Нормативные документы по стандартизации, их категории

 

 

Нормативными документами по стандартизации в РФ яв­ляются:

1) Государственные стандарты (ГОСТ Р);

2) стандарты отраслей;

3) стандарты предприятий;

4) общероссийские классификаторы;

5) научно-технические стандарты, стандарты инженерных обществ и других общественных объединений.

Дадим общую характеристику указанным категориям стандартов.

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) -нормативный документ, являющийся национальным стан­дартом, утвержденный Центральным органом исполнительной власти по стандартизации - Госстандартом России. Государственные стандарты содержат в себе как обязательные, так и рекомендуемые требования, и распространяются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение или применение.

Обязательные требования к качеству продукции, входящие в Государственные стандарты, обеспечивают безопасность данной продукции, товара или услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, экологии, имущества физических и юридических лиц, а также безопасность и комфортность труда; совместимость и взаимозаменяемость; объективные методы контроля над соответствием; единство маркировки, позволяющее удостовериться в выполнении обязательных требований.

Отраслевые стандарты (ОСТ)— стандарты, которые разраба­тываются Государственными органами управления (министер­ствами, например) для продукции, работ и услуг определенной отрасли. Обязательные требования Государственных стандар­тов, санитарные нормы и правила безопасности для данной отрасли должны неукоснительно соблюдаться при составлении отраслевых стандартов. Субъекты отраслевой стандартизации несут ответственность за соответствие отраслевых стандартов обязательным требованиям Государственных стандартов.

В роли объектов отраслевой стандартизации могут высту­пать: продукция, работы и услуги отраслевого значения; ор­ганизационно-технические и общетехнические объекты отрас­левого значения.

Предприятия, находящиеся в ведении органа Государ­ственного управления, утвердившего данный стандарт, долж­ны соблюдать данный стандарт. Другие предприятия могут применять данный стандарт на добровольной основе. Госу­дарственный орган, утвердивший отраслевой стандарт, должен контролировать выполнение обязательных требований стандарта.

Стандарты предприятий (СТП)— нормативный документ, утверждаемый руководителем предприятия, объектом кото­рого является производимая или используемая предприятием продукция, работы и услуги или же составляющие организа­ции и управления производством. Стандарты предприятия могут быть установлены также и для инструментов и техноло­гических приемов производства данной продукции.

При помощи СТП могут осваиваться Государственные и Международные стандарты и устанавливаться определен­ные требования к качеству комплектующих изготавливаемой продукции, которые поставляют другие предприятия.

Стандарты общественных объединений (СТО)(под общест­венными объединениями могут пониматься научно-тех­нические или инженерные общества) представляют собой нормативные документы, разрабатываемые для различных инновационных видов продукции, работ и услуг; нетради­ционных методов научных исследований, испытаний экс­пертизы; новых стратегий управления производством. Целью общественных объединений, разрабатывающих данные стан­дарты, является широкое распространение мировых науч­но-технических достижений и результатов перспективных исследований. СТО выполняют очень важную функцию - снабжают заинтересованные предприятия необходимой информацией о передовых достижениях науки и могут добро­вольно приниматься предприятием для полного или частич­ного использования при разработке стандартов предприятия.

СТО не должны вступать в противоречие с действующими Государственными стандартами. В случае, если СТО несут угрозу безопасности здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц или окружающей среды, они должны быть в обязательном порядке согласованы с Государственны­ми органами надзора. Те предприятия, которые используют СТО, должны организовывать контроль над соблюдением вышеуказанных норм.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации— нормативные документы, регла­ментирующие распределение информации согласно установ­ленной классификации. Применение данного типа нормативных документов является обязательным для создания Государственных информационных систем и информационных ресурсов.