Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения

А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.

Раздел II. Россия в новое время (XVII в. - до конца XIX в.).

Раздел I. Русь Древняя и средневековая

Глава 4

После этого состязания на машинах, не считая соревнований «За голубую ленту океана и железной дороги», уже были связаны не с историей паровых двигателей, а с историей двигателей внутреннего сгорания.

Борьба за скорость на суше и на воде

В настоящее время международные форумы фиксируют следующие абсолютные рекорды скорости:

быстрейший гонщик на велосипеде, быстрейший гонщик на мотоцикле, быстрейший гонщик на автомобиле, быстрейший гонщик на треке, быстрейший гонщик на суше, быстрейший гонщик на воде, быстрейший гонщик в воздухе.

Первый мировой рекорд в гонке на велосипеде (35,325 км/час) установил француз Анри Дегранж в 1893 году на парижском стадионе Буффало. Он основал спортивную ежедневную газету «Автомобиль», а затем в 1893 году — гонки «Тур де Франс». Мировой рекорд на новейшем велосипеде с электромоторчиком (87,58 км/час) был установлен 6 мая 1978 года в Онтарио.

Потребности в области транспортировки грузов, сообщения, информации и военной техники привели к появлению соревнований на скорость машин. В начале 1820-х годов в английской печати появилось много статей о Джордже Стеффенсоне, прозванном фантастом. Было опубликовано в том числе и сообщение о том, что он хочет пустить между Манчестером и Ливерпулем такую паровую машину, скорость которой превысит скорость курьерской почты.

Эту дискуссию весной 1825 года закрыла влиятельная газета «Квотерли ревью», сделав следующее язвительное замечание: «Явно смехотворно утверждение о том, что локомотив в два раза превзойдет скорость почтовой кареты. Таким же образом любой человек мог бы утверждать, что жители Вульвича однажды будут путешествовать на ракете...»

Через четыре года, в 1829 году, на памятном соревновании локомотивов в Рейнхилле паровоз Стеффенсона под названием «Ракета» одержал победу, проехав дистанцию со скоростью 45 км/час. 29 апреля 1899 года, используя движущую силу пара, автомобиль с паровым двигателем бельгийца М. Женатского неподалеку от французского города Аншер превысил немыслимую скорость в 100 км/час.

Спустя десятилетие, 8 ноября 1909 года, француз Ф. Хемеру превысил скорость 200 км, 16 марта 1927 года англичанин Дж. Сигрейв — 300 км, а 24 февраля 1933 года его соотечественник Малькольм Кэмпбелл — 400 км. В то время в историю абсолютных рекордов скорости на автомобилях вошла автомобильная трасса в Бонвилле в западном штате США Юта.

Американский мотогонщик, француз по происхождению, Терзлэф случайно обнаружил (в 1914) около Бонвилля озеро Солт Флэтст. Известный своей деловой хваткой, Терзлэф и его меценаты быстро поняли, что зеркально гладкая поверхность высохшего озера таит в себе большие возможности. В том же году они организовали первые автомобильные скоростные соревнования на большой приз Бонвилля.

Однако общественное мнение проявило интерес к этим соревнованиям лишь в начале 1930-х годов, когда организованная на берегу океана в Дейтоне (штат Флорида) девятимильная автомобильная трасса оказалась короткой. С другой стороны, выяснилось, что зеркально гладкая соленая почва щадит шины. Истинным «открывателем» был уже упоминавшийся-Малькольм Кэмпбелл, который на автомобиле «Синяя птица» 3 сентября 1935 года установил новый абсолютный мировой рекорд со средней скоростью 485,175 км.

Непосредственно перед второй мировой войной военные министерства и руководители крупной промышленности военных блоков предпринимали все большие усилия для быстрейшего создания совершенных, превосходящих конструкций. В результате конкуренции между английскими автомобильными трестами предприниматели, кооперировавшиеся с фирмой Данлопа, первыми создали автомашину «Молния», на которой водитель Джордж Айстон впервые превысил скорость 500 км (19 ноября 1937 года). Через два года его соперник Джон Кобб на оснащенной авиамотором автомашине «Рейлтон спешиал» испытал на автотрассе в Бонвилле английский вариант приобретенных у немцев искусственных шин. Согласно сообщениям, Коббпосле 16 стартов буквально плача вылез из кабины автомобиля, так как не смог преодолеть 5-километровую разницу, отделяющую его от осуществле­ния мечты — скорости в 600 км.

Вторая мировая война временно приостановила попытки установления новых рекордов. После войны английский концерн Данлоп и американский концерн Дюпон (изобретатель нейлона) изготовили особые шины для усовершенствованного автомобиля «Рейлтон спешиал». Результат не заставил себя ждать: 16 сентября 1947 года на автотрассе в Бонвилле родился новый абсолютный мировой рекорд — 634,385 км.

