ЗАЖИГАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ТОПЛИВА.
Воспламенение компонентов, поступивших в камеру сгорания или ЖГГ, - ответственный момент запуска. Особенно усложняется организация воспламенения топлива в двигателях, работающих на несамовоспламеняющихся компонентах. В этих случаях воспламенение обеспечивается предварительным включением зажигания — специального устройства или блока зажигания, которые должны быть в составе таких двигателей.
Важным параметром воспламенения является так называемая задержка воспламенения — это время τс с момента контакта (поступления обоих компонентов в камеру сгорания или ЖГГ) и до начала интенсивного подъема давления (момента распространения пламени по всему объему камеры сгорания). За это время в камеру сгорания или ЖГГ успевает натечь определенное количество компонентов топлива, которое теперь выгорает.
Задержка воспламенения во многом определяет характер запуска: темп набора давления, возможную перегрузку при выходе на режим. Чем меньше время задержки воспламенения, тем меньше успевает натечь в объем камеры сгорания или ЖГГ компонентов до их воспламенения и тем спокойнее будет характер запуска.
Значение τс зависит от нескольких параметров:
химического состава компонентов и их химической активности. Чем химически активнее компоненты, тем меньше время τс',
характера смешения поступающих в камеру сгорания первых порций топлива. Чем полнее смешение и ближе коэффициент избытка окислителя к единице в смеси топлива, тем меньше задержка его воспламенения;
времени опережения поступления окислителя и горючего относительно друг друга. При некотором опережении поступления одного из компонентов в камеру сгорания или ЖГГ характер запуска может стать более спокойным;
температуры, поступающих первых порций компонентов, а также давления в полости камеры сгорания и ЖГГ в этот момент. Чем меньше температура и меньше давление, тем больше задержка воспламенения и тем "жестче" характер запуска.
Экспериментальной отработке и строгой регламентации параметров и процессов запуска (опережения поступления окислителя и горючего относительно друг друга), процессам втекания компонентов через форсунки и их первичному перемешиванию, температуре компонентов, давлению в полости камеры сгорания уделяется большое внимание при проектировании и доводке двигателя.
При использовании несамовоспламеняющихся компонентов, как уже сказано, их воспламенение производится специальным устройством или блоком зажигания. К настоящему времени разработаны и применяются в эксплуатации много различных схем и способов зажигания несамовоспламеняющихся компонентов. Рассмотрим некоторые из них, получивших наиболее широкое применение.
Химическое зажигание. Имеются две схемы конструктивного выполнения такого зажигания.
Первая схема представлена на рис.20, а. Здесь в трубопроводе горючего перед камерой выделен или "врезан" объем, отделенный прорывными мембранами от остальной части трубопровода. Этот объем заполняется пусковым горючим, которое самовоспламеняется с используемым в двигателе окислителем. Например, при азотнокислотном окислителе — смеси Н N03 и N204 - самовоспламеняющимся компонентом обычно служит смесь триэтиламина (C2Hs)3N и ксилидина (CH3)2C6H3NH2. При открытии главного клапана горючего, последнее устремляется по трубопроводу и заполняет его. При определенном давлении последовательно разрываются обе мембраны, и пусковое горючее первым поступает в камеру сгорания и там самовоспламеняется с поступившим окислителем. Поступающий затем расход основного горючего с окислителем зажигается от продуктов сгорания пускового горючего с этим же окислителем. Эта схема зажигания достаточно надежная. Она может использоваться для запуска как малых двигателей, так и больших. Основной ее недостаток — однократность запуска.
Рис.20. Схемы химического зажигания:
а ~ одноразовая; б - многоразовая; 1 - капсула с самовоспламеняющимся компонентом с данным окислителем; 2 - газовый аккумулятор давления; 3 — пусковая форсунка
Вторая схема представлена на рис.20, б. Здесь в составе двигателя имеется специальная пусковая система: бачок с пусковым горючим, которое самовоспламеняется с данным окислителем, система его подачи и трубопровод с клапанами. Обычно трубопровод соединен со специальной пусковой двухкомпонентнои форсункой, расположенной на смесительной головке. Например, при окислителе 02 воспламеняющимся с газообразным 02 компонентом служит смесь триэтилалюминия (C2H5)3AL и триэтил-бора(С2Н5)3В.
При запуске с открытием главного клапана окислителя открывается и клапан подачи пускового горючего в форсунку. Происходит самовоспламенение и образование очага горения — запального факела. После поступления в камеру основного горючего, последнее воспламеняется от этого факела. Как только камера вышла на рабочий режим, подача пускового горючего прекращается, а пусковая форсунка переключается на питание основным горючим.
Эта схема запуска также надежна. Основное ее достоинство - возможность осуществления многократного запуска в полете. По этой схеме запускаются многие двигатели, например, двигатель F-l РН "Сатурн-5". В этом двигателе для зажигания используется смесь, состоящая из 85 % триэтилбора (C2HS)3 В и 15 % триэтилалюминия (C2HS)3AL, которая самовоспламеняется с парами кислорода (в кислородных двигателях первые порции кислорода - газообразные).
Пиротехническое зажигание. Это зажигание может выполняться по двум конструктивным схемам.
Первая схема представлена на рис.21, а и б. В данном случае в камеру сгорания со стороны сопла вводится пирозапальное устройство (ПЗУ). Оно состоит из штанги, на конце которой располагается пиротехнический, т.е. твердотопливный патрон — запал. Причем для двигателей первой ступени РН ПЗУ располагается непосредственно
Рис.21. Пиротехнические схемы зажигания. Расположение пирозапального устройства ПЗУ:
а - на стартовом столе; б - на сопловой заглушке; в - на корпусе камеры сгорания и корпусе ЖГГ
Рис.22.Электроискровое зажигание:
1-трубопроводы подачи пусковых газообразных компонентов (кислорода и водорода и др.); 2 -блок-форкамера электрозажигания; 3 - электроискровая свеча; 4 — смесительная головка камеры сгорания.
на стартовом столе (см. рис.21, а), а для ижгателей верхних ступеней ПЗУ может укрепляться на заглушке сопла (см. рис.21,б).
Вторая схема приведена на рис.21,в. В отличие от предыдущей схемы здесь пирозапальное устройство представляется в виде специальной пирозапальной камеры, в которой размещается пиротехнический заряд. Пирозапальные камеры располагаются непосредственно на камере и ЖГГ двигателя. Обычно для надежности их устанавливают по две-три штуки.
При запуске в обеих схемах после включения зажигания в камере сгорания и в ЖГГ образуется мощный факел из продуктов сгорания пиротехнического заряда. Этот факел легко воспламеняет смесь основных компонентов, поступающих через смесительную головку в камеру сгорания и ЖГГ.
Пиротехническое зажигание работает вполне надежно. Основной его недостаток — однократность запуска. По этой схеме запускается многокамерная двигательная установка РН "Восток".
Электроискровое зажигание используется главным образом при запуске кислородно-водородных двигателей. Одна из схем электроискрового зажигания представлена на рис.22. Здесь в центре смесительной головки и находится гнездо, в котором располагается запальный блок. Есть также конструкции, при которых запальный блок устанавливается сбоку камеры сгорания и ЖГГ.
Запальный блок представляет собой камеру, в которую через форсунки. И поступают газообразные пусковые компоненты — кислород и водород. Пусковые порции компонентов поджигаются электроискровой свечой, установленной в камере пускового блока. Если подобрать определенное соотношение и расходы пусковых компонентов, можно получить достаточно мощный поток продуктов сгорания из запальной камеры. Запальный факел надежно воспламеняет основные жидкие компоненты, поступающие через форсунки смесительной головки в камеру сгорания И ЖГГ. Электроискровое зажигание используется в ряде двигателей, например, в двигатель SSME американского ракетоплана "Спейс шаттл".
Недостатками электроискрового зажигания являются: необходимость иметь запас пусковых газообразных компонентов; мощное электропитание; ненадежная работа высоковольтной электросистемы в условиях вакуума-, чувствительность электроискровых свечей к отказам в условиях недостаточно чистой "атмосферы" в запальной камере при компонентах, кроме водорода и кислорода. Поэтому поиски и разработка новых принципов и схем зажигания несамовоспламеняющихся компонентов в ЖРД продолжаются.