ЗАХОЛАЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПЕРЕД ЗАПУСКОМ
При криогенных компонентах перед запуском двигателя основные трубопроводы и полости насосов предварительно должны быть охлаждены до температуры компонентов. Только после этого они могут быть заполнены криогенными компонентами в жидком состоянии, так как в случае отсутствия захолаживания порции криогенных компонентов при контакте со стенками более "теплой" конструкции будут перегреваться и газифицироваться. В результате полости трубопроводов и насосов будут заполнены парами компонентов. При раскрутке ТНА насосы закавитируют, "сорвут" и не будут качать компоненты. Кроме того, поступающий в камеру и ЖГГ пар (особенно если он будет поступать достаточно длительное время) приведет к неорганизованному смешению, образованию взрывоопасных газовых и газожидких смесей, горению с неуправляемым изменением соотношения компонентов как в пространстве камеры, так и по времени. Все это вместе взятое приведет, в лучшем случае, к пульсациям и значительным забросам давления, а в худшем случае — к взрыву камеры на запуске. Поэтому основные криогенные магистрали и полости насосов должны быть захоложены и залиты жидкими компонентами до главных клапанов. Остающаяся часть магистралей захолаживается путем поступления при запуске криогенного компонента: водорода в охлаждающий тракт камеры при кислородно-водородном двигателе или кислорода в полость форсуночной головки при кислородно-углеводородном двигателе.
Схемы захолаживания могут быть разными, они выбираются в зависимости от назначения двигателя и вида компонента. Главное при их выборе — они должны обеспечивать высокую эффективность и иметь минимальные потери компонентов.
На рис.23, а показана схема захолаживания кислородно-углеводородного двигателя первой ступени РН. Здесь захолаживание осуществляется проливкой криогенным компонентом - килородом - входного трубопровода и полости насоса под воздействием гидростатического давления и давления наддува до тех пор, пока специальные датчики не зафиксируют слив жидкого компонента из дренажного клапана. Это наиболее простая схема захолаживания. Она достаточно распространена, особенно, если на стартовой позиции кислородный бак постоянно подпитывается жидким кислородом от наземных устройств, компенсируя потери.
На рис.23, б показана более сложная схема. Здесь при захолаживании
Рис.23. Схемы захолаживания двигателя при работе на криогенных компонентах:
а — проливкой жидкого кислорода под давлением наддува и гидростатического напора; б — прокачкой переохлажденных жидких кислорода и водорода специальными рециркуляционными насосами (HP) с электроприводом (ЭП); в - продувкой тракта охлажденным газообразным гелием.
происходит непрерывная циркуляция криогенного компонента: бак — рециркуляционный насос — трубопровод — полость насоса — бак. Для этого в схеме имеется специальный рециркуляционый насос с электроприводом. Бак заправляется несколько переохлажденным компонентом. Достоинство схемы, несмотря на ее некоторую сложность, — отсутствие потерь компонента и возможность его применения для двигателей всех ступеней.
На рис.23, в показана схема захолаживания, в которой на стартовой позиции через магистрали, подлежащие захолаживанию, пропускается от наземных устройств охлажденный до нужной температуры газообразный гелий. После захолаживания магистралей последние заполняются жидкими криогенными компонентами тоже практически без потерь.
Двигатели второй ступени и последующих можно захолаживать непосредственно перед стартом от наземных устройств. Затем полости заливаются жидкими криогенными компонентами. Они также имеют постоянный дренаж за борт во время полета до включения данного двигателя. Естественно, для уменьшения потерь компонентов на дренаж все захолаживаемые трубопроводы и полости насосов должны иметь хорошую теплоизоляцию.