Наддув баков.
Центробежные насосы ТНА для нормальной работы без кавитации требуют создания определенного давления на входе в насос:
рвх ≥ рН ++ ∆рз
Это давление определяется давлением насыщенных паров жидкости РН, зависящим от вида жидкости и ее температуры, и скоростным напором потока ρС2/2 на входе в крыльчатку насоса. Этот напор зависит от параметров и особенностей конструкции насоса — чем больше частота вращения, т.е. давление подачи, и меньше габаритные размеры насоса, тем выше будет скоростной напор на входе в колесо. Наоборот, тихоходный и крупногабаритный насос будет иметь меньший скоростной напор па входе. Составляющая ∆рз — конструктивный запас.
Таким образом, если учесть гидравлическое сопротивление входной магистрали ∆Рвх, то для бескавитационной работы насосов ТНА давление на выходе из баков должно быть в соотношении
Рб ≥ Рвх + ∆Рвх-
Это давление создается специальной "вытеснительной подачей, называемой системой наддува баков. Следовательно, при насосной подаче топлива ДУ имеет и вытеснительную подачу. Основное отличие системы наддува от вытеснительной подачи топлива — небольшое давление в баках, которое редко превышает значение
рб≤ (0,2...0,5) МПа.
При проектировании системы наддува баков большое внимание уделяется снижению ее массы. Поэтому важное значение придается всем техническим путям усовершенствования системы наддува, направленным на снижение ее массы.
Схемы наддува баков можно классифицировать по способу получения вытесняющего газа — рабочего тела системы наддува.
1. Газовый аккумулятор давления. Вытесняющий газ получается редуцированием сжатого газа высокого давления, находящегося в баллоне — аккумуляторе давления (рис.8, а) . Это наиболее простая, надежная и распространенная схема наддува баков. Сжатым газом служит азот или гелий. В отдельных случаях может быть и осушенный воздух.
На рис.8, б показана усовершенствованная схема. Здесь баллон со сжатым газом, например азотом или гелием, помещен в бак с криогенным компонентом, например в бак жидкого кислорода. Редуцированный холодный газ перед поступлением на наддув бака проходит через теплообменник. Последний установлен в выхлопной системе турбины ТНА, где газ подогревается до 500 ... 600 К.
Хранение сжатого газа при низкой температуре снижает необходимый объем аккумулятора давления, а подогрев в теплообменнике уменьшает расход, т.е. запас газа. Все это вместе взятое заметно уменьшает массу системы наддува баков.
2. Жидкостная испарительная схема наддува. Вытесняющий газ получают из жидкого компонента путем его испарения в теплообменнике.
На рис.9, а показана схема, в которой для наддува служит жидкий азот. Последний хранится в специальном баке, откуда насосом, установленном на ТНА, подается в теплообменник, встроенный в выхлопной узел турбины. Из теплообменника газообразный и подогретый азот через обратные клапаны поступает на наддув баков с окислителем и горючим.
На рис.9, б показана схема, в которой вытесняющий газ получается из основного криогенного компонента - кислорода или водорода, кото-
Рис.8. Схемы наддува баков с газовым аккумулятором давления:
а - простая вытеснительная схема; б - с хранением баллона со сжатым азотом (гелием) при низкой температуре криогенного компонента и с последующим его подогревом в теплообменнике
рые испаряются в теплообменнике, расположенном в газоотводе двигателя с дожиганием генераторного газа.
На рис.9, в показана схема, в которой вытесняющий газ — водород, используемый для наддува водородного бака, получается газификацией водорода в охлаждающем тракте камеры.
3. Газогенераторная схема наддува. Вытесняющий газ получается в специальных "наддувных" ЖГТ из основных компонентов топлива двигателя. Наддув бака с окислителем требует получения окислительного генераторного газа, а наддув бака с горючим — восстановительного.
На рис.10, а показана схема, в которой наддувный газогенератор является обычным ЖГГ. Особенность наддувных ЖГГ — более низкие температура газа и расход по сравнению с ЖГГ привода турбины двигателя без дожигания. Это создает определенные трудности в организации рабочего процесса (рис.10,б).
На рис.10, в показана схема, в которой наддувный газ получается в газогенераторе-смесителе. В качестве одного компонента исполь-
Рис.9. Испарительные схемы наддува баков:
а- получение вытесняющего газа из жидкого азота; б - получение вытесняющего газа из криогенных основных компонентов; в — получение газообразного водорода
для наддува - бака с водородом:
НА-насос азота (остальные обозначения см. на рис.4)
зуется генераторный газ, отбираемый из основного ЖГГ. Другим компонентом служит жидкое горючее, если основной генераторный газ — восстановительный. При смешении жидкого компонента с основным газообразным дополнительный жидкий компонент частично сгорает, а частично испаряется. В результате температура наддувного газа снижается до требуемой.
