Требования и порядок разработки стандартов

Общероссийский классификатор специальностей высшей научной классификации (ОКСВНК)

Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ)

Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)

Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)

Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД)

Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО)

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)

Общероссийский классификатор продукции (ОКП)

Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР)

Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ)

Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ)

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ)

Общероссийские классификаторы

Методам классификации информации в современных условиях построения информационного общества и интеграции Российской Федерации в мировую экономику должно уделяться очень много внимания. В связи с этим в России была принята Государственная программа перехода Россий­ской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики.

Общероссийские классификаторы представляют собой главный способ согласования различного рода информации, используемой разными ведомствами. Также очень важно, чтобы классификаторы Федеральных органов управления и международных организаций, международные и регио­нальные информационные системы могли быть беспрепят­ственно сопоставимы. Для этого в России разрабатывается Единая система классификации и кодирования технико-эко­номической и социальной информации (ЕСКК), компонен­тами которой являются общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также нормативные документы по их разработке, ведению и при­менению.

В ЕСКК классифицируются и кодируются: статистические данные, финансовая и юридическая деятельность, банков­ское дело, сертификация, стандартизация, торговля и бухгал­терская деятельность.

Действующие общероссийские классификаторы приняты Госстандартом.

Общероссийский классификатор организационно-право­вых форм (ОКОПФ) входит в Единую систему классифика­ции и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

Данный общероссийский классификатор соответствуй требованиям Гражданского кодекса Российской Федераций и Федеральным законам. При его разработке использован Классификатор организационно-правовых форм (КОПФ), утвержденный Постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г. №47.

ОКОПФ применяется для:

1) создания разнообразных информационных ресурсов регионов, реестров и кадастров, которые предоставляют информацию о субъектах хозяйствования;

2) обеспечения эффективности при решении задач аналитического характера в сфере статистических исследований сфере тарификации и налогообложения. ОКОПФ применяется также в других экономических отраслях, в которых деятельность связана с распределением благ, распоряжением имущества и управлением;

3) сопоставимости информационных ресурсов;

4) автоматизации обработки и классификации технико-экономической и социальной информации;

5) проведения комплексного анализа и составления прогнозов процессов, происходящих в социально — экономической сфере;

6) составления и утверждения рекомендуемых норм в сфере регулирования экономики и управления.

ОКОПФ предназначен для классификации организа­ционно-правовых форм субъектов хозяйствования, предус­мотренных и утвержденных Гражданским кодексом Россий­ской Федерации.

В данном классификаторе к субъектам хозяйствования принадлежат юридические лица, различные организации, которые не прибегают к образованию и оформлению юриди­ческого лица в ходе своей деятельности, и лица, занимаю­щиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Понятие организационно-правовой формы означает опре­деленную форму собственности и распоряжения имуществом субъекта хозяйственной деятельности и определяемые дан­ной формой права субъекта, цели его хозяйственной деятель­ности и способы распределения результатов предпринима­тельской деятельности.

Цели предпринимательской деятельности субъекта, который оформлен в качестве юридического лица, лежат в основе Разделения организаций на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческими являются организации, целью которых является получение и максимизация прибыли.

Некоммерческими являются организации, целью которых не является получение прибыли, и, следовательно, не распределяющие прибыль.

Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ) входит в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и со­циальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

Данный классификатор предназначен для решения сле­дующих задач:

1) осуществление систематизации и классификации органов и институтов государственной власти и управления;

2) определения ведомственной принадлежности, а также административной и организационной подчиненности субъектов для их идентификации в едином государственном регистре предприятий и организаций;

3) статистического учета, осуществления государственных статистических наблюдений.

ОКОГУ предназначен для классификации следующих объектов:

1) органы федерального масштаба, обладающие представительной (законодательной), исполнительной и судебной властью;

2) органы, представляющие государственную власть на территории субъектов Российской Федерации;

3) органы, осуществляющие местное самоуправление;

4) объекты, которые играют большую экономическую роль в народном хозяйстве и представляют собой комплекс организаций.

В классификаторе также содержатся следующие объекты: добровольные объединения (ассоциации) отношений субъек­тов Российской Федерации и институтов местного самоуправ­ления в сфере экономической деятельности; организации религиозного характера, различные общественные организа­ции, а также утвержденные и действующие на территорий Содружества Независимых Государств (СНГ) органы управ­ления межгосударственного масштаба. Данные объекты не принадлежат непосредственно к органам государственного управления Российской Федерации. Они входят в классификатор, потому что могут ощутимо воздействовать на эконо­мическую ситуацию и наряду с органами государственной власти имеют широкое применение в сфере обработки и классификации информации.

В основе классификатора лежит система классификации объектов, основанная на жесткой иерархии.

Основой классификации органов государственной власти и управления является Конституция Российской Федерации; указы Президента Российской Федерации; федеральные законы; постановления, принятые Правительством Россий­ской Федерации, и другие законодательные акты Российской федерации.

Общероссийский классификатор основных фондов (О КОФ) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной ин­формации (ЕСКК) Российской Федерации.

При разработке ОКОФ использованы Международная стандартная отраслевая классификация (МСОК) всех видов экономической деятельности, международный Классифика­тор основных продуктов (КОП), стандарты Организации Объединенных Наций по международной Системе национальных счетов (СНС), Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, а также Общероссий­ский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

Данный классификатор составлен и утвержден в ходе Го­сударственной программы перехода Российской Федерации на методики анализа и статистики, использующиеся в меж­дународной практике. Переход обусловлен нуждами разви­вающейся рыночной экономики.

ОКОФ используется в различных формах организаций и предприятий.

ОКОФ применяют при решении следующих задач:

1) осуществление определения и оценки объемов структуры основных фондов;

2) применение совокупности функций учета к основным фондам при осуществлении государственных статистических исследований;

3) сопоставимость состава и состояния основных фондов на межгосударственном уровне;

4) вычисления фондоемкости, фондоотдачи и других показателей экономического характера;

5) утверждения норм и рекомендаций для обновления и ремонта основных фондов.

Под основными фондами понимаются многократно исполь­зуемые активы, которые служат на протяжении определенного промежутка времени (не менее 1 года) для произведения това­ров и услуг. Основные фонды могут быть материальными и не­материальными.

Материальные основные фонды включают в себя производ­ственные помещения, здания, оборудование, инструменты и т. д.

Нематериальные основные фонды включают в себя про­граммные продукты, защищенные авторскими правами; ин­теллектуальную собственность (литература, художественное искусство, наукоемкие технологии и пр.) и т. п.

Согласно нормам отчетности на территории Российской Федерации основными фондами не являются:

1) материальные и нематериальные объекты, срок использования которых не больше 1 года. В данном случае не учитывается и их стоимость;

2) объекты, стоимость которых мала, т. е. ниже отметки, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации. В данном случае срок их службы не учитывается. Исключение составляют сельскохозяйственные орудия, строительный инвентарь, так как эти объекты в любом случае являются основными фондами;

3) рыболовецкие снасти; срок службы не учитывается;

4) дороги сроком на сезон; временные ветки, отходящие от лесовозных дорог; различные временные сооружения со сроком использования до 2 лет;

5) оборудование и инструменты, имеющие специальное целевое назначение (индивидуальный заказ, серийный или массовый выпуск определенной продукции), в данном случае их стоимость не учитывается; инструменты, являющиеся сменными; оборудование, прилагающееся к основным фондам и неоднократно использующееся, и т. п. без учета стоимости;

6) рабочая одежда, рабочая обувь, определяемые специфическими рабочими условиями; постельное белье.

В данном случае не учитывается срок эксплуатации и стои­мость;

7) помещения, временно используемые; инструменты и устройства, если издержки на них включаются в себестоимость работ, установленных в накладных расходах;

8) упаковка, в которой товары и другие материальные объекты хранятся в складских помещениях, а также тара, используемая во время технологической обработки, если ее стоимость находится в пределах, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации;

9) предметы, которые даются напрокат. В данном случае их стоимость не учитывается;

10) в сельском хозяйстве — молодняк, откармливаемые животные, птица и т. п., в том числе собаки и животные, над которыми проводятся опыты;

11) многолетние насаждения, которые в дальнейшем используются как посадочный материал.

4 Общероссийский классификатор валют (ОКБ)

Общероссийский классификатор валют (ОКВ) является составляющей частью Единой системы классификации и ко­дирования технико-экономической и социальной информа­ции (ЕСКК) Российской Федерации.

Основой данного классификатора является Международ­ный стандарт.

ОКВ применяется при составлении прогнозов внешних экономических связей, валютных поступлений, учете плате­жей, бухгалтерском и статистическом учете, составлении от­четности по операциям с межгосударственными расчетами, осуществлении объективного контроля над выполнением до­говорных и платежных требований.

ОКВ классифицирует национальные валюты.

В Общероссийском классификаторе валют перечисляют­ся коды валют, соответствующие наименования, а также наз­вания стран и территорий.

Данный классификатор содержит упорядоченный список объединений объектов административно-территориального деления России в регионах по экономическому признаку.

ОКЭР является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и со­циальной информации Российской Федерации (ЕСКК) и был составлен и утвержден в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации о мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федера­ции на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

ОКЭР предназначен для предоставления сведений орга­нам государственной власти и управления Российской Феде­рации, органам местного самоуправления, ассоциаций меж­регионального масштаба, научным, инженерным и другим общественным организациям, а также всем организационно-правовым формам предприятий и организаций для эффек­тивного решения следующих задач:

1) осуществление комплексного анализа, составление прогнозов и регламентирование территориального распределения производительных сил страны, взаимодействия в экономической сфере субъектов Российской Федерации с органами государственной власти федерального масштаба и между собой, установление эффективного курса социально-экономического развития, совершенствование региональной социально-экономической политики;

2) оценка и систематизация связей и отношений между регионами в экономической сфере, осуществление согласования социально-экономических интересов и направлений развития между различными регионами Российской Федерации;

3) координация финансово-хозяйственной деятельности и культурного развития на территории Российской Федерации.

ОКЭР предназначен для классификации экономических регионов, т. е. они являются объектами классификации.

Экономический регион — это объединение объектов ад­министративно-территориального деления страны. Причем объединенные объекты должны обладать некими общими признаками природно-экономического характера.

Объединение объектов административно-территориаль­ного деления в экономические регионы может осуществлять­ся по следующим признакам:

1) по схожести основных условий для осуществления хозяйственной деятельности на определенной территории;

2) по схожести основных целей составления и реализации программ развития в социально-экономической сфере в пределах региона. Составление и реализация осуществляется субъектами Российской Федерации, объединенными по добровольному принципу;

3) по требованиям и нормам к изучению и объективному контролю над различными условиями данной местности (природно-климатическим, экологическим);

4) по нормам, требованиям и правилам технического контроля над строительными работами и эксплуатацией основных материальных и нематериальных фондов. Контроль может также осуществляться в соответствии с требованиями радиационной и технической безопасности;

5) по нормам, требованиям и правилам осуществления таможенного надзора за операциями на внешних рынках;

6) по специфическим условиям окружающей среды, например, на территориях, на которых проживают малые народы России.

На основе схожести условий хозяйственной деятельности можно выделить макрозоны, экономические зоны и эконо­мические районы.

Общероссийский классификатор продукции (ОКП) яв­ляется составляющей частью Единой системы классифика­ции и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

ОКП используется для обеспечения сопоставимости, досто­верности и автоматизации систематизации сведений о продук­ции в области стандартизации, статистики, экономики и др.

ОКП является упорядоченным сводом кодов и номенкла­туры группировок продукции, базирующимся на иерархиче­ской системе классификации.

Данный классификатор применяется при решении задач каталогизации продукции (разработка каталогов и упорядочение в них продукции в соответствии с основными технико-экономическими признаками); при сертификации и лицензировании продукции по группам однородной по каким-либо признакам продукции, причем рассматриваемые группы по строены на основе группировок ОКП; при проведении ста­тистического анализа изготовления, продажи и эксплуатация продукции на международном, национальном и отраслевом уровнях для систематизации промышленно-экономической информации о видах продукции, изготовляемой предприя­тиями и различными организациями, для проведения различ­ного рода исследований и снабженческо-сбытовых операций.

 

7 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДГ1)

Является составляющей частью Единой системы класси­фикации и кодирования технико-экономической и социаль­ной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

При составлении и утверждении Общероссийского клас­сификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг учитывались рекомендации Статистической комис­сии ООН. Основой ОКДП является Международная стан­дартная отраслевая классификация и Международный клас­сификатор основных продуктов.

Классификатор состоит из введения и четырех составных частей. Во введении раскрывается назначение данного клас­сификатора, перечисляются решаемые при помощи него за­дачи, определяются объекты классификации, принципы построения и системы кодирования.

 

8 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)

Общероссийский классификатор объектов администра­тивно-территориального деления (ОКАТО) является состав­ляющей частью Единой системы классификации и кодиро­вания технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК).

ОКАТО предназначен для того, чтобы экономические и статистические сведения об объектах административно-территориального деления были достоверны, согласованны, сопоставимы и могли быть автоматизировано обработаны.

ОКАТО предназначен для классификации следующих объектов: республики; края; области; города федерального значения; автономные области; автономные округа; районы; города; внутригородские районы, округа города; поселки го­родского типа; сельсоветы; сельские населенные пункты.

В классификаторе принята иерархическая система клас­сификации.

Объекты административно-территориального деления рас­пределяются в определенные группы по территориальному признаку. Так как классификатор имеет иерархическую структуру, то у данного распределения существует три уров­ня классификации, т. е. группы распределяются по трем уровням. То, какой уровень займет та или иная группа, зави­сит от административной подчиненности. В каждый следую­щий уровень входят объекты, находящиеся в подчинении у объектов предыдущего уровня.

В первый уровень классификации входят:

1) республики;

2) края;

3) области;

4) города федерального значения;

5) автономные области;

6) автономные округа, находящиеся в составе Российской Федерации.

Все вышеперечисленные объекты являются объектами фе­дерального значения.

Во второй уровень классификации входят:

1) автономные округа, являющиеся частью края или области;

2) районы республики, области, автономной области, находящегося в составе Российской Федерации, районы, округа города федерального значения;

3) города, которые находятся в республиканском, краевом или областном подчинении;

4) ПГГ (поселки городского типа) — ими могут быть рабочие, курортные или дачные поселки, которые находятся в краевом или областном подчинении.

В третий уровень входят:

1) районы, округа города, находящегося в республиканском, краевом или областном подчинении;

2) города, находящиеся в районном подчинении;

3) ПГТ, находящиеся в районном ведении;

4) сельский округ.

В пределах группировок третьего уровня классификации кодируются сельские населенные пункты.

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) состав­лен и утвержден согласно Государственной программе пере­хода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики. Необходимость приня­тия данной программы и ведения данного классификатора была обусловлена нуждами развивающейся экономики и ин­теграции Российской Федерации в международное рыночное пространство.

В данном классификаторе содержится упорядоченный и систематизированный список видов и форм трудовой дея­тельности. ОКЗ предназначен для упорядочения их наимено­ваний и осуществления статистических исследований, комп­лексного анализа и учета. Данный классификатор также позволяет проводить эффективную политику занятости.

В классификаторе применяется иерархическая система. Упорядочение видов и форм трудовой деятельности позво­ляет распределить их по четырем уровням. Структура класси­фикатора в целом соответствует Международной стандарт­ной классификации занятий (МСКЗ).

ОКЗ применяется для решения следующих задач:

1) осуществление регламентации отношений трудового и социального характера;

2) обеспечение эффективной оценки рабочей силы, ее состояния и структуры;

3) обеспечение эффективного анализа и составление прогнозов динамики показателей занятости населения. Объектом классификации ОКЗ являются виды и формы

трудовой деятельности, профессии рабочих и должности, ко­торые базируются на полученном профессиональном образо­вании и квалификации и объединяются в группы, однород­ные по содержанию работ. Объектом классификации ОКЗ также может являться занятие, которое отличается от про­фессии тем, что не предполагает обязательного наличия про­фессиональной специализации, а является, по сути, любым видом деятельности, приносящим прибыль или заработок.

Настоящий Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО) входит в Единую систему классификации и кодирования информации (ЕСКК' российской Федерации.

Данный классификатор является составной функцио­нальной частью языка — посредника, предназначенного для осуществления эффективного взаимодействия всех органе! управления в области экономики Российской Федерации, а также государственных и негосударственных учебных заве­дений, достигающегося посредством автоматизации обработ­ки и обмена информации.

ОКЗ применяется для решения следующих задач:

1) осуществление планированного приема и выпуска специалистов начального профессионального образования;

2) осуществление объективного учета принятых, обученных и трудоустроенных специалистов начального профессионального образования;

3) соответствие требований и норм подготовки специалистов начального профессионального образования Российской Федерации Международным образовательным стандартам;

4) осуществление Международных статистических сопоставлений.

ОКНПО классифицирует профессии и специальности начального профессионального образования, однородные группы профессий и специальностей начального профессионального образования, а также полученные ступени квалификации

Группа профессий и специальностей— это объединение объектов классификации, принадлежащих определенной сфере деятельности, указанной в названии группы профессий специальностей начального профессионального образования.

Профессия— это вид трудовой деятельности постоянной характера, основывающийся на полученной профессиональной подготовке и квалификации. Специальность начального профессионального образования— это комплекс полученных процессе начальной профессиональной подготовки знаний, умений и навыков, которые предполагают в дальнейшем применение в определенном виде трудовой деятельности, соотносящимся с полученной профессией.

Общероссийский классификатор начального профессионального образования построен по иерархическому принципу. Его структура состоит из трех уровней.

Общероссийский классификатор управленческой доку­ментации (ОКУД) входит в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной ин­формации.

ОКУД применяется для решения следующих задач:

1) регистрация форм документов;

2) систематизация и классификация информации и информационных потоков в области народного хозяйства;

3) сведение количества принятых форм к оптимальному минимуму;

4) контроль над применением надлежащих форм документов и своевременное выведение из обращения тех форм документов, которые не являются унифицированными;

5) осуществление регистрации и упорядочения тех форм документов, которые являются унифицированными;

6) осуществление учета форм документов и действий, помогающих избежать дублирования информации в области управления;

7) обеспечение объективного контроля над обращением форм документов, являющихся унифицированными. Общероссийский классификатор управленческой документации классифицирует общероссийские формы документов, являющиеся унифицированными и применяющиеся в межотраслевой и межведомственной сферах. Составлением и утверждением унифицированных форм документов в Российской Федерации занимаются соответствующие министерства — разработчики унифицированных систем документации (УКД).

В ОКУД приведены наименования и соответствующие им кодовые обозначения унифицированных форм документов, входящих в состав УКД.

Общероссийский классификатор информации по со­циальной защите населения (ОКИСЗН) входит в ЕдинУ0 систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации.

Классификатор решает задачи в сфере эффективной организации пенсионного обеспечения граждан, а также следующие задачи:

1) определение видов пенсий;

2) классификация лиц, имеющих право на пенсию по старости, на пенсию по старости в связи с особо вредным: для здоровья условиями труда, на пенсию по выслуге лет:

3) определение категорий трудовой деятельности, учитывающихся в общем трудовом стаже для назначения пенсии;

4) определение доказательств трудового стажа;

5) определение заработка, исходя из которого назначается и начисляется пенсия;

6) установление видов надбавок к пенсиям и повышении пенсий;

7) установление размеров пенсий;

8) обеспечение социальной защиты граждан, пострадавших от радиации после Чернобыльской катастрофу.

