Требование к запуску и останову.
Запуск и останов ЖРД - ответственные и сложные режимы работы. Это связано с тем, что в этот период большинство систем двигателя работает на нестационарных режимах: включаются и выключаются многочисленные клапаны, возникают гидравлические удары и вибрации; при запуске происходит раскрутка ТНА и нарастание давления подачи; начинается поступление компонентов в камеру и ЖГГ и.их горение, При останове прекращается поступление компонентов в камеру и ЖГГ, опорожняются полости за отсечными клапанами.
Начало горения при запуске и догорание при останове часто происходят при неуправляемом изменении соотношения компонентов как по сечению смесительной головки, так и в среднем по камере. Это может приводить к возникновению колебаний давления, хлопкам и сильным вибрациям конструкции. При запуске (а также и при останове) может быть так называемый заброс давления в камере выше его номинального значения, т.е. возникает перегрузка. При останове (а также при запуске) могут возникнуть моменты, при которых возможны опасные раскрутки ТНА, повышение местных давлений и температур выше их номинальных значений.
Все эти явления при неблагоприятных их сочетаниях приводят к разрушению двигателя. Как показывает опыт, многие неполадки и аварии возникают на режиме запуска, меньше — на режиме останова. Поэтому отладка запуска и останова двигателя — большая и сложная часть работы при создании нового двигателя.
Запуск.Запуск характеризуется несколькими параметрами. Одним из них является время запуска — время с момента подачи команды на запуск и до выхода на расчетный режим; обычно оно составляет 0,8...0,9 номинального давления на этом режиме. У современных "полноразмерных" ЖРД оно равно 0,8...5 с.
Другими важными параметрами запуска являются темп набора давления (dpк /dt)cр и перегрузка п — (pKmax/ ркN)- оба эти параметра определяют "жесткость" запуска, т.е. характер нарастания инерционных перегрузок, определяющих прочность как элементов конструкции двигателя, так и ЛА в целом. При нормальном или "мягком" запуске обычно (dpK/dt)Cp = 15...20 МПа/с иn~ 1,0. Если (dpK/dt)cр = 25...30 МПа/с и п ~ 1,15...1,20, имеет место "жесткий" запуск, который не всегда допустим.
Наконец, важной характеристикой запуска является количество расходуемого топлива ∆М3 из баков ЛА за период запуска. У современных двигателей это значение должно быть в пределах ∆М3 < (0,3...0,4) т .
Эти параметры строго оговариваются в технических условиях на проектирование двигателя.
В общем случае запуск ЖРД можно представить в виде трех последовательных этапов.
1. Подготовка к запуску, состоящая из следующих операций:
а) включение предварительного наддува баков;
б) заполнение жидкими компонентами трубопроводов до насосов
и полостей самих насосов. При криогенных компонентах этой операции
предшествует захолаживание этих трубопроводов и полостей;
в) включение продувки трубопроводов за главными клапанами на линиях окислителя и горючего, полостей камеры и ЖГГ инертным газом —
азотом или гелием.
2. Включение системы подачи компонентов — ТНА, состоящее из следующих операций:
а) раскрутка ТНА;
б) включение в работу ЖГГ;
в) открытие главных клапанов на линиях подачи окислителя и горю
чего в камеру. Открытие главных клапанов и клапанов подачи компонентов в ЖГГ может происходить не одновременно. Этим обеспечивается
строго установленная для каждого двигателя последовательность поступления окислителя и горючего в камеру сгорания и ЖГГ или так называемое опережение компонентов.
3. Включение камеры двигателя - собственно запуск, состоящий из следующих операций:
а) заполнение компонентами трубопроводов и полостей камеры за отсечными клапанами и поступление через форсунки смесительной головки в камеру сгорания с определенным опережением одного по отношению к другому;
б) включение зажигания, в результате чего происходит воспламенение
компонентов и распространение пламени по камере; при этом начинает
повышаться давление в камере сгорания и последовательно устанавливаются промежуточный и основной режимы работы камеры.
Здесь рассмотрена последовательность и содержание этапов при наиболее общей схеме запуска двигателя, работающего на несамовоспламеняющихся компонентах. В других случаях содержание этапов запуска может отличаться от указанного выше, некоторые операции могут происходить параллельно и в другой последовательности. Основные различия содержания этапов запуска могут быть следующими.
Предварительный наддув баков, т.е. создание в них необходимого давления, может осуществляться заранее, при подготовке ЛА к старту. Естественно, в этом случае эта операция из этапов запуска исключается.
При запуске в пустоте в зависимости от конструкции заборных устройств компонентов в баках вместе с наддувом могут включаться специальные двигатели, например, твердого топлива для создания продольного ускорения.
При некриогенных, т.е. высококипящих компонентах, исключается операция захолаживания трубопроводов и полостей насосов.
При самовоспламеняющихся компонентах нет специального устройства зажигания и, естественно, нет операции по его включению. Иногда исключают и предварительную продувку полостей за главными клапанами.
При запуске двигателей со сравнительно небольшой тягой (Р < 50... 60 кН) операции заполнения полостей ТНА и его раскрутка могут совмещаться, т.е. происходить одновременно. Это схема так называемого пушечного запуска.
При запуске двигателей с большой тягой (Р > 1000 кН) и особенно так называемых мощных двигателей {Р > 2000...2500 кН) крупных РН вывод камеры на режим полной номинальной тяги осуществляется через несколько промежуточных ступеней или непрерывно, но плавно с растяжкой по времени до 4...5 с.
Если на режиме наддув баков осуществляется от специальных наддувных ЖГГ, то на втором этапе вводится операция включения в работу этих ЖГГ.