Кобба журналисты вытащили из автомобиля с мертвенно-белым лицом: «Я потерял сознание. Если бы автоматические тормоза не остановили авто­мобиль, мне пришел бы конец. На обратном пути я тоже плохо себя чувство­вал, у меня были галлюцинации. Мои внутренности как будто бы сдавило... Я даже не видел широкой черной линии. Я потерял чувство цвета».

Рекорд Кобба оставался непобитым в течение более чем 15 лет. Более того, он пережил самого рекордсмена. А между тем различные тресты и концерны, а также предприимчивые владельцы небольших автомастерских делали все, чтобы побить этот рекорд. В числе авторов таких попыток, нередко заканчивавшихся трагедией, американцу Мики Томпсону удалось на автомобиле «Понтиак» на несколько километров превысить рекорд Кобба (11 сентября 1960 года). Однако, по правилам ФИА, результат Томпсона не мог быть официально зарегистрирован, ибо новый рекорд должен быть лучше прежнего по крайней мере на один процент. Абсолютный мировой рекорд скорости на автомобиле (640 км/час) улучшил Дональд Кэмпбелл, сын прежнего рекордсмена, встроивший в автомобили «Синяя птица-П» газовую турбину в 4250 л. с, которая приводила в движение колеса с помощью передач от шестерни (16 июля 1964 года). Официально признанный в настоящее время рекорд скорости установил американец Дж. X. Саммерс на автомобиле с мотором от «Крайслера» (658,7 км/час).

После побития мирового рекорда Кобб оставил мотогонки и пытался установить рекорд на воде. Однако на озере Лох-Несс в Шотландии его моторная лодка «Крестоносец» ударилась о гребень набежавшей волны, и Кобб погиб (29 сентября 1952 года).

Атмосферу борьбы за рекорды раскрывает трагедия владельца автомастерской Атола Грэхема. На попытки небогатого, имеющего четырех детей отца семейства установить рекорд обратила внимание и фирма Дюпон. Она дала ему возможность встроить в его машину забракованный авиамотор «Аллисон» и получить шины, изготовленные из настоящего нейлона, который почти в 1000 раз прочнее, чем материал, используемый для обычных чулок. После девятилетней изнурительной подготовки Атол Грэхем 1 августа 1962 года вывел свой автомобиль на старт. На испытания были допущены, кроме инженеров фирмы Дюпон, лишь несколько журналистов. После успешного старта Грэхем мчался на своем автомобиле «Город соленого озера» уже со скоростью 660 км, когда неожиданно автомобиль поднялся в воздух, перевернулся и со всей силой рухнул на зеркальную поверхность дна соленого озера. В следующую минуту инженеры фирмы Дюпон в джипе помчались к месту катастрофы и поспешно собрали куски шин.

Прибывшие позже сотрудники «Скорой помощи» отправили Атола Грэхема со сломанным позвоночником в больницу, где он умер через час после операции.

Официально признанный мировой рекорд скорости на моторной лодке — 444,084 км/час — принадлежит Дональду Кэмпбеллу, а абсолютный мировой рекорд скорости на мотоциклах — 396 км/час — американцу Бобу Леппану. В гонках на велосипеде с моторчиком бывший чемпион мира француз П. Гюльнар 25 августа 1909 года на соревнованиях в Мюнхене превысил немыслимую границу скорости — 100 км/час. Летом 1973 года, стартовав с хода, американский спортивный врач Аллан Аббот достиг результата 223,126 км/час.

Применение газовых турбин в последние 15 лет резко повысило шансы борющихся за звание «самый быстрый человек на колесах».Американец Крейг Бридлав уже 15 ноября 1965 года достиг средней скорости 966 км/час. В настоящее время абсолютный мировой рекорд (979 км/час) принадлежит также американцу Гари Габелих, установившему его на машине «Голубое пламя».

«Машину-ракету» Гари Габелиха приводила в движение смесь жидкого газа и перекиси водорода. После того как в первом заезде был установлен мировой рекорд, во время заправки горючим машина «Голубое пламя» загорелась и была серьезно повреждена. Водитель не пострадал.

Новым одержимым участником погони за рекордом является англичанин Ричард Нобл. Три крупнейших предприятия Великобритании финансируют строительство его четырехколесной ракеты, которая обойдется по меньшей мере в 650.000 фунтов стерлингов. Его суперавтомобиль, получивший название «Выскочка-2», уже в первые 28 секунд после старта должен развить скорость 1000 км в час для того, чтобы в конечном итоге суметь достичь скорости 1050 км в час. Кроме того, проблема состоит в том, где его менеджеры сумеют найти в Англии трассу длиной 10 миль (16,093 км), прямую, как стрела, и гладкую, как зеркало, на которой можно было бы попытаться побить нынешний рекорд.

Звание «самого быстрого человека на суше» завоевал Стапп на санях-ракете в 1959 году (1012 км/час). Последние два рекорда Международная федерация автоспