Расходов компонентов на входе в камеру на основе регуляторов расхода
Рис.7. Схема регулирования тяги и соотношения компонентов путем регулирования
Рm ок , Рm.г
системы управления. Регулятор Р рк поддерживает и изменяет давление подачи окислителя в камеру сгорания в соответствии с давлением подачи горючего.
Оба эти регулятора давления практически являются регуляторами расходов компонентов. Поддерживая или изменяя давление подачи компонентов на входе в камеру, они этим самым поддерживают или изменяют их секундные расходы, сохраняя в то же время неизменным соотношение между ними. Таким образом, оба эти регулятора вместе выполняют одновременно роль и регулятора тяги и соотношения компонентов.
4. Регулирование расходов компонентов, поступающих в камеру двигателя. Эта схема представлена на рис.7. Здесь, как и в предыдущем случае, на трубопроводах окислителя и горючего перед входом в камеру установлены регуляторы расходов —Рm о.к Рm.г- Эти регуляторы, поддерживая постоянство расходов окислителя и горючего, обеспечивают одновременно поддержание тяги и соотношения компонентов на заданных уровнях, соответствующих режиму.
При необходимости изменения в полете тяги, а также и уровня соотношения компонентов оба регулятора могут получать соответствующие сигналы на перенастройку от системы управления. Таким образом, в этой схеме регуляторы расходов вместе выполняют роль и регуляторов тяги и регуляторов соотношения компонентов одновременно.
Регулирование соотношения компонентов, поступающих в двигатель, как известно, необходимо по двум причинам; а) для поддержания соотношения компонентов в камере Кт в тех пределах, в которых она надежно работает с высокими энергетическими показателями, надежным охлаждением и устойчивостью рабочего процесса; б) для обеспечения в конце работы двигателя одновременной выработки окислителя и горючего из баков или доведения невыработанных остатков компонентов в баках до минимума.
С целью обеспечения одновременной выработки компонентов из баков в схему двигателя вводится еще один специальный регулятор — регулятор соотношения компонентов Ркт системы опорожнения баков, устанавливаемый на одной из линий питания камеры компонентом. На рис.4 и 5 показаны две такие схемы. В обеих схемах регулятор соотношения компонентов Ркт установлен на линии горючего, которую он будет дросселировать в зависимости от сигналов устройств, следящих за выработкой компонентов из баков.
В схеме, приведенной на рис.5, таким устройством является специальный расходомер компонентов, который установлен на входе в насосы. Датчиками расходов компонентов служат вертушки-турбинки, сигналы с которых поступают в счетно-решающее устройство. Последнее, анализируя данные по расходам, подает сигнал на регулятор Ркт уменьшить или увеличить гидравлическое сопротивление и тем самым увеличить или уменьшить расход горючего.
В схеме, показанной на рис.4, в баках с компонентами установлены специальные датчики уровня кумнииешив. ии^а^апил дашпмю также поступают в счетно-решающее устройство системы опорожнения баков, которое после анализа данных формирует сигнал на изменение положения дросселирующего органа регулятора Р кт
Заметим, при введении в схему двигателя специального регулятора соотношения компонентов системы опорожнения баков рабочее соотношение компонентов в камере двигателя будет по времени изменяться в определенных пределах. Это обстоятельство необходимо учитывать при проектировании и отработке камеры двигателя.