Введение

ТЕХНОЛОГИЯ СУДОСТРОЕНИЯ

Раздел «Сварка судовых конструкций»

Учебное пособие (конспект лекций) для студентов высших учебных заведений специальности 180101.65 – Кораблестроение

 

Калининград

Издательство ФГОУ ВПО «КГТУ»


УДК 65.011.56.629.12

УТВЕРЖДЕНО

Ректором ФГУО ВПО

«Калининградский государственный
технический университет»

 

Автор – Морозов В.Н., к.т.н., доцент кафедры кораблестроения ФГУО ВПО «Калининградский государственный технический университет».

 

Рецензент - кафедра кораблестроения Калининградского государственного технического университета,

Учебное пособие (конспект лекций) рассмотрено и одобрено на заседании кафедры кораблестроения ФГОУ ВПО «КГТУ» « 30» июня 2011 г., протокол № 6.

Учебное пособие (конспект лекций) рассмотрено и одобрено на заседании секции методической комиссии факультета судостроения и энергетики ФГОУ ВПО «КГТУ»

«9» сентября 2011 г., протокол № 1.

 

Морозов В.Н. Конспект лекций: сварка судовых конструкций: Учебное пособие.

В.Н.Морозов; рец. Кафедра «Кораблестроения»; Калининградский государственный технический университет, - Калининград: Издательство «КГТУ», 2011 - с. Рис. ., табл. –Библиогр.: С.. . 30 экз.

 

 

ISBN НЕ присвоен. Внутреннее издание Калининградского государственного технического университета.

В данном издании рассмотрены основные понятия и определения сварки, способы сварки в судостроении, источники питания, сварочные материалы, металлургические процессы при сварке, основные дефекты сварных конструкций, методы контроля качества сварных соединений. Учебное пособие (конспект лекций) написан в соответствии с программой курса «Технология судостроения» - раздел сварка судовых конструкций. Издание предназначено для студентов, обучающихся в рамках государственного образовательного стандарта по специальности 1801101 «Кораблестроение».

УДК 65.011.56.629.12

IBSN НЕ присвоен. Внутреннее издание КГТУ В.Н.Морозов, 2011

 

 

©ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет», 2011 г.


Электрическая дуговая сварка в настоящее время является основным технологическим процессом соединения судовых корпусных конструкций. В зависимости от условий производства, особенностей свариваемых материалов, а также требований, предъявляемых к свойствам и качеству сварных соединений, в настоящее время в промышленности применяют более шестидесяти видов сварки. Переход от клёпаного судостроения к сварному позволил существенно упростить конструкцию судна и снизить вес корпуса, удешевить постройку корпуса благодаря упрощению технологии и повысить качество изготовления конструкций и др. [8, 7]. Но появились определённые сложности, связанные с проявлением остаточных сварочных деформаций (искажение размеров и формы конструкции) и остаточных напряжений в сварных конструкциях [ 1, 8]. За последние 15-20 лет в сварочной технике и, в частности, в судостроении стали применять много новых процессов сварки – это и односторонняя сварка конструкций на охлаждаемых медных подкладках и скользящем медном ползуне, положено начало широкому внедрению электрошлаковой сварки в судостроении при постройке корпусов судов и применению газоэлектрической резки металлов в судостроении и многое другое.

Согласно программе курса в учебном пособии основное внимание уделено электрической дуговой сварке – начиная от ручной дуговой и её разновидностях и кончая высокопроизводительной автоматической сварке под слоем флюса и в среде защитных газах. Определённое внимание уделено и причинам возникновения остаточных сварочных деформаций судовых корпусных конструкций. В учебном пособии рассмотрены также металлургические процессы при сварке, а также современные способы контроля качества сварных соединений. Данное учебное пособие, в формате конспекта лекций, значительно облегчит усвоение этой дисциплины и послужит основой для закрепления полученных теоретических знаний и компетенций в области сварки. Предшествующая этой дисциплине рабочая учебная практика студентов на судостроительном предприятии и получение ими квалификационного разряда по сварке, поможет студентам успешно освоить лабораторные работы.