Разработка и внедрение стандартов

3.1. Стадии разработки стандартов

 

Разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют, как правило, технические комитеты по стандартизации в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Российской Федерации, программ (планов) работ технических комитетов и договоров на разработку стандартов.

При разработке стандартов следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, государственными стандартами Государственной системы стандартизации (ГСС) Российской Федерации и другими нормативными документами по стандартизации, а также учитывать документы международных и региональных организаций по стандартизации.

При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, проводимых предприятиями, результаты патентных исследований и другую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники.

В целях обеспечения организационно-методического единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандарта:

1 стадия - организация разработки стандарта;

2 стадия - разработка проекта стандарта (первой редакции);

3 стадия - разработка проекта стандарта (окончательной редакции); и представление его на утверждение;

4 стадия - утверждение и государственная регистрация стандарта;

5 стадия - издание стандарта.

Организация разработки стандарта. Разработке стандартов предшествуют, как правило, подготовка и представление заявок на разработку стандартов в технических комитетах по закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке приводят обоснование необходимости разработки стандарта.

Заявки могут представлять технические комитеты, предприятия, граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, органы управления в Российской Федерации. Подготовку и рассмотрение заявок, формирование годового плана государственной стандартизации Российской Федерации, заключение договоров на разработку стандарта осуществляют в порядке, установленном Госстандартом России.

Технический комитет организует разработку проекта стандарта:

определяет подкомитет, в котором будет разрабатываться стандарт;

определяет рабочую группу или предприятие для разработки проекта стандарта;

устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором.

Технический комитет направляет информацию о начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) для опубликования в специализированном издании Госстандарта России для получения от заинтересованных предприятий заявок на направление им на отзыв проекта стандарта (первой редакции).

Разработка проекта стандарта (первой редакции). Рабочая группа (предприятие) готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему. В наименовании пояснительной записки приводят наименование проекта стандарта и наименование стадии разработки стандарта.

В пояснительной записке к проекту стандарта в общем случае приводят:

основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа;

краткую характеристику объекта стандартизации4

сведения о соответствии проекта стандарта международным (региональным) стандартам (их проектам) и национальным стандартам других стран;

сведения о патентной чистоте проекта стандарта;

сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене;

сведения о рассылке на отзыв и опубликовании аннотации о проекте стандарта, а также краткую обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции);

сведения о согласовании, если оно проводилось;

источники информации.

Технический комитет (подкомитет) проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и стандартизации Российской Федерации и направляет его с пояснительной запиской членам технического комитета (подкомитета).

Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта и подготавливают свои предложения по нему в порядке, определяемом ТК (ПК).

ТК (ПК) с учетом полученных предложений подготавливает проект стандарта в качестве первой редакции.

ТК (ПК) направляет проект стандарта (первой редакции) с пояснительной запиской заказчику разработки стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта России, если она не является членом ТК.

ТК (ПК) с учетом полученных заявок на проект стандарта рассылает его на отзыв.

После получения проекта стандарта на отзыв заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзывы на проект стандарта и направляют их ТК (ПК) в двух экземплярах не позднее, чем через 2 месяца со дня получения проекта стандарта.

Замечания и предложения по проекту стандарта излагают в последовательности:

по проекту в целом;

по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения стандарта.

 

Разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его на утверждение. ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта.

Проект стандарта (окончательную редакцию) с пояснительной запиской ТК (ПК) направляет:

членам ТК (ПК);

органам государственного надзора, если они не являются членами ТК (ПК), и если это необходимо;

в научно-исследовательскую организацию (НИО) в двух экземплярах.

Члена ТК (ПК) рассматривает проект стандарта в порядке и в сроки, установленные ТК (ПК).

Органы государственного надзора, если они не являются членами ТК (ПК), в месячный срок со дня получения проекта стандарта согласовываю этот проект или дают по нему заключение с обоснованными предложениями по требованиям проекта стандарта, относящимся к их компетенции.

НИО готовит заключение на проект стандарта, обеспечивает его издательское редактирование, направляет в ТК (ПК) заключение и экземпляр проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование, в срок, не превышающий месяца со дня получения проекта.

ТК (ПК) на заседании рассматривает проект стандарта и проводит по нему согласование.

Решение заседания оформляется протоколом. В протоколе должны быть указаны результаты голосования каждого предприятия (организации) - члена ТК (ПК),

ТК (ПК) принимает решение о направлении проекта стандарта в Госстандарт России на утверждение.