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУК входит в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСК1 ТЭИ).

Данный классификатор решает следующие задачи:

1) повышение эффективности стандартизации услуг населению;

2) сертификация и лицензирование услуг для выполнении обязательных требований по безопасности жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц государственного муниципального имущества и окружающей среды;

3) обеспечение эффективного использования вычисли тельной техники;

4) утверждение необходимого объема услуг населению;

5) анализ предъявляемого населением спроса на услуги;

6) обеспечение населению услуг предприятий и организаций различными организационно-правовыми формам!

7) обеспечение соответствия услуг новым социально экономическим условиям Российской Федерации.

Общероссийский классификатор услуг населению пред, назначен для классификации услуг, которые предоставляются населению различными организациями и частными лицами Для предоставления услуг могут быть использованы различ­ные методы и приемы обслуживания.

Классификатор имеет иерархическую структуру. Все объекты классификации подразделяются на однородные группы.

Данный классификатор входит в Единую систему класси­фикации и кодирования технико-экономической и социаль­ной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Данный классификатор соответствует Международному классифика­тору стандартов (МКС) и Межгосударственному классифи­катору стандартов.

ОКС используется для разработки каталогов, указателей, перечней, библиографий, составлении баз данных Междуна­родных, межгосударственных и национальных стандартов и другого рода нормативных документов из сферы стандар­тизации. Данный классификатор обеспечивает распрост­ранение этих документов в региональном и международном масштабах.

Объектами классификации ОКС являются стандарты и другие нормативные и технические документы по стандар­тизации.

15. Общероссийский классификатор профессий рабочих,
должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)

Общероссийский классификатор профессий рабочих, долж­ностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), входящий в Единую систему классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, составлен и утвержден в со­ответствии с Государственной программой перехода Россий­ской Федерации на принятую в международной практике си­стему учета и статистики.

Классификатор предназначен для решения следующих задач:

1) обеспечение эффективной оценки числа рабочих и служащих;

2) учета и анализа структуры персонала по уровню квалификации и условиям труда;

3) решение проблемы занятости;

4) определение заработной платы рабочих и служащих;

5) своевременное удовлетворение потребностей в кадрах.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, долж­ностей служащих и тарифных разрядов ^предназначен для классификации профессий рабочих и должностей служащих.

ОКПДТР включает в себя два раздела:

1) раздел классификации профессий рабочих, содержащий профессии согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС);

2) раздел классификации должностей служащих базируется на Единой номенклатуре должностей служащих и Квалификационном справочнике должностей руково­дителей, специалистов и служащих..

Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) входит в Единую систему классификации и кодиро­вания технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК).

ОКЕИ базируется на Международной классификации единиц измерения Европейской экономической комиссии ООН «Коды единиц измерения, используемые в международной торговле» и на Товарной номенклатуре внешнеэко­номической деятельности.

Данный классификатор используется при количествен­ной оценке технико-экономических и социальных показа­телей для осуществления учета и отчетности, анализа и сос­тавления прогнозов дальнейшего развития экономики, для обеспечения сопоставления статистических данных разных стран на межгосударственном уровне, для нужд внутренней и внешней торговли, осуществления государственного регу­лирования внешнеэкономической деятельности и осуществ­ления объективного таможенного контроля. Общероссий­ский классификатор единиц измерения предназначен для классификации единиц измерения, применяемых в различных областях деятельности.

Единицы измерения в ОКЕИ разбиты на семь групп:

1) единицы измерения длины;

2) единицы измерения площади;

3) единицы измерения объема;

4) единицы измерения массы;

5) технические единицы;

6) единицы измерения времени;

7) экономические единицы.

