Государственная система стандартизации

 

Переход на рыночные условия требует гармонизации не только нормативных документов, действующих в Украине с международными, а и существенных смен правил классификации и кодирования научно-технической информации и переход на принятую в международных организациях систему учета и статистики. Для этого принимается единая терминология, обозначения и обеспечивается совместимость международных и национальных информационных систем. Поэтому на Украине принята единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК).

Уже в 2001 году система национальной классификации в Украине содержала 18 взаимосвязанных государственных классификаторов. Например, классификатор форм собственности, классификатор профессий, украинский классификатор нормативных документов, классификатор валют, классификатор государств мира, классификатор полезных ископаемых и подземных вод и т.д.

Стандарты, как другие нормативно-технические документы, не могут оставаться неизмененными в связи с высокими темпами научно-технического прогресса во всех отраслях промышленного производства. Новые технологические возможности создают предпосылки к повышению качества продукции, отсюда возникают новые требования к самой технологии изготовления и ко всему метрологическому обеспечению производства. Стандарты в этом случае нуждаются в уточнении, пересмотре.

Проверка стандартов по ГОСТ 1.15—82 осуществляется по утвержденным и согласованным планам головными или базовыми организациями по стандартизации совместно с организациями, разработавшими стандарт, с привлечением предприятий - изготовителей и потребителей стандартизованной продукции, представителей органов Госстандарта - областных и межобластных центров стандартизации и метрологии, а также специалистов научно-исследовательских институтов Госстандарта Украины.

Разработка проекта стандарта состоит из двух стадий – в первую разрабатывается первая редакция проекта стандарта, где учитывается требования к назначению стандарта и их соответствие законодательству Украины действующим стандартам и международным нормам и государственным стандартам других стран. После чего составленная первая редакция стандартов рассматривается на специальном заседании ТК и утвержденный проект рассылается на отзыв заказчику и всем заинтересованным организациям и предприятиям.

Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов и в оформлении заключительной редакции проекта стандарта и подготовки его к принятию. Конечная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля за обязательными требованиями к стандартам, научно-исследовательским институтам Госстандарт Украины. Стандарт принимается две трети членами ТК согласными с конечной редакцией стандарта. Стандарт в последствии может пересматриваться или отменяться. Отмена стандарта происходит в большей степени вследствие окончания его использования.

Утверждать, вносимые в стандарты изменения, и отменять стандарты имеет право государственная метрологическая служба.

Службы стандартизации организаций, производственных объединений, комбинатов, трестов, пользуясь «Указателем стандартов», должны сообщать держателям стандартов об их изменении или отмене и направлять им копии этих изменений, которые вклеивают в стандарт.

В случае возникновения объективных препятствий для выполнения отдельных требований государственного стандарта производитель или поставщик продукции обязан уведомить про это центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. Одновременно производитель может обратиться к Центральному органу с предложениями по исключению, внеочередному рассмотрению и внесению соответствующих изменений к этому стандарту или получение разрешения на временный выпуск продукции с отклонением от обязательных требований стандартов. Центральный орган исполнительной власти изучает обоснованность обращения производителя, производит в случае необходимости экспертизу и устанавливает ограничения и срок его действия. В случае изготовления продукции на экспорт, если контрактом установлены другие требования, которые расходятся с нормативными актами Украины, разрешается использовать требования контракта если они не противоречат законодательству Украины в части требований к процессу изготовления продукции, ее хранения и транспортирования по территории Украины. Лица, виновные в нарушении законодательства в сфере стандартизации несут ответственность согласно законам Украины.

Переход Украины к рыночной экономике повысил требования к стандартизации, в частности, для присоединения Украины к Всемирной торговой организации (ВТО) принята новая категория нормативных документов – технический регламент. В новых стандартах основное внимание теперь уделяется сертификации качества объектов стандартизации. Сегодня в Украине действующими являются свыше 5 тысяч государственных стандартов (ГСТУ). Идет работа по гармонизации ДСТУ со стандартами международных организаций. Кроме ДСТУ на Украине принята в качестве государственных много стандартов международных организаций, руководящих нормативных документов, рекомендаций, отраслевых стандартов и технических условий. В мае 2001 года принят закон Украины о стандартизации, направленный на обеспечение единой технической политики в этой сфере.

Органами стандартизации, установленным законом о стандартизации, являются орган исполнительной власти в сфере стандартизации ДКТРСП, совет стандартизации, технические комитеты по стандартизации и другие субъекты, которые занимаются стандартизацией.

Схема органов Кабинета Министров по метрологии, стандартизации, подтверждения соответствия и аккредитации.