ТК направляет на утверждение в Госстандарт России проект стандарта (окончательную редакцию) в 3-х экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, и следующей документацией с одном экземпляре:

пояснительной запиской к проекту стандарта;

протоколом заседания ТК (ПК) по рассмотрению окончательной редакции проекта стандарта;

подлинными документами, подтверждающими согласование окончательной редакции проекта стандарта, если оно проводилось;

экземпляром проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование.

Одновременно проект стандарта (окончательная редакция) с приложением пояснительной записки и протокола заседания ТК (ПК) или документов, подтверждающих согласование проекта стандарта с членами ТК (ПК) направляют заказчику стандарта.

Утверждение и государственная регистрация стандарта. Госстандарт рассматривает и принимает решение об утверждении стандарта.

Перед утверждением стандарта Госстандарт России проводит их проверку на соответствие требованиям законодательства, действующих государственных стандартов Российской Федерации, метрологическим правилам и нормам применяемой терминологии, правилам построения и изложения стандартов.

При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта.

Издание стандарта. Госстандарт России публикует информацию об утвержденных стандартах в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».

Госстандарт России издает и распространяет стандарт в установленном им порядке.

 

3.2. Основные требования к построению, содержанию и изложению стандартов

При разработке стандартов большое внимание уделяют формулированию его наименования. В наименование стандарта должны быть включены признаки объекта стандартизации, необходимые и достаточные, чтоб отличить его от других объектов стандартизации.

Наименование стандарта состоит из заголовка, подзаголовка и, при необходимости, из группового заголовка.

Заголовок - это часть наименования, в которой дается определение объекта стандартизации. Групповой заголовок включается в наименование стандарта в тех случаях, когда данный стандарт входит в комплекс стандартов, объединенных общностью назначения; в групповом заголовке на первом месте должно быть определение (имя прилагательное), а затем название объекта (имя существительное), например «Государственная система стандартизации».

Подзаголовок - это часть наименования стандарта, в которой указывается вид стандарта.

Наименование стандарта может состоять из заголовка и подзаголовка, например, «Передачи зубчатые конические. Основные параметры»; группового заголовка, заголовка и подзаголовка, например, «Единая система конструкторской документации. Схемы электрические. Термины и определения»; группового заголовка и подзаголовка, например, «Государственная система стандартизации. Основные положения».

При написании названия объектов стандартизации в наименовании стандарта применяется в основном обратный порядок слов, например, «Бумага чертежная прозрачная». Обратный порядок слов применяется в наименованиях для удобства пользования указателями.

Названия стандартизуемых объектов в наименованиях стандартов записываются в единственном числе, если стандарт распространяется на один объект, и во множественном числе, если стандарт распространяется на несколько объектов. Например, «Смола полиамидная», «Бензины автомобильные»,

Наименование государственных стандартов должно быть указано на русском и английском языках.

Введение раскрывает более подробно (если это необходимо) объект стандартизации, определяет область распространения стандарта или ограничивает сферу его действия.

В случаях, когда наименование стандарта полностью раскрывает область его распространения, введение может быть опущено.

Содержание основной части стандарта должно быть распределено по разделам, заголовки которых выделяются жирным шрифтом; разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего стандарта и обозначаться арабскими цифрами. Содержание разделов разбивается на подразделы и пункты либо на пункты.

Пункты при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта.

При большом объеме стандарта в конце его следует помещать содержание, включающее названия разделов и подразделов с указанием номеров страниц.

Стандарт должен содержать данные (правила, нормы, требования, методы и т. д.), необходимые и достаточные в других стандартах, относящихся к стандартизуемому объекту.

Текст стандарта должен быть кратким, четким, однозначным и стилистически правильным. В тексте стандарта следует использовать слова: «должен», «следует», «необходимо».

Обороты бытовой речи, профессиональные выражения в стандарте не допускаются. Не допускается также заменять слова буквенными символами и знаками.

В стандарте должны применяться числовые значения величин только с единицами измерений, установленными действующими стандартами; в случае необходимости они должны округляться по правилам округления. Дробные числа должны приводиться в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах.

Большой цифровой материал должен оформляться в виде таблиц.

Если те или иные требования, показатели и нормы уже установлены в другом стандарте, то в этом случае следует делать ссылку на этот стандарт. При этом ссылаться надо

или на стандарт в целом, или на его разделы и приложения. Ссылка на подразделы и пункты стандарта не допускается.

В стандарте не допускается дублирование или изложение в сокращенном виде норм или требований, установленных в других стандартах, кроме ограничительных стандартов.

Необходимо избегать включения в стандарт примечаний. В вводной части помещать примечания не допускается.