Отличаются в большей или меньшей степени запуски двигателя с дожиганием и без дожигания генераторного газа. Порядок запуска каждого двигателя имеет свои особенности и схема его запуска индивидуальна (спроектированная и экспериментально отработанная только для данного двигателя). Тем не менее все три указанных этапа запуска всегда присутствуют.
Останов. Останов двигателя характеризуется несколькими параметрами. Одним из них является время останова. Это время с момента подачи команды на останов и до полного прекращения горения и опорожнения объема камеры от газообразных продуктов. Другим важным параметром является импульс последействия, т.е. импульс тяги, создаваемый на режиме останова и его так называемый разброс. Последним называется отклонение импульса последействия от его среднего — номинального значения, вызываемого различием условий работы двигателя.
Эти величины, т.е. время останова, импульс последействия и его разброс, также строго регламентируются техническим заданием на проектирование двигателя.
Останов двигателя в общем случае происходит в два этапа.
1. Начальный, или подготовительный период останова. На этом этапе выполняются следующие операции:
а) перевод двигателя на пониженный режим — режим останова;
б) выключение системы подачи — останов ТНА. Для этого закрывают отсечные клапаны подачи компонентов в ЖГГ;
в) выключение наддува баков;
г) прекращение подачи компонентов в камеру двигателя. Для этого закрываются главные отсечные клапаны подачи компонентов в камеру. Как правило, закрытие клапанов, также как и при запуске, происходит неодновременно — обеспечивается установленная последовательность прекращения поступления окислителя и горючего;
д) закрытие входных перед ТНА клапанов, включение продувки полостей ТНА и их освобождение от компонентов.
2. Завершающий период останова. На этом этапе осуществляются : включение продувки инертным газом полостей за отсечными клапанами. В некоторых случаях одновременно с продувкой открываются дренажные клапаны слива компонентов из этих полостей.
В результате происходит догорание компонентов в камере сгорания, поступающих сюда под давлением продувки из полостей камеры и трубопроводов. Затем происходит полное опорожнение объема камеры от продуктов сгорания и исчезновение тяги. Двигатель полностью остановлен.
Реальные же схемы останова, т.е. последовательность и содержание операций в этапах, как и при запуске, могут в той или иной степени отличаться от приведенной выше. Эти отличия определяются особенностями схемы двигателя, компонентами топлива, условиями эксплуатации, специальными требованиями.
При двигателе со сравнительно малой тягой (Р < 50 кН) может отсутствовать операция по предварительному переводу режима работы двигателя на пониженную тягу. В этом случае останов происходит на полной тяге.
Если после останова двигателя ступень ракеты сразу отделяется или если предусмотрен повторный запуск в полете через непродолжительное время, то могут отсутствовать операции продувки и дренажа полостей ТНА.
В некоторых случаях, особенно если значение импульса последействия и его разброс не имеют большого значения, могут отсутствовать операции продувки после закрытия главных отсечных клапанов полостей за ними. Может отсутствовать и специальный дренаж этих полостей.
Могут быть и другие отличия. В целом останов двигателя, как и его запуск, в каждом случае проектируется и отрабатывается для каждого двигателя строго индивидуально.
Запуск и останов двигателя происходят в автоматическом режиме. В соответствии с заданной последовательностью команд включаются и выключаются различные клапаны, устройства и системы. Эта последовательность команд, развернутая во времени, называется циклограммой запуска или останова. Она изображается в виде графика либо таблицы. На рис.16 представлен упрощенный график циклограммы запуска двигателя.
При запуске включаются: ЭПК-1 - открытие клапана на продувку камеры и ЖГГ азотом; ЭПК-2 — прорыв мембран Ml, М2 - входные клапаны и начало заполнения полостей насосов компонентами; ЭПК-3 — открытие клапана воздуха высокого давления на пневматическую раскрутку ТНА; ПП-1, ПП-2 — открытие пироклапанов подачи окислителя и горючего в ЖГГ, при этом обеспечивается некоторое опережение поступления окислителя; МЗ, М4 — прорыв мембран подачи компонентов высокого давления в эжекторы, стоящие на входе в насосы; ПП-5 — закрытие пироклапана подачи воздуха на раскрутку ТНА. Одновременно с этим включаются в работу регуляторы тяги и соотношения компонентов и компоненты поступают в камеру сгорания.
При останове включаются: ПП-3, ПП-4, ПП-6 - закрытие соответствующих пироклапанов подачи компонента в ЖГГ и камеру; ЭПК-1 — включение продувки азотом полостей за отсеченными клапанами.
Рис. 16. Циклограмма запуска и останова двигателя с дожиганием генераторного газа на топливе азотный тетраксид и НДМГ:
а - типичная ПГС двигателя сдожиганием; б - циклограмма запуска и останова -порядок последовательного включения и выключения различных систем, клапанов и регуляторов
ЭПК - электропневмоклапан; ПП- пиропатрон; М - мембранный клапан; ОК -обратный клапан; РД - реле давления; ЭЖ - эжектор; НГ - насос горючего; НО -насос окислителя; Т - турбина; К - камера; Р- регулятор; СОБ - система опорожнения баков; РКС - регулирование кажущейся скорости
Последовательность команд на "срабатывание" тех или иных элементов системы запуска и останова может осуществляться, например, с помощью специальных реле времени. Вместе с тем подача команд контролируется и блокируется специальной системой блокировки: разрешение на передачу и исполнение каждой последующей команды происходит только после получения сигналов от специальных датчиков, контролирующих выполнение предыдущей операции.