Сертификация систем качества (ССК).

Особенности требований к отдельным группам услуг.

В существующих стандартах на услуги отсутствует универсальный подход к группировке требований к услугам. Это объясняется, с одной стороны, отсутствием стандартизированной номенклатуры показателей качества услуг (в целом), с другой - неоднородностью услуг по содержанию. Можно выделить два подхода к группировке.

Первый подход реализован в стандартах на материальные и нематериальные услуги (услуги общепита, розничной торговли, туристско-экскурсионные услуги).

Второй подход реализован в стандартах на такие материальные услуги, как услуги по ремонту машин и приборов, услуги химчистки. Его можно назвать техническим, поскольку требования стандартов «замкнуты» на техническом обслуживании и не содержат требований к культуре обслуживания, условиям обслуживания клиентов. В этих стандартах даются требования к организации технологического процесса и к результатам услуги – к качеству изделий, прошедших ремонт, химчистку.

Значение ССК. В последние годы в мире стремительно растет число компаний, сертифицировавших свои системы качества (СК) на соответствие стандартам ИСО серии 9000. В настоящее время эти стандарты применяют более 80 стран. Тенденция стремительного роста ССК связана как с внешними причинами (требование заказчика, повышение конкурентоспособности), так и с внутренними.

К важным внешним причинам следует отнести тот факт, что многие зарубежные органы и системы сертификации включают ССК в процедуры сертификации продукции. Сертификация систем качества позволяет увеличить цену на продукцию в среднем на 1,5-2 раза. Предприятия, имеющие ССК, могут претендовать на льготные условия кредитования и страхования. Правительства ряда стран при решении вопроса о размещении госзаказа отдают предпочтение предприятиям с ССК.

Правила и порядок ССК.ССК в России организуется и проводится для создания уверенности у потребителей продукции, руководства предприятий-изготовителей и других заинтересованных сторон в возможности изготовителя обеспечить потребителя продукцией, соответствующей установленным требованиям.

ССК осуществляется в рамках как обязательной сертификации, так и добровольной.

Сертификат и знак отличия на СК имеют отличия от сертификата и знака соответствия на продукцию. Знак соответствия СК состоит из единого знака системы, свидетельствующего об аккредитации ОС, и знака ОС. Знак соответствия размещается на сертификате ОС. Не допускается нанесения знака соответствия на продукцию.

ССК включает этап организации работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации.

На этапе организации работ заявитель направляет заявку в ЦОС системы - Технический Центр Регистра. Последний определяет ОС. После оплаты регистрационного взноса ОС передает заявителю следующие документы: комплекс исходных форм документов для проведения предварительной оценки СК; перечень документов, представляемых на ССК.

Далее сертификация может проходить по следующим этапам:

I. Предварительная оценка СК;

II. Проверка и оценка СК в организации;

III. Инспекционный контроль за сертифицированной СК.

На первом этапе комиссия проводит анализ представленных документов для предварительной оценки готовности заявителя к ССК. Этап завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведения второго этапа ССК. Если на первом этапе проводится заочная оценка деятельности по управлению и обеспечению качества, то на втором проводится обследование проверяемой организации по согласованной с ней программе.

Несоответствия, выявленные в ходе проверки, подразделяются на значительные и малозначительные несоответствия. Несоответствия могут быть сняты главным экспертом в двух случаях: проверяемая организация представляет дополнительные доказательства того, что обнаруженные экспертом несоответствия не являются обоснованными; обнаруженное несоответствие устраняется в ходе проверки.

Результатом проверки и оценки СК может быть один из трех вариантов:

Ø Система полностью соответствует стандарту;

Ø Система в целом соответствует стандарту, но обнаружены отдельные малозначительные несоответствия по элементам системы;

Ø Система содержит значительные несоответствия.