Чертежи и схемы, которые помещаются в стандартах, должны соответствовать требованиям стандартов Единой системы конструкторской документации.

Иллюстрационный материал, таблицы или текст вспомогательного характера оформляют в виде приложений, которые могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. В тексте стандарты должны быть сделаны ссылки на приложения с указанием степени их обязательности. Приложения должны иметь общую со стандартом сквозную нумерацию страниц. В информационных данных приводит сведения о разработчиках, утверждении и регистрации стандарта; сведения о сроках действия стандарта и периодичности его проверки, о соответствии стандарта стандартам ИСО, МЭК, о нормативных документах, на которые даны ссылки в основной части стандарта и т. д.

 

3.3. Порядок и сроки проверки, пересмотра и изменения стандартов

Развитие науки и техники, совершенствование промышленного производства влечет за собой замену устаревших изделий более совершенными, приводит к появлению новых веществ и материалов. По этой причине многие показатели, нормы и требования, ранее установленные в стандартах, устаревают и теряют свою актуальность. Для обеспечения прогрессивной роли стандартизации в развитии промышленного производства и улучшения качества продукции необходимо, чтобы показатели, нормы и требования, заложенные в стандарты, постоянно соответствовали передовому уровню достижений науки и техники.

Такое соответствие показателей, норм и требований может быть обеспечено не только путем разработки новых стандартов, но и путем систематической проверки действующих, на основе которой должны подготавливаться конкретные предложения по пересмотру и внесению изменений в стандарты. Все действующие в Российской Федерации государственные и отраслевые стандарты закреплены за соответствующими министерствами, которые обязаны систематически производить проверку соответствия установленных в стандартах показателей, требований и норм современным достижениям науки и техники. Проверка стандартов должна производиться не реже одного раза в пять лет. Срок проведения первой проверки и ее периодичность устанавливают для каждого стандарта при его утверждении и указывают в информационных данных стандарта.

Перечни стандартов, подлежащих проверке, составляют при планировании работ по стандартизации базовые организации, за которыми закреплены эти стандарты. Проверку стандартов проводят головные и базовые организации, организации-разработчики стандартов и другие организации, установленные соответствующим министерством.

При проверке определяется соответствие показателей и норм стандартов передовым достижениям науки, техники и производства, требованиям потребителей и взаимосвязанных стандартов. Результаты проверки фиксируются в акте, в котором указывают: соответствует ли данный стандарт современному уровню и требованиям потребителей или он устарел и требует отмены, пересмотра или внесения изменений.

Отмену стандартов осуществляет организации, утверждающие их. Решение об отмене стандарта должно быть принято не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока его действия.

Если в процессе проверки признано необходимым изменить важнейшие показатели технического уровня и качества продукции, установленные в стандарте, то стандарт подлежит пересмотру. Пересмотр стандарта осуществляется путем разработки нового стандарта взамен действующего. При этом пересмотренный стандарт отменяют, а в новом указывают, взамен какого стандарта он разработан, и меняют цифры года утверждения.

Внесение изменений в стандарты производится при необходимости корректировки отдельных значений показателей и параметров, а также введения дополнительных параметров и требований, если это не влечет изменения основных технологических и эксплуатационных характеристик продукции. Изменение стандарта - это не только изменение его содержания, но и перенос срока введения в действие, продление или ограничение срока действия стандарта и т. д.

Изменения утверждаются теми организациями, которые утверждали соответствующие стандарты. Каждому утвержденному изменению присваивается при регистрации порядковый номер. Проекты изменений, вносимых в действующие стандарты, связанные с изменением цен, должны быть согласованы с соответствующими органами ценообразования.

После утверждения и регистрации изменения стандарт может быть переиздан с внесением в его текст этого изменения.

Предложения о пересмотре или внесении изменений в действующие стандарты могут вносить любые организации, представляющие потребителей или изготовителей стандартизованной продукции.

 

3.4. Учет и хранение стандартов

Своевременное обеспечение всех подразделений предприятия стандартами может быть успешным только при условии хорошо налаженного их учета и хранения. Для этой цели в рамках отдела стандартизации предприятия организуется специальная группа. Ежемесячно на основе запросов отделов, цехов и служб завода, анализа указателей стандартов определяют потребность в стандартах и направляют соответствующим образом оформленную заявку в один из специализированных магазинов стандартов (копию заявки оставляют в группе для контроля заказов). Количество заказываемых экземпляров стандартов должно быть не менее двух (рабочего и контрольного).

Поступившие на предприятие стандарты регистрируются в специальных журналах учета стандартов. Из общего количества экземпляров каждого стандарта, поступившего на предприятие, выделяется контрольный экземпляр. Контрольные экземпляры всех стандартов хранятся отдельно в отделе стандартизации и выдаче не подлежат. На первой станице контрольного экземпляра ставится штамп «Контрольный».

Выдача остальных экземпляров стандартов подразделениям и службам предприятия ведется по абонементам, согласно заявкам уполномоченных по стандартизации, которые назначаются из числа инженерно-технических работников цехов, отделов и служб завода.

Уполномоченные по стандартизации осуществляют:

своевременное обеспечение подразделения нормативной документацией (НД);

систематический учет НД, ее хранение и выдачу сотрудникам подразделений;

своевременную информацию сотрудников подразделений о поступивших стандартах и об изменениях к ним.

Стандарты хранят в папках или специальных картотечных коробках, на которых должна быть наклейка с указанием интервала номеров хранящихся стандартов. Сборники стандартов хранятся отдельно.

Сведения об изменениях в государственных и отраслевых стандартах публикуются в соответствующих «Информационных указателях». Публикуемые в них подлинники изменений подклеиваются в контрольные экземпляры стандартов.

Небольшие изменения и поправки в рабочие экземпляры стандартов разрешается вносить от руки.

Рабочие экземпляры отмененных или пересмотренных стандартов подлежат изъятию из употребления и снимаются с учета в отделе стандартизации. Контрольные экземпляры таких стандартов рекомендуется хранить в отделе стандартизации для справок.

Внесение изменений в стандарты, а также их изъятие и замена на предприятии должны производиться в недельный срок со дня получения информации. Если рабочий экземпляр стандарта утерян или пришел в негодность, уполномоченный обязан составить об этом акт в двух экземплярах, которые должны быть подписаны начальником подразделения предприятия и уполномоченным. Один экземпляр акта должен быть направлен в отдел стандартизации предприятия для снятия с учета данного экземпляра и замены его новым.

Опыт показывает, что хорошо организованные учет и хранение стандартов являются одним из важных условий соблюдения и своевременного внедрения стандартов.

3.5. Государственный надзор за качеством продукции, внедрением

и соблюдением стандартов

Своевременное внедрение прогрессивных государственных стандартов на предприятиях способствует систематическому повышению качества продукции и дает большой экономический эффект. Задержка с внедрением стандартов или несоблюдение их наносит народному хозяйству страны большой материальный ущерб.

Внедрение стандарта - это осуществление мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований, установленных стандартом, в соответствии с областью его применения и сферой действия. Для обеспечения внедрения государственных стандартов министерствами (ведомствами) утверждаются планы соответствующих организационно-технических мероприятий. Эти планы должны предусматривать:

пересмотр (в случае необходимости) нормативных документов, связанных с внедрением стандарта;

разработку новой конструкторской и технологической документации или переработку действующей;

организацию новых производств или реконструкцию существующих;

проектирование, изготовление и поставку необходимого оборудования, оснастки и комплектующих изделий;

изготовление, выделение и поставу необходимого сырья, материалов и полуфабрикатов и т. д.

Проект плана мероприятий по внедрению стандарта рассылается на отзыв предприятиям, организациям и министерствам, участвующим во внедрении данного стандарта. С учетом полученных отзывов составляется окончательный проект плана по внедрению стандарта.

После утверждения государственного стандарта министерство-разработчик рассылает план мероприятий по его внедрению всем заинтересованным министерствам (ведомствам), которые обязаны включить в соответствующие планы мероприятия по внедрению данного стандарта.

Методическое руководство внедрением нового стандарта возлагается на базовые организации по стандартизации и на организацию-разработчика стандарта.

После получения от министерства приказа и плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта предприятие составляет график выполнения этих мероприятий службами и подразделениями. Намеченные мероприятия вносятся в план по новой технике.

При планировании работ по внедрению стандарта целесообразно использовать сетевые графики. Которые позволяют определить связь между работами, проводимыми различными подразделениями предприятия, выявить наиболее ответственные работы и установить оптимальные сроки выполнения всех работ.

К моменту введения в действие стандарта на предприятии должны быть закончены все необходимые подготовительные работы, приведена в соответствие вся техническая и нормативная документация ( стандарты, чертежи, карты технологического процесса, производственные инструкции, инструкции по контролю и испытанию), подготовлены технологическое оборудование, оснастка и инструмент, производство обеспечено сырьем, материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, подготовлен инженерно-технический персонал, рабочие и персонал ОТК. Следовательно, внедрение стандарта должно быть закончено к дате введения его в действие, с которой стандарт приобретает юридическую силу и наступает обязательность его соблюдения. Допускается вводить стандарт досрочно, при этом дата введения должна быть согласована с потребителем продукции, на которую установлен стандарт. Стандарт считается внедренным на предприятии, если установленные в нем требования соблюдаются в соответствии с его сферой действия и обеспечивается стабильность качества выпускаемой продукции.