Рис.10. Газогенераторные схемы наддува баков:
а - типичная ПГС двигательной установки с газогенераторной схемой наддува; б —
схема двухкомпонентного наддувного ЖГГ; в - схема газогенератора — смесителя
наддува.
4. Безгазогенераторная схема наддува. При самовоспламеняющихся основных компонентах топлива вытесняющий газ наддува может получаться непосредственно в самих баках. Для этого на поверхности жидкости в баке одного компонента распыливается небольшое количество другого компонента. В результате химических реакций непосредственно в баке образуется необходимое количество газообразных продуктов, создающих заданное давление наддува.
Несмотря на кажущуюся простоту схемы, здесь имеются свои трудности. Во-первых, конструктивное решение системы распыла противоположного компонента должно обеспечивать постоянство ее расположения относительно поверхности расходуемого компонента. Во-вторых, жидкий компонент в баке, особенно к концу работы, загрязняется продуктами химических реакций, которые могут отрицательно повлиять на работу двигателя.
5.Схема наддува на основе твердотопливного газогенератора (ТГГ).
Вытесняющим газом служат продукты сгорания твердого топлива, находящегося в ТГГ. Естественно, продукты сгорания для наддува бака окислителя должны иметь окислительную, а для наддува бака с горючим — восстановительную природу. Кроме того, их температура должна быть сравнительно низкой, приемлемой как для конструктивных элементов баков, так и для жидких компонентов. Такая схема наддува приведена на рис.11.
Несмотря на простоту конструкции и очень хорошие массовые характеристики, эта схема наддува пока не получила большого распространения. Основная трудность — разработка рецептур твердых топлив, которые бы удовлетворяли всем требуемым характеристикам.
6.Схема наддува совместно с бустерным насосом. В последнее время стремление еще больше снизить массу двигательной установки привело
Рис.11. Наддув баков продуктами сгорания, получаемыми в твердотопливных газогенераторах (ТГГ):
1- ТГГс окислительным генераторным газом; 2 - ТГГс восстановительным генераторным газом; 3 - клапан, поддерживающий давление в баке не свыше Рσ max
Рис.12. Бустерный ТНА, установленныйнепосредственно на днище бака:
I -заборное устройство; 2 - входной клапан; 3 - осевой насос; 4 - выход из БТНА жидкого компонента; 5 - подвод жидкого компонента высокого давления к гидротурбине; 6 — гидротурбина
к большому распространению схемы наддува баков совместно с бустерными насосами, приводимых в движение турбиной и называемых бустерными турбонасосными агрегатами БТНА.
БТНА могут размещаться как непосредственно на днище бака (рис.12), так и непосредственно на входе в основной ТНА (рис.13). Бус-терные насосы создают повышенное давление на входе в основной ТНА "— до 1,5 ... 3,0 МПа. При таком давлении значительно улучшаются условия бескавитационной работы основного насоса — можно существенно увеличивать скорость потока, уменьшая сечения подводящих трубопроводов и повышая частоту вращения крыльчатки. Благодаря этому современный ТНА становится быстроходной и малогабаритной машиной.
Вместе с этим сам бустерный насос, будучи тихоходной машиной (давление подачи у него сравнительно небольшое), для бескавитационной работы требует незначительного давления наддува, часто едва превышающее давление насыщенных паров жидкости, что также, как показывает практика, позволяет заметно улучшить массовые показатели ДУ по сравнению с ДУ без БТНА.
Турбины БТНА могут иметь привод:
а) жидким компонентом, забираемым за основным насосом ТНА и после срабатывания на гидротурбине привода, сбрасываемым на вход в основной насос ТНА, например, БТНА окислителя двигателя SSME (см. рис.12).
Рис.13. Бустерный ТНА, установленный непосредственно перед входом в основной ТНА:
1 - БТНА; 2 - основной ТНА; 3 - газовод отработанного генераторного газа в смесительную головку камеры; 4 - отбор генераторного газа на привод БТНА; 5 — рулевое сопло "крена"
б)газообразным компонентом, например водородом, который после срабатывания на турбине привода, направляется в систему газифицированного основного расхода водорода, например, БТНА горючего двигателя SSME;
в)генераторным газом, отбираемым от основного ЖГГ. После срабатывания на турбине привода газ может направляться в камеру на дожигание либо использоваться для наддува бака и привода рулевых сопел, например, управления креном (см. рис.13) .