ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ.

ЛЕКЦИЯ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Развитие науки и техники обусловливает повышение роли измерений при значительном многообразии видов и средств измерений.

Под «Метрологическим обеспечением» понимают создание и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.

Организационной основой метрологического обеспечения является метрологическая служба, которая включает государственную и ведомственную службы, т.е. представляет сеть организаций и учреждений, возглавляемых ГОССТАНДАРТОМ.

Техническую основу метрологического обеспечения составляют:

– система государственных эталонов единиц физических величин,

– система передачи размеров единиц от эталонов к рабочим средствам образцовыми средствами и средствами поверки,

– система государственных испытаний средств измерений, обеспечивающая их единство в процессе разработки и выпуска,

– система средств государственной поверки,

– система государственных образцов состава и свойств веществ и материалов,

– система государственных стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

Правовой основой метрологического обеспечения является государственная система обеспечения единства измерений - это комплекс нормативно-технических документов, определяющих правила и положения, требования и нормы, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране.

В 1993 г. был принят закон РФ «Об обеспечении единства измерений», который установил немало нововведений – от терминологии до лицензирования метрологической деятельности в стране, определил четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; пересмотрел правила калибровки, ввёл добровольную сертификацию средств измерений и др.

Закон «Об обеспечении единства измерений» устанавливает и законодательно закрепляет следующие основные понятия:

– единство измерений,

– средство измерений,

– эталон единицы величины,

– государственный эталон единицы величины,

– нормативные документы по обеспечению единства измерений,

– метрологическая служба,

– метрологический контроль и надзор,

– поверка и калибровка средств измерений,

– сертификат об утверждении типа средств измерений,

– аккредитация на право поверки средств измерений,

– сертификат о калибровке.

В основу определений положена официальная терминология Международной организации законодательной терминологии (МОЗМ).

Закон служит базой для создания в России новой системы измерений, которая может взаимодействовать с национальными системами измерений зарубежных стран. Это прежде всего необходимо для взаимного признания результатов испытаний и сертификации, а также для использования мирового опыта и тенденций в современной метрологии

Особо следует отметить введение института лицензирования метрологической деятельности, что связывается с защитой прав потребителей. Положение о лицензировании охватывает сферы, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору. Право выдачи лицензии предоставлено исключительно органам Государственной метрологической службы.

В области государственного метрологического надзора введены новые виды надзора:

– за количеством товаров, отчуждаемых при торговых операциях, а также за количеством товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже,

– на банковские, почтовые, налоговые, таможенные операции,

– на обязательную сертификацию продукции и услуг.

Закон вводит добровольную Систему сертификации средств измерений на соответствие метрологическим нормам и правилам, а также требованиям Российской системы калибровки средств измерений. Все нормативные документы, используемые в системе, гармонизированы с международными правилами и нормами.

Во исполнение принятого Закона Правительство РФ в 1994 г. утвердило ряд документов: «Положение о государственных научно-метрологических центрах», «Порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц», «Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений», «Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации».

Эти документы вместе с указанным Законом являются основными правовыми актами по

метрологии в России.

Государственная метрологическая служба России (ГМС) представляет собой совокупность государственных метрологических органов и создается для управления деятельностью по обеспечению единства измерений. В состав ГМС входят семь государственных научных метрологических центров, Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС) и около 100 центров стандартизации и метрологии. Научные центры являются держателями государственных эталонов, а также проводят исследования по теории измерений, принципам и методам высокоточных измерений, разработке научно-методических основ совершенствования российской системы измерений. Общее руководство ГМС осуществляет Госстандарт РФ.

В состав ГМС также входят центры государственных эталонов, которые специализируются на различных единицах физических величин. Среди них как выше названные метрологические институты, так и специализированные организации. Так, НПО «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» специализируется на величинах длины и массы, а также механических, теплофизических, электрических, магнит ных величинах, ионизирующих излучениях, давлении, физико-химическом составе и свойствах веществ.

Чтобы обеспечить единообразие средств измерений в стране, необходима отлаженная служба передачи размеров единиц величин от государственных эталонов к соподчиненным эталонам. Для этого следует поддерживать метрологические характеристики эталонов на уровне лучших мировых образцов, а главное – их погрешности. Этим занимаются государственные научные метрологические центры, которые хранят и совершенствуют около 130 государственных эталонов различных величин.».

Все эталоны классифицируют по ряду признаков (рис.1).

Рис. 1 Классификация эталонов

Наряду с государственной метрологической службой вопросами обеспечения единства измерений занимаются: Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ); Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГСССД). Деятельностью этих служб руководит Госстандарт РФ, который координирует их работу с работой ГМС на основе единой технической политики.

На основании Закона «Об обеспечении единства измерений» создание метрологических служб обязательно в сферах:

– здравоохранения,

– ветеринарии,

– охраны окружающей среды,

– обеспечения безопасности труда,

– торговых операций, взаимных расчетов между покупателем и продавцом,

– государственных учетных операций,

– обеспечения обороны страны и др.

В соответствии с действующим законодательством к основным задачам метрологических служб относятся:

– обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня метрологического обеспечения производства,

– калибровка средств измерений,

– надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм,

– выдача обязательных для исполнения предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм,

– контроль за своевременностью представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

В 1875 г.семнадцать государств, в том числе и Россия, подписали Метрическую конвенцию, к которой в настоящее время присоединились 48 стран. Для координации международного сотрудничества было создано Международное бюро мер и весов (МБМВ). Бюро выполняет исследования, связанные с измерениями, организует международные сравнения национальных эталонов и выполняет калибровки для государств-членов. В МБМВ хранятся международные прототипы ряда мер и эталоны единиц некоторых физических величин. Для руководства деятельностью МБМВ учрежден Международный комитет мер и весов (МКМВ).

В 1906 г. создана Международная электротехническая комиссия (МЭК). Большинство стран – членов МЭК представлены в комиссии своими национальными органами по стандартизации (Россию представляет Госстандарт).

Международная организация по стандартизации (ИСО) была создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации, в том числе и СССР. В начале 2000 г. в составе ИСО было уже 135 стран.

В 1955 г была создана Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). Отдельными вопросами метрологии занимаются такие международные организации как Международная конференция по измерительной технике и приборостроению (ИМЕКО) 1958 г., Европейский комитет по стандартизации (СЭН) 1961 г., Европейская организация по метрологии (ЕВРОМЕТ). В рамках СНГ вопросы стандартизации, сертификации и метрологии решаются в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, сертификации и метрологии (1992 г.). На его основе создан Межгосударственный совет по стандартизации, сертификации и метрологии СНГ (КООМЕТ).

Проверка соблюдения установленных метрологических правил и норм осуществляется органом ГМС (или МС юридических лиц) и называется метрологический контроль и надзор.

Государственный метрологический контроль включает:

– утверждение типа средств измерений,

– поверку средств измерений,

– лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Надзор за выпуском, состоянием и применением СИ, МВИ, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм на предприятиях проводится в соответствии с правилами ПР 50.2.002–94.

Проверки проводят должностные лица Госстандарта России – главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений, действующие на соответствующих территориях и аттестованные в установленном порядке

В рамках государственного метрологического контроля СИ подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением их типа.

Испытания проводят:

– при наличии информации от потребителей об ухудшении качества выпускаемых или импортируемых СИ,

– при внесении в конструкцию СИ или в технологию их производства изменений, влияющих на значение метрологических характеристик,

– по истечении срока действия сертификата об утверждении типа.

Программа испытаний СИ с целью утверждения их типа содержит разделы:

– рассмотрение технической документации,

– экспериментальное исследование СИ,

– оформление результатов испытаний.

Поверка СИ – это установление органом ГМС (или другими аккредитованными организациями) их пригодности к применению. Суть поверки сводится к определению предельно допустимой основной погрешности СИ. Поверка измерительных приборов проводится:

– методом непосредственного сравнения измеряемых величин и величин, воспроизводимых рабочими эталонами соответствующего разряда или класса точности,

– методом непосредственного сличения показаний поверяемого и эталонного приборов при одновременном измерении одной и той же величины (разность показаний равна абсолютной погрешности поверяемого СИ).

Средства измерений подвергаются первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверкам.

В сферах деятельности, где государственный контроль и надзор не являются обязательными, метрологическая исправность СИ обеспечивается калибровкой. Калибровка – это совокупность операций, выполняемых для определения действительных значений метрологических характеристик и пригодности к применению СИ, не подлежащих государственному контролю и надзору.

Результаты калибровки удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на СИ, или Свидетельством о калибровке, а также записью в эксплуатационные документы.

Признание СИ узаконенным для применения обеспечивается метрологической аттестацией, которой подвергаются СИ, не подлежащие государственным испытаниям или утверждению типа органами ГМС, опытные образцы СИ, измерительные приборы, выпускаемые или ввозимые из-за границы в единичных экземплярах или мелкими партиями, измерительные системы и их каналы.

 

Лекция 3 Основы стандартизации и сертификации

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил и характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых.

Стандарт – нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.

Категории и виды стандартов разрабатываются на основе научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ с учетом лучших отечественных и зарубежных достижений в соответствующих областях науки и техники. Классификация категорий и видов стандартов приведена на рис. 2

 

Рис. 2 Классификация категорий и видов стандартов

В настоящее время действуют межотраслевые системы стандартов: ЕСКД (Единая система конструкторской документации), ЕСТД(Единая система технологической документации), ЕСТПП(Единая система технологической подготовки производства), ГСИ (Государственная система обеспечения единства измерений), ЕСПД(Единая система программной документации)

Национальным органом по стандартизации в России является Комитет РФ по стандарти-

зации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ).

Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. двадцатью

пятью национальными организациями по стандартизации ISO (ИСО).

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники. Эта область относится к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Международная электротехническая комиссия (МЭК) создана в 1906 г. После создания ИСО, МЭК, стала автономной организацией в ее составе.

Структура МЭК включает:

- Совет – высший руководящий орган;

- Комитет действий – основной координирующий орган МЭК, координирует работу технических комитетов (ТК);

- консультативные комитеты:

1) по вопросам электробезопасности (АКОС);

2) по вопросам электроники и связи (АСЕТ);

3) по электромагнитной совместимости (КГЭМС);

4) по технике информации (КГИТ);

5) по координации размеров.

В настоящее время под сертификацией понимается «действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу».

В начале 90-х годов в России сформировалась нормативная и техническая база для создания национальной системы сертификации. Законодательно сертификация как обязательная процедура защиты прав потребителей была введена в действие Законом «О защите прав потребителей».

Сертификация соответствия проводится в обязательной и добровольной областях. Законодательно регулируется только сертификация в обязательной области (рис.3).

Рис. 3 Области распространения обязательной сертификации

Группы объектов добровольной сертификации приведены на рис.4

Рис.4 Объекты добровольной сертификации

Типовая структура системы сертификации, приведенная на рис.5 , предполагает наличие целого ряда участников.

Рис. 5 Типовая структура взаимодействия участников системы сертификации

Сертификация проводится по установленным в системе схемам. Схема сертификации – это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия

продукции, услуг, систем качества и персонала

Основные этапы процесса сертификации неизменны и независимы от вида и объекта сертификации. Обобщенная схема процесса сертификации по наиболее часто при

меняемым схемам представлена на рис.6

 

Рис. 6 Основные этапы процесса сертификации