Организационно-методические документы, распространяющиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков.

Правовые основы и нормативная база сертификации

К деятельности по сертификации продукции пищевой промышленности и общественного питания прямо или косвенно относятся законы:

1. Закон РФ "О защите прав потребителей" (1992г);

2. Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров" (1992г);

3. Закон РФ "О техническом регулировании" (2002 г);

4. Закон РФ "Об обеспечении единства измерений" (1993г);

5. Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1992г);

6. Закон РФ "Об охране труда";

7. Закон РФ "О. информации, информатизации и защите информации";

8. Закон РФ "О пожарной безопасности";

9. Закон РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"(2000г) и т.д.

В соответствии с этими законами водится обязательная сертификация конкретных объектов, определяются федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов, создаются соответствующие системы сертификации, устанавливаются перечни объектов обязательной сертификации.

Подзаконные акты -постановления Правительства РФ. Они вводят в действие перечни продукции, услуг и другие объекты, подлежащие сертификации; регламентируют др. вопросы сертификации, а также устанавливают правила выполнения отдельных видов работ и услуг.

Основополагающие организационно-методические документы – определяют требования к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней:

- документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы сертификации;

- документы, созданные федеральными органами исполнительной власти и дей

ствующие в рамках конкретных систем.

Классификаторы, перечни и номенклатуры.В работах по сертификации используются:

- "Общероссийский классификатор продукции" (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода;

- "Общероссийский классификатор услуг населения" (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разраядного кода работ и услуг;

- международный классификатор "Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)" для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортной продукции и пр.

Перечни обеспечивают участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации (утверждаются Правительством РФ).

Номенклатура объектов разрабатывается на основе перечней и обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о НД, на основе которых осуществляется сертификация.

Рекомендательные документы– развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы специалистов.

Справочные информационные материалы – содержат расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, являющихся полнотекстовыми, они представляют фактографические базы данных, содержащихся в Госреестре. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, можно получить сведения в справочных информационных материалах.

Законодательством в области конкретных видов деятельности и видов продукции являются:

1. ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" № 171от 22.11.95 (в редакции Закона РФ от 29.12.2001г. N186-ФЗ).

2. Указ Президента РФ "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольных напит-

ков";

3. Постановление Правительства России от 12 февраля 1994 года №100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции услуг";

4. Правительства Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 287 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации";

5. Порядок проведения Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора (постановление ГК РФ по стандартизации и метрологии №99 от 01.09.03);

6. Порядок ввоза на территорию РФ товаров, подлежащих обязательной сертификации (приложение к приказу ГТК РФ №217 от 23.05.94, регистр. номер Минюста 599 от 15.06.94);

7. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 № 1036 Правила оказания услуг общественного питания;

8. Таможенный кодекс РФ (утв. Верх.Советом РФ 01.01.04).

Имеется ряд ведомственных документов, определяющих правила и порядок сертификации пищевой продукции. Главным из этих документов является "Система сертификации ГОСТ Р. Система сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья" (1993г). На её основе разработаны системы сертификации однородных групп пищевой продукции, которые являются основными рабочими документами при выполнении работ по сертификации. Более подробно можно ознакомиться у В.М.Позняковского [37].

Важное значение в координации работ по сертификации имеют документы о межведомственных взаимодействиях, подробнее можете посмотреть у В.М. Позняковского [37].

Гражданско-правовую ответственность за нарушения устанавливают:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая;

2.Закон РФ "О защите прав потребителей".

Административную ответственность за нарушения устанавливают:

1. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (см. приложение 6);

2. Закон РФ "о защите прав потребителей";

3. ФЗ РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";

Уголовную ответственность за нарушения устанавливают:

1. Уголовный кодекс РФ, ст.238, которая гласит:

«Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности

- Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности -наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет;

- Те же деяния, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) совершены неоднократно;

в) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;

г) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека;

наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.

- Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие неосторожности смерть двух или более лиц, - наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет».