Стратегия развития ж.д. пути в современных условиях

Классификация путей

 
Конструкция, необходимая мощность пути и его элементов определяются: в зависимости от скорости движения поездов и грузонапряженности– главных факторов, влияющих на перевозочный процесс и работу пути.

Грузонапряженность линии – Г - сумма произведений массы перевезенных грузов в течение 1 года на расстоянии перевозки, отнесенная к 1-му км эксплуатационной длины.

 

Г =

(под эксплуатационной длиной понимают протяженность ж.д. линии между станциями без учета станционных путей.)

Железнодорожные пути классифицируются в соответствии с таблицей 2 (Положение о системе ведения путевого хозяйства от 30.10.2010..

 

Таблица 2. Классы путей на участках совмещенного движения

Группа пути Грузонапряженность млн.т км брутто/км в год Категории пути – допускаемые скорости движения поездов (числитель – пассажирские, знаменатель – грузовые)
С
40 и менее
Главные пути
А Более 80
Б 51 - 80
В 26 - 50
Г 11 - 25
Д 6 - 10
Е 5 и менее - - -

 

 

Примечания к таблице 2.1:

1.При количестве графиковых пригородных и пассажирских поездов с максимальными скоростями движения 80 км/ч и более, независимо от значения грузонапряженности, путь должен быть не ниже:

1 класса- более 100 поездов в сутки;

2 класса - 31 - 100 поездов в сутки;

3 класса - 6 - 30 поездов в сутки.

2. На участках со сложным планом, на которых кривых с радиусом менее 350 м более 20%, или всех кривых более 40%, при прочих равных условиях класс пути повышается на одну ступень.

3. При совпадении 1 и 2 условий класс пути может быть повышен только один раз.

4. Приемо-отправочные и станционные пути, предназначенные для безостановочного пропуска поездов со скоростями 40 км/ч и более относятся к 3 классу. Станционные пути, не предназначенные для безостановочного пропуска поез­дов при установленных скоростях 40 км/ч, а также специальные пути, предназна­ченные для обращения подвижного состава с опасными грузами, сортировочные пути со скоростями движения 40 км/ч относятся к 4 классу. Осталь­ные станционные, подъездные и прочие пути относятся к 5 классу.

.

 

 

Пример: 1Б2 (класс, группа, категория)

 

Железнодорожный путь работает в крайне сложных условиях:

  1. Громадное разнообразие географических и природно-климатических факторов (суровый климат, вечная мерзлота, сейсмичность, громадная заболоченность);
  2. Высокая грузонапряженность (Среднее значение достигает 33).
  3. Высокая интенсивность движения (На Московской ж.д. N>100).
  4. Высокие осевые нагрузки (Pст=250)

При работе под подвижным составом в совокупности с природно-климатическими факторами в пути появляются остаточные и упругие деформации. Упругие деформации исчезают после снятия нагрузки, а остаточные (износ рельсов, шпал, балласта, земляного полотна) медленно накапливаются.

Постоянному накапливанию остаточных деформаций противопоставлено постоянное текущее содержание и ремонты пути на основе диагностирования пути, планирования путевых работ и их организаций, направленных на соблюдение нормативов содержания технических средств ж.д. пути с учетом аналогичных требований к подвижному составу.

При этом важнейшим требованием надежной работы пути является необходимость обеспечения соответствия мощности и конструкции пути грузонапряженности и скорости движения.

Однако из-за многолетней нехватки технических и технологических средств указанное реализовано пока в небольшой мере. Такое положение приводит к частичным отказам пути (т.е. путь работоспособен, но требует ограничение скорости). Не исключены случаи полных отказов. В связи с этим основным требованием современной технической политики является обеспечение надежности пути при оптимальных затратах.

Стратегия развития ж.д.пути включает в себя следующие направления:

  1. Максимальное расширение полигона бесстыкового пути и стрелочных переводов на железобетонных шпалах;
  2. Продление сроков службы всех элементов пути с разработкой технологий их реновации (укладка длинных плетей, профильная шлифовка, лубрикация, улучшение качества поверхностной закалки)
  3. Расширение объемов повторного использования элементов пути
  4. Поиск и внедрение дешевых материалов для изготовления элементов пути (изготовление композиционных шпал из старогодних переработанных материалов маломерной древесины).
  5. Внедрение наиболее современных конструкций пути, с применением их боллее дифференцированным.
  6. Внедрение машинизированного текущего содержания.
  7. Диагностирование состояния пути на компьютерной основе.
  8. Рационализация системы управления путевым хозяйством.
  9. Развитие системы мониторинга состояния пути на базе мобильных средств контроля.