Наряду с разработкой положений, направленных на упорядочение работ по внедрению стандартов, Госстандарт России осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, который направлен на дальнейшее улучшение качества продукции.

Контроль за внедрением и соблюдением стандартов предусматривает глубокое изучение состояния производства, выявление причин задержки внедрения и несоблюдения стандартов и их устранение путем разработки и проведения организационно-технических мероприятий. Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, за состоянием и применением средств измерений и соблюдением метрологических служб осуществляется Госстандартом России, его научно-исследовательскими организациями и территориальными органами. К участию в этой работе могут привлекаться: межведомственные инспекции по качеству, головные и базовые организации, научно-исследовательские институту и конструкторские бюро.

Государственному надзору подлежат все предприятия и организации, связанные с планированием, проектированием и производством продукции.

Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандарта проводится поэтапно:

1-й этап - проверка наличия информации об утверждении стандарта, приказов по внедрению стандарта, плана организационно-технических мероприятий по подготовке производства к выпуску продукции в соответствии с требованиями нового стандарта;

2-й этап - проверка выполнения плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта. На этом этапе проверяют обеспеченность предприятия необходимым сырьем, основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, технической документацией для введения стандарта. Если стандарт не внедряется, то следует установить причину, по которой не внедряется стандарт;

3-й этап - проверка обеспечения выпуска продукции по новому стандарту. На этом этапе проводят проверку соответствия стандарту конструкторской и технологической документации для производства продукции, проверку соблюдения заводом установленных стандартами программ и методик контрольных испытаний продукции, проверку состояния измерительной техники, связанной с производством данной продукции.

О целях проверки и ее сроках ставят в известность руководство проверяемого предприятия.

Контроль качества продукции и ее соответствие стандарту проводят в следующем порядке:

отбирают контрольные изделия (узлы и детали) из числа принятых ОТК;

подвергают их эксплуатационным, типовым и лабораторным испытаниям по всем показателям, предусмотренным стандартом;

проверяют соблюдение режимов технологических процессов, состояние средств измерения, работу ОТК.

В процессе контроля проверяют также соблюдение стандартов на сырье, материалы, комплектующие изделия, полученные по кооперации.

По результатам проверки составляют акт с выводами и предложениями.

В практике государственного надзора широко применяются комплексные проверки, которые охватывают несколько предприятий, участвующих в создании сложного изделия или в осуществлении программы комплексной стандартизации.

Органы Государственного надзора проводят свою работу в тесном взаимодействии с другими контролирующими организациями, органами народного контроля, общественными организациями.

 

 

3.6. Правовые основы стандартизации

 

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации “ О стандартизации”. Положение Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции ( услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях ( например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, например, Федеральным Законом “ О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ “ О стандартизации”, “ Об обеспечении единства измерений”, “О сертификации продукции и услуг” (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона “О стандартизации”, приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден “Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией”.

Закон “О стандартизации” регламентирует:

- организацию работ по стандартизации,

- содержание и применение нормативных документов по стандартизации,

- информационное обеспечение работ по стандартизации,

- организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,

- финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзову,

- стимулирование применения государственных стандартов,

- ответственность за нарушение положений Закона “О стандартизации”.

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном ,экономическом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей Среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

- обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству обьекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

- определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

- унификация конструктивных частей изделий;

- разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

- оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

- создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

- организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качества продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

 

Основополагающие стандарты.В соответствии с Законом “О стандартизации” в РФ действует Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов “Государственная система стандартизации РФ”, новая редакция которого принята в 1993 г. и введена в действие с 1 апреля 1994 г. Данный комплекс включает следующие документы:

- ГОСТ Р 1.0-92 “Государственная система стандартизации РФ. Основные положения”.

- ГОСТ Р 1.2-92 “Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки Государственных стандартов”;

- ГОСТ Р 1.4-93 “Государственная система стандартизации РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных обединений. Общие положения”;

- ГОСТ Р 1.5-92 “Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

- ПР 50.1.001-93 “ Правила согласования и утверждения технических условий”.

Принятая в РФ система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции:

экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентноспособности товара (в данном случае технической конкурентноспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством.

Однако есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентноспособности предприятия на перспективу. Постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.

Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействует здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.

Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.п.