РАСКРУТКА ТУРБОНАСОСНОГО АГРЕГАТА.
Одной из ответственных операций запуска является включение или раскрутка ТНА. Эта операция — центральная при запуске двигателя с насосной подачей топлива. Успешное ее осуществление обеспечивает включение всех систем в работу.
Приемов и методов раскрутки ТНА много. Все они могут классифицироваться по следующим схемам раскрутки:
1. от основного ЖГГ;
2. от специального стартового газогенератора;
3. от специальной стартовой турбины;
4. от сжатого газа.
Раскрутка ТНАот основного ЖГГ — достаточно распространенная схема. Главное в этой схеме — включить, или "запустить" ЖГГ двигателя. Существует несколько вариантов схем включения ЖГГ:
1. На рис.17, а показана схема, в которой в момент запуска в ЖГГ
поступают пусковые компоненты топлива из специальных пусковых бал-
ионов, имеющих вытеснительную подачу. После раскрутки ТНА и подъема давления за насосами работа ЖГГ переключается на питание от основных трубопроводов, а пусковая система отключается. По этой схеме раскручивается, например, ТНА двигателя РД-219.
Эта схема позволяет обеспечить многократный запуск. Для этого достаточно сделать пусковые баллоны нужной вместимости или их дозаправку после запуска.
2. Разновидностью этой схемы запуска основного ЖГГ является схема,
представленная на рис.17, б. Здесь вместо пусковых баллонов для компонентов установлены пусковые поршневые насосы — цилиндры с поршнями и соответствующей автоматикой. При запуске давление газа воздействует на поршень и вытесняет пусковые расходы компонентов в ЖГГ. После перехода ЖГГ на питание от основных трубопроводов автоматика обеспечивает заполнение цилиндров новой порцией компонентов.
Таким образом, эта схема может обеспечить не только многократный запуск в полете, но и запуск в невесомости. По этой схеме многократно i.'iпускается в невесомости корректирующе-тормозная двигательная установка КТДУ-35, разработанная в ОКБ A.M. Исаева и применяемая на космических кораблях "Союз" и орбитальной станции "Салют".
Работа поршневого насоса должна быть исключительно надежной, так как в случае незапуска повторный запуск невозможен, так как пусковые компоненты полностью расходуются при первой попытке.
3. Наиболее простая разновидность схемы включения основного ЖГГ в работу — подача пусковых расходов компонентов в основной ЖГГ от наземных систем. Этот способ раскрутки ТНА подходит для двигателей первой ступени РН. Например, такая схема запуска основного ЖГГ осуществлена на двигателях РН "Восток" (рис. 17, в).
Рассмотренные схемы раскрутки ТНА применяются главным образом
Рис.17 . Схемы раскрутки ТНА от основного ЖГГ, в котор? «й поступают пусковые расходы компонентов:
а - из пусковых бачков; б - из пусковых поршневых насосов; в - от наземной системы
в двигателях без дожигания генераторного газа, в которых расход генераторного газа достаточно мал. В схемах двигателей с дожиганием, как известно, через ЖГГ и турбину ТНА проходит значительный расход — несколько больше расхода одного из компонентов. В этом случае приведенные выше схемы раскрутки ТНА потребуют также значительных пусковых расходов. Это приведет к большому росту массы и габаритных размеров пусковых устройств. Здесь лучше подходит следующая простая схема.
4. Пусковые расходы в основной ЖГГ поступают по основным трубопроводам под действием гидростатического давления и давления наддува баков. Это распространенная схема так называемого самопуска или "самотека" пусковых расходов компонентов. Она наиболее пригодна для 'I.питателей с дожиганием генераторного газа.
В этой схеме каких-либо специальных пусковых систем нет. В этом ее главное преимущество. После заливки полостей насосов жидкими компонентами открываются главные клапаны. Компоненты под действием гидростатического давления столба жидкости в поле земного или динамического ускорения и давления наддува в баках устремляются по трак-гам в ЖГГ и камеру. Причем ввиду более короткого пути, и благодаря специальным конструктивным и схемным решениям (если это необходимо) первыми компоненты поступают в ЖГГ. После начала горения и ЖГГ генераторный газ поступает на турбину и далее по газоводу в камеру. Так как в камере сгорания еще нет противодавления, поскольку горение в ней еще не установилось, то турбина ТНА довольно быстро раскручивается, плавно поднимая давление подачи компонентов до номинальных значений. Ввиду простоты технического решения схема "самопуска" получила большое распространение. Тем более, что эта схема обеспечивает также и многократный запуск в полете. По такой схеме осуществляется запуск двигателей РД-253, SSME и др.
Раскрутка ТНА по этой схеме наиболее пригодна для двигателей с дожиганием генераторного газа. Запуск двигателя без дожигания встречает определенные трудности. Это объясняется тем, что турбина ТНА двигателем без дожигания работает на большом перепаде давления, но с малым расходом генераторного газа. Поэтому если никаких конструктивных мер не принимать, то при подаче компонентов топлива на режиме "самотека" в ЖГГ в начальный период в нем образуется очень мало генераторного i аза и создается очень малое давление. Во многих случаях этого недостаточно: турбина либо очень медленно раскручивается, либо даже не страгивается с места.
Однако преимущества раскрутки ТНА "самопуском" столь велики (техническая простота, многоразовость пуска и плавность выхода на режим), что возникает необходимость приспособить эту схему запуска и для двигателя без дожигания. Для этого путем конструктивных мероприятий необходимо решить две задачи:
а) организовать специальную пусковую линию подачи компонентовв ЖГТ, по которой при малом давлении подачи поступал бы больший их расход;
б) установить специальные "дозвуковые" пусковые сопла на турбине, которые бы более эффективно работали в пусковой период.
Естественно, схема пуска несколько усложняется, вводятся дополнительные конструктивные элементы, а также клапаны и их автоматика. Зато принцип самопуска ТНА и всего двигателя оказывается вполне пригодным и для двигателя без дожигания. Например, американский двигатель F-1 (без дожигания) запускается по этой схеме.
Раскрутка турбины ТНА от стартерного газогенератора — это распространенная схема пуска одноразовых двигателей без дожигания генераторного газа. Здесь турбина ТНА оборудована специальным — стартерным ТГГ, как показано на рис.18 .
Рис.18 . Схема раскрутки ТНА от стартерного ТГГ
По соответствующей команде твердое топливо в ТГГ воспламеняется, и его продукты сгорания обычно устремляются через свой пловой аппарат на турбину и быстро ее раскручивают. Давление компонентов за насосами повышается, и по достижении определенного значения включаются клапаны подачи основных компонентов в ЖГГ.
Причем, если компоненты несамовоспламеняющиеся, то предварительно должно включаться зажигание в ЖГГ.
Стартовый ТГГ обычно работает в течение 1,2..Л,5 с. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрутить турбину и включить в работу основной ЖГТ, на котором завершается выход двигателя на режим.
Эта схема раскрутки вполне надежная, и поэтому она довольно распространена, особенно для запуска двигателя со сравнительно небольшой тягой (Р < 100...150 кН). Причем, если на турбине установить несколько стартерных ТГГ, например 2..А, то можно осуществить соответственно 2...4-кратный запуск в полете.
Раскрутка стартерным ТГГ турбины ТНА двигателя с дожиганием по приведенной схеме практически не применяется. Это объясняется тем, что турбина ТНА двигателя с дожиганием, как уже сказано, дозвуковая с парциальностью, равной единице. Она работает на малом относительном перепаде давлений, но с большим расходом рабочего тела. Для раскрутки такой турбины стартерным ТГГ необходимо конструктивно "встроить" специальный сопловой аппарат с высоким перепадом давлений. Однако о о не очень легко сделать на практике. Кроме того, пороховые продукты сгорания, проходя после турбины по газоводу и далее через форсунки смесительной головки, могут их повредить, например засорить. Наконец, пороховые газы ТГГ имеют коэффициент избытка окислителя а < 1, и при поступлении основного окислительного генераторного газа произойдет их догорание с соответствующим, хотя и кратковременным, повышением температуры. Поэтому такой способ раскрутки турбины двигателя с дожиганием не применяется. Это проще осуществить с помощью специальной стартовой турбины.
Раскрутка ТНА от специальной стартовой турбины. В этой схеме на оси ТНА конструктивно установлен специальный стартовый блок - турбина с ТГГ. Ось стартовой турбины соединяется с осью ТНА через муфту сцепления (рис.19). Работа схемы состоит в следующем. После включения ТГГ раскручивается стартовая турбина, которая через муфту сцепления раскручивает ТНА. По достижении определенной частоты вращения и включении основного ЖГГ в работу муфта сцепления автоматически отключает стартовую турбину.
Эта схема раскрутки ТНА двигателя с дожиганием достаточно надежна и обеспечивает быстрый (1,5...2,0 с) запуск двигателя. Если стартерный блок оборудовать несколькими ТГГ, то можно обеспечить и многократный запуск в полете. Для устройства многоразового запуска со многими пусками удобно вместо ТГГ применить стартерный ЖГГ, питаемый пусковыми компонентами из специальных баллонов или поршневых насосов, по схеме многоразового запуска двигателя без дожигания (см. рис.17 и 18).
Раскрутка турбины ТНА сжатым газом - это наиболее простая и надежная схема запуска. От бортовой сети или наземного оборудования сжатый газ поступает в газовод основного ЖГГ и, пройдя через сопловой аппарат турбины, ее раскручивает.
Основной недостаток этой схемы — большой расход газа (в 2...3 раза больший, чем расход генераторного газа). При запуске двигателя первой ступени РН от наземной системы это не так важно. Однако при запуске двигателя от бортовой сети (вторая и последующие ступени) для раскрутки турбины на борту должен быть достаточный запас газа. Если требуется осуществить только один запуск, то это может быть не так обременительно, но при нескольких запусках масса системы газового аккумулятора для сжатого газа становится слишком большой.