История
Наос
См. также
Простиль
Про́стиль (от др.-греч. πρό — впереди и στῦλος — колонна) — тип античного храма.
Представляет собой прямоугольное здание с рядом колонн на главном фасаде. Термин также используется для обозначения портика, выступающего из главного фасада здания.
Впервые храмы данного типа строились этрусками и греками, позже римляне переняли его для строительства своих храмов. Возник, вероятно, на восточных островах Греции в VIII веке до н. э., однако есть немало древних образцов на юге Италии.
- Храм в антах
- Амфипростиль
- Периптер
- Диптер
- Псевдопериптер
- Псевдодиптер
- Моноптер
- Толос
Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. |
Также, Наос - собственное имя Дзеты Кормы.
План трёхнефного собора с заштрихованным наосом
Нао́с (от греч. ναός — храм, святилище) — центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся.
С востока к наосу примыкает алтарь — важнейшее помещение храма, где располагается престол и совершается литургия. Алтарь в православных храмах отделён от наоса завесой и иконостасом. С запада к наосу присоединяется притвор, по-гречески нартекс или пронаос. В некоторых русских храмах притвор отсутствует и входная дверь храма ведёт прямо в наос. С противоположной стороны к наосу примыкает отделённый стеной опистодом, закрытое помещение для хранения ценностей.
В раннехристианских храмах 6-7 веков, строившихся в форме базилики, наос имел продольную форму и состоял из нефов. Однако уже в 5 веке возникли центрические купольные храмы. В них наос мог иметь квадратную, круглую, гранёную или крестообразную форму. Форма наоса усложнялась обходными галереями и хорами, которые могли огибать помещение со всех сторон, кроме алтаря. В зрелом византийском искусстве с 9 века повсеместно распространённым стал крестово-купольный тип храма. В нём наос имел квадратную или близкую к квадратной форму. В наосе располагались четыре колонны, поддерживавшие арки, своды и купол. Существовали храмы без несущих опор в интерьере. В них углы квадратного наоса перекрывались тромпами, поддерживавшими широкий купол. Существовали храмы с наосом в форме креста или трёх-четырёх листника. Последние принято называть триконхи и тетраконхи, так как их полукруглые торцы перекрывались полукуполами-конхами. Этот архитектурный тип широко распространился в архитектуре Армении и Грузии. В Сербии боковые части таких храмов принято называть певницами.
В древнерусской архитектуре распространился тип храма со столбами-опорами (сменившими византийские колонны). Наосы русских храмов 11—13 веков имели прямоугольную форму и делились столбами на три или пять нефов. С запада обыкновенно были хоры, а расположенные под ними компартименты выделялись как нартекс. Этот тип храма просуществовал на протяжении всего древнерусского искусства. Только с 14—15 веков в храмах исчезают хоры. В 16—17 веках распространились бесстолпные храмы, перекрытые шатром, крестообразным или сомкнутым сводами. Наос в них приобрёл предельно простую прямоугольную форму. По бокам к наосу часто примыкали приделы — малые храмы, имевшие схожую форму. С запада к наосу стала примыкать низкая продольная часть, так называемая трапезная. Во многих более поздних церквях 18—19 веках интерьеры приделов и трапезной слились воедино, разделяясь только столпами. Интересные формы наоса встречаются в русских храмах периода барокко и классицизма. Встречаются храмы в стиле классицизм круглой формы, то есть ротонды. В середине второй половине 19 века в период эклектики возрождаются некоторые формы русских храмов 17 века и более ранних. В конце 19начале 20 века строится много церквей и соборов с повторением многих форм византийской архитектуры. В них пространство наоса вновь получило сложную и выразительную форму.
[показать] Храмовая архитектура | ||
Христианские | Крестово-купольный храм • Шатровый храм • Базилика • Ротонда • Восьмерик на четверике • Иже под колоколы • Корабль • Надвратный храм • Железная церковь • Зальный храм | |
Буддийские | Пранг • Пагода • Сала • Ступа • Кумбум • Тахото • Так-пху • Чайтья | |
Языческие | Митреум • Моноптер • Нимфеум • Наиск • Капище • Гонтина • Серапеум • Мегалитические храмы Мальты • Мандир | |
План и объёмы | Наос • Пронаос • Опистодом • Неф • Апсида • Четверик • Восьмерик • Капелла • Хоры • Галерея • Средокрестие | |
Помещения | Экзонартекс • Притвор • Венец капелл • Придел • Крипта • Подклет • Карильон • Вима • Амвон • Алтарь • Трансепт • Исповедальня • Эмпоры | |
Несущие конструкции | Столб • Колонна • Аркада • Каркасная система готической архитектуры • Контрфорс • Аркбутан • Нервюра | |
Своды и перекрытия | Арка • Свод • Конха • Парус • Тромп • Барабан • Глава • Купол • Шатёр • Журавец • Закомара • Кокошник • Лемех • Небо | |
Храмовые сооружения | Звонница • Карильон • Колокольня • Кампанила • Капелла • Придел • Баптистерий • Киворий • Гульбище • Клуатр • Трапезная • Мартириум |
Источник — «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Наос&oldid=47201974»
Категории:
- Архитектурные элементы
- Храмовая архитектура
Завеса (Катапетасма)
(перенаправлено с «Церковная завеса»)
Царские врата с задернутой завесой
Катапéтасма, катапета́сма (греч. καταπέτασμα — «занавес»), церковная заве́са — занавес за иконостасом, разделяющий царские врата и престол.
Во время богослужений она то открывается, то закрывается, иногда бывает наполовину открытой. Завеса совсем не открывается во время печальных или покаянных богослужений — на вечерне малой, повечерии, полунощнице; открывается — на радостных, торжественных богослужениях (утреня, литургия, часы, если на них читается Евангелие, и т. д.). На литургии преждеосвящённых даров завеса открывается и закрывается не вся, а только её половина. Каждое открытие и закрытие завесы имеет особенное аллегорическое значение.
В зависимости от дня года и праздника, катапетасма может быть разного цвета, как и облачения священнослужителей.
Название завесы в Библии используется как завеса, отделявшая «святая святых» от других частей Иерусалимского храма (Лк.23:45).
Сотканная руками Божией Матери завеса раздралась надвое в момент крестной смерти Спасителя (Мф.27:51; Мк.15:38; Лк.23:45). По образному толкованию святителя Прокла, архиепископа Констанинопольского, не терпя страданий Христа, посвящённый Господу храм «разодрал от скорби ризу свою».