Однако в связи с имеющейся в некоторых странах специ­фикой государственного учета и социально-экономической отчетности существует набор национальных единиц измере­ния, который не входит в Международную классификацию

Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК) входит в Единую систему классификации и кодирования информации (ЕСКК) Россий­ской Федерации. ОКСВНК составлен и утвержден согласно Постановлению Совета министров Правительства Россий­ской Федерации о мерах по реализации Государственной прог­раммы перехода Российской Федерации на принятую в между­народной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Данный классификатор является функциональной частью единого языка-посредника, созданного для автоматизации обработки и информационного взаимодействия на всех уров­нях управления, охватывающего государственные и негосу­дарственные системы высшего образования. ОКСВНК при­меняется для решения следующих задач:

1) осуществление планированного приема и выпуска квалифицированных специалистов в аспирантуру и докторантуру;

2) осуществление учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов высшей научной квалификации;

3) соответствие системы подготовки специалистов высшей научной квалификации Российской Федерации с Международными образовательными стандартами;

4) осуществление Международных статистических сопоставлений.

Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации предназначен для систематизации специальностей высшей научной квалификации различны областей науки.

 

 

 

Стандарт должен содержать: титульный лист; предисловие; держание; введение; наименование; область применения; нормативные ссылки; необходимые определения; используемые обозначения и сокращения; требования, нормы, правила и характеристики; приложения; библиографические данные.

Образец оформления титульного листа содержится в при­ложениях А, Б, В, Г ГОСТ 1.5-92.

Предисловие стандарта должно содержать сведения о раз­работчике; о стандарте отрасли; о стандарте (Международ­ном, региональном или другой страны), являющемся ос­новой Государственного; о стандарте, объектом которого является лицензированная продукция; об инновациях, ис­пользованных в стандарте; о нормативных документах, вместо которых утвержден стандарт; о законодательных нормах за­кона, если таковые присутствуют в стандарте.

В содержании должны быть указаны: нумерация, назва­ния и номера страниц разделов и приложений, а также гра­фического материала, если он входит в стандарт.

Во введении обосновывается актуальность и обозначают­ся причины утверждения данного стандарта.

Характеристики стандартизируемой продукции, процесса или услуги, необходимые для классификации стандарта, со­держатся в наименовании.

В области применения перечисляются объекты, на кото­рые распространяется данный стандарт.

В нормативных ссылках должны указываться обозначения и наименования стандартов, на которые разработчики ссы­лаются в данном стандарте. Причем наименования должны указываться в возрастающем порядке регистрационных но­меров обозначений, сначала должны перечисляться Государ­ственные стандарты Российской Федерации, а затем отрасле­вые стандарты.

В определениях должны точно и четко даваться определения используемых в стандарте понятий и терминов.

В обозначениях и сокращениях должны расшифровываться с необходимыми пояснениями все обозначения и сокращения, используемые в данном стандарте. Причем обозначения и сокращения должны быть записаны в том порядке, в котором они используются в стандарте.

Требования могут быть утверждены в основополагающе стандартах, стандартах на продукцию (услуги), стандартах на методы контроля. Выбор вида стандарта зависит от характерных черт и особенностей объекта стандартизации.

Весь дополнительный материал (например, таблицы, графики, расчеты) размещается в приложениях.

Библиографические данные Государственных стандартов Российской федерации включают: обозначение, проставлен­ное Госстандартом России; код Общероссийского классифи­катора стандартов; код классификатора Государственных стандартов; код Общесоюзного классификатора стандартов и технических условий.

Порядок разработки и утверждения стандарта

Разработка стандарта начинается с заявок на разработку. Заявить на разработку стандарта могут следующие субъекты в соответствии с подведомственными им объектами стандар­тизации: Государственные органы и организации; научно-технические, инженерные и другие общественные объедине­ния и различные предприятия.

Для того, чтобы Госстандарт РФ учел заявку при состав­лении плана годовой стандартизации, необходимо, чтобы в заявке была четко обоснована актуальность установления такого стандарта. Причем заявители имеют возможность предложить свой вариант данного стандарта.

Затем между заявителем и разработчиком заключается до­говор, регламентирующий разработку стандарта по следую­щим стадиям: написание технического задания; работа над : проектом стандарта; отправка разработанного варианта стан­дарта на рассмотрение в Госстандарт; изменение стандарта при необходимости; пересмотр и отмена стандарта.

Техническое задание представляет собой основу всей дальнейшей работы над стандартом. В нем намечаются сроки выполнения каждой стадии разработки, составляются набро­ски разрабатываемого стандарта, формируется полный набор требований, правил и норм для стандарта, указывается предполагаемая область применения стандарта. При разработке стандарта могут учитываться отзывы о стандарте субъектов из области его применения.

Разработка проекта включает в себя два этапа.

1. Первая редакция. На данном этапе должно быть прове­рено, не имеет ли проект противоречий с действующими за РФ и соответствует ли он Международным стандартам. На данном этапе проект обсуждается специальной группой, которая должна решить, удовлетворяет ли он условиям говора, составленного технического задания и положе­ниям Государственной системы стандартизации. Затем заявители и субъекты из области применения стандарта должны ознакомиться с его первой редакцией.

2. Вторая, или окончательная, редакция. На этом этапе собираются полученные отзывы, на их основе вносятся кор­ректировки, и готовится окончательная редакция документа. Чтобы документ был рекомендован к принятию, необходимо, чтобы его положительно оценили не меньше двух третей технического комитета по стандартизации, занимавшегося его разработкой. Окончательная редакция документа отправ­ляется в Госстандарт РФ и его заказчику.

Принятие стандарта происходит только после обязатель­ной его проверки, которая должна определить, не содержит ли данный проект противоречий действующим законам РФ, установленным правилам и нормам и общим требованиям оформления стандартов. После этого стандарт может быть принят Госстандартом РФ с указанием даты его вступления в силу и, возможно (необязательно), срока действия. Приня­тый стандарт должен быть зарегистрирован и опубликован в Информационном указателе.

Для динамичного развития и эффективного использова­ния передовых достижений науки и техники необходимо, чтобы принятые стандарты своевременно обновлялись. Об­новление стандартов также необходимо, для того чтобы объекты стандартизации могли в полной мере удовлетворять потребности населения и экономики страны. Обновление «анализ существующих стандартов осуществляется техниче­скими комитетами по стандартизации при содействии заин­тересованных сторон.

Если требуется обновить стандарт, технический комитет Должен представить на рассмотрение в Госстандарт проект Изменения, проект обновленного стандарта или предложить отменить данный стандарт. Необходимость обновления стандартов обычно обуславливается новыми достижениями научно технического прогресса. Но продукция, выпускаемая по обновляемому стандарту, должна быть совместима с продукцией, которая будет выпускаться по обновленному стандарту.

Пересмотр Государственного стандарта необходим, если значительно изменяются основные показатели качества продукции и вносимые изменения касаются ее совместимости и взаимозаменяемости. В этом случае взамен существующего Государственного стандарта должен разрабатываться новый

Отмена стандарта происходит, как правило, если объект стандартизации больше не выпускается, или если утвержден новый стандарт с более высокими требованиями и нормами. Отмененный стандарт может и не заменяться новым.

Все решения о пересмотре, обновлении и отмене стандар­тов принимает Госстандарт РФ. Информация о принятых ре­шениях публикуется в Информационном указателе.

Если речь идет о стандарте отрасли, то данные решения принимаются Государственным органом управления, установившим стандарт.

Стандарты предприятий находятся в ведении руководства предприятий. Оно может отменять и обновлять стандарты предприятия по своему усмотрению, но при условии, что из­менения в стандартах не противоречат законодательству РФ и обязательным требованиям Государственных стандартов.

Изменения стандартов научно-технических, инженерных и других общественных объединений обуславливаются новы­ми достижениями науки и технического прогресса, новей­шими научными открытиями.

Информацию обо всех изменениях и отмене стандартов субъекты стандартизации должны своевременно представ­лять в Госстандарт РФ.