси водрода, 20 г. Нашатырного спирта. Полностью погрузить соломку, выдрать 45-50 мин, промыть.
Можно отбеливать бытовыми отбеливателями.
Отбеленная соломка приобретает равномерную окраску, повышается ее мягкость, легче и ровнее ложится краска
5. Изготовление соломенных лент
Соломку увлажняют или продувают, расщепляют вдоль стебля движением ножа от себя, осторожно раскрывают и проглаживают (при необходимости, раскрыв стебель соломы, счищают часть его внутренней мякоти с целью достижения тонкости, гладкости, эластичности соломенной лентой. Счищают ножом косяком, располагая его под углом к плоскости стола, проводя им от себя)
Ленты получают двумя способами:
а) холодный – когда проглаживание производят кольцами ножниц или другим аналогичным предметом
б) горячий, когда проглаживают горячим утюгом, положив соломину на стопку газет.
Качественно обработанный материал скручивается в широкую неплотную спираль вдоль направления волокон соломки.
М. - одно из фундаментальных понятий, введенное в научный оборот основателями евразийского учения, а также созданная на его базе концепция «стяжения воедино географических и исторических начал». М., по мнению автора термина П. Савицкого, наиболее полно отражает процесс пространственно-временного взаимодействия между социумом и вмещающим его ландшафтом.
М. — понятие более емкое, нежели понятие географической среды, поскольку включает в себя исторические и культурные характеристики определенного региона.
Ценность понятия «М.» заключается в том, что оно «дает впервые возможность научно обосновать причинную связь между природой данного М. и поселившегося в нем человеческого общества», к тому же необходимость «строить историю культуры на антропогеографическом базисе вытекает с неизбежностью из современного состояния науки» (Милюков П.Н. С. 67).
Каждое М. сохраняет свое значение и в том случае, когда рассматривается одностороннее влияние географической среды (обстановки) на социально-историческую обстановку, и тогда, когда односторонне рассматривается влияние последней на первую, но подлинно научным содержанием понятие М. наполняется лишь при диалектическом единстве обоих процессов.
М. формирует расу; раса изменяет среду обитания, приобретая в ходе этого процесса устойчивый культурный тип, для формирования которого М. является более значительным фактором, чем этническое происхождение его носителя. Определенным типам М. присущи определенные типы культуры, в создании которых, конечно же, играет роль и генетическая близость, и расовые смешения.
Евразийское М., формирующее особый культурно-исторический тип — евразийский, — должно стать основой изучения и реальной истории Евразии. Исходя из этого методологического постулата, Г.В. Вернадский рассматривает евразийскую историю как единый процесс противоборства и сотрудничества различных племен, племенных союзов, государств, империй, «варившихся» в одном евразийском котле, результатом чего стало возникновение единого культурно-исторического типа, отличающегося и от евро-пейского, и от азиатского, и от славянского.
Вернадский считает, что вся история Евразии есть последовательный ряд попыток создания единого евразийского государства и «выплавления» единого культурно-исторического типа. К этой цели «клонились усилия скифов, гуннов, хазар, турко-монголов и славяно-руссов. Славяно-руссы осилили в этой исторической борьбе»
Э́тнос(греч. — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными.
Этничность можно представить как форму социальной организации культурных различий, состоящей из тех характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми, и которые лежат в основе их самосознания. К этим характеристикам относится также обладание одним или несколькими общими названиями, общие элементы культуры, представление об общем происхождении и, как следствие — наличие общей исторической памяти. При этом присутствуют ассоциация себя с особой географической территорией и чувство групповой солидарности.
Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, социальным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях.
Страна́ — территория, имеющая определённые национальные, климатические (климатические страны и области), культурные (культурные страны и области), исторические (исторические страны и области) или политические границы. Страна может как обладать государственнымсуверенитетом, так и находиться под суверенитетом другого государства
Слова страна (в политико-географическом её понимании) и государство обозначают близкие по смыслу, но не тождественные, понятия, хотя в ряде случаев термин страна используется в качестве полного синонима государства. Понятие государства охватывает в первую очередь структуру господства, установившуюся на определённой территории и беспрерывно возобновляющуюся вследствие совместных действий людей. Напротив, понятие страны имеет более ёмкое культурно-историческое, социально-экономическое содержание, нежели политическое, в связи с чем включает в себя понятия, определяющие особенности местного национального сообщества (менталитет, обычаи, язык и т.д.). Как отмечал Лихачёв, страна есть единство народа, природы и культуры
Государство – это самый высокий политический институт общества, главной функцией которого является защита и реализация прав и свобод граждан. Государство также выступает регулятором взаимоотношений граждан и других государств.
2. Понятие «историческое государство».
Типология государств в основании имеет общественно-экономические формации. Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Поскольку в истории человечества их выделялось пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, был сформулирован в рамках марксизма основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.
Рабовладельческое государство. Это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющий собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев.Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства. Рабовладельческая собственность - первый вид частной собственности, рабовладельческое государство – для охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие классового господства.
Феодальное государство. Его экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства в эпоху феодализма, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их трудом на собственников земли – феодалов.К основным разновидностям феодального типа государства, например в
Европе, этот формационный подход относит раннефеодальные государства(княжества, гергогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др.
Буржуазное государство. оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом. Суть такого типа государства в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, комитет, управляющий ее общими делами, машину в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс. Возникновение такого типа государства означает движение вперед по сравнению со средневековьем. Оно является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях предыдущих типов государств. На последующих этапах развития капитализма усиливается регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни. На стадии империализма происходит перерастание домонополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, что означает непосредственное вмешательство государства в процесс капиталистического воспроизводства.
Социалистическое государство. Это высший и последний исторический тип государства, согласно формационной теории. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально- культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно этой теории, в отличие от перечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается такими чертами:
1). Экономическую базу соц. Государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система государства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности.
2). Социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.
3). Социалистическое государство имеет более широкую социальную базу, т.к. управляют им трудящиеся.
Согласно данной теории, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не является орудием власти эксплуататорского меньшинства над массами трудящихся. Фактически оно«полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества - рабочего класса. В коммунистическом обществе государство отомрет, уступив место коммунистическому общественному самоуправлению.
Переходное государство. Говоря об основных исторических типах государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др.Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.
С глубокой древности юг Русской равнины был областью расселения различных народов. Первыми обитателями Северного Причерноморья, имя которых сохранила письменная история, были киммерийцы, жившие здесь в87 вв. до н.э. и представлявшие собой сильный союз племен. Древнегреческий историк Геродот упоминал в своих сочинениях и другие племена, обитавшие в этом регионе. С 7 века Северное и Восточное Причерноморье привлекало выходцев из Греции, основавших там немало колоний: Ольвию, Херсонес, Феодосию, Пантикапею, Финагорию, Танаис. Эти города были значительными торговыми факториями. Торговля процветала на базе развития земледелия, ремесел, рыболовства. Политическим центром региона была Пантикапея, находившаяся на берегу Керченского пролива
В истории среди многих народов особое место всегда отводилось скифам. Образовавшись в Азии этот народ к 8 веку до н.э. распространился до северных берегов Черного моря. Он представлял собой большое племенное объединение и занимал в 7-5 вв. до н.э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань.Могущественная скифская держава сумела противостоять военнополитическим претензиям персов и македонян. У скифов было развитое хозяйство в виде земледелия, скотоводства и ремесел. Они активно торговали с греческими колониями. Они являлись типичными европеоидами. По языку принадлежали к североиранской группе.
Непримиримыми соперниками скифов были Сарматы. Перейдя в южнорусские степи из Западной Азии во 2 веке до н. э., сарматы разбили скифов в истребительной войне и заняли земли Причерноморья и Прикаспия. В течении нескольких последующих столетий остатки скифов растворились среди новых пришельцев сарматов, аланов, готов. По версии академика Б. А.Рыбакова, часть скифов была ассимилирована славянами.
Одновременно с сарматами, но с другой стороны из Прибалтики, в южнорусские степи пришло германское племяготов, вступив в соперничество с сарматами и аланами. Военно-политический перевес готов проявился только через несколько веков. В 4 веке н.э. их вождь Германарих образовал царство, раскинувшееся от Дуная до Кубани. Готской власти подчинилось разноплеменное население.
Государство готов просуществовало недолго, пав под ударами гуннов. Воинственные гунны, оттеснившие готов на запад, были выходцами из монгольских степей, откуда они откочевали через Забайкалье сначала в западную Сибирь, где вошли в военно-дипломатический союз с вогулами(манси), а затем в Причерноморье. Мощный союз гуннских племен под главенством их вождя Аттилы по второй половине 4 века ворвался в Европу, произведя опустошения среди встречных народов
В середине 6 века на Алтае и в Монголии сложился обширный и влиятельный Тюркский каганат, военным путем расширивший свою территорию до Китая, Аму-Дарьи и Нижнего Дона. При распаде каганата образовались тюркские племенные союзы, некоторые из них аварский, хазарский и булгарский создали развитую государственность. Авары в 6 веке повторили путь гуннов из Азии в Центральную Европу в район между Дунаем и Карпатами, где и было образовано аварское государство, просуществовавшее до начала 9 века. Движение авар через южнорусские степи сопровождалось ожесточенными столкновениями со славянами. Поработив часть славянских племен, авары ("обры" в славянском варианте) подвергали их жестокому угнетению.
Около 7 века в прикаспийской части Северного Кавказа и на Нижней Волге сложилось Хазарское государство. В течении двух веков власть хазар распространилась на Крым, Приазовье и Среднюю Волгу. Хазары считали себя прямыми наследниками Тюркского каганата, своего правителя называли каганом. Хазарская экономика держалась не столько на традиционном для тюрок скотоводстве, сколько на использовании географических выгод и контроле торговых путей с Востока и из Византии к славянам, балтам, финнам. Взимание больших таможенно-транзитных пошлин составляло важную статью доходов кагана. Значительные средства давало казне взимание дани с соседних народов: со славянских племен полян, северян, вятичей, радимичей, а также с жителей Боспора, северокавказских племен, буртасов, эрзи, черемисов, булгар и сувар. В 10 веке сын Святослава Владимир подавил остатки хазарской государственности. Распалась и этническая система Хазарии.
Около 7 века булгары разделились на четыре группы. Две из них кочевали в Приазовье и Северном Кавказе, приняв позже участие в этногенезе балкарцев и некоторых других народов. Третья группа отправилась на Балканы, где слились с дунайскими славянами, передав им свои этноним. Четвертая перекочевала в Среднее Поволжье, где подчинило ряд местных финноугорских племен. Здесь было создано государство Волжская Булгария. Булгары ифинноугры чересполосно занимали одни и те же районы, частично ассимилируясь, причем взаимно. Это государство шло в рост до тех пор, пока в 13 веке не подверглось разгрому со стороны монголотатар.
В 11 веке из степей Прииртышья и Восточного Казахстана через Поволжье к южной границе Руси подошли половцы, заняв берега Среднего и Южного Донца, где имелись удобные пастбища для кочевого скотоводства. Весь 11 век половцы осваивали степь, захватывая новые земли и переходя с места на место, узнавая наиболее удобные стойбища, рыбные и охотничьи промыслы, водные и сухопутные пути торговых караванов, от которых получали немалые пошлины. Половцы сразу же вошли в соприкосновение со славянским миром. Первыми в Европе, испытавшими силу удара монголо-татар, были донские половцы. Несмотря на отчаянное сопротивление монголам, половцы были разбиты и рассеяны. Уцелевшие роды ушли за Дунай под покровительство Венгерского королевства и в Египет для службы в мамлюкской гвардии султана. Оставшиеся половцы были переселены завоевателями в Поволжье и включены в Золотую Орду, где смешивались с монголами и родственными тюркскими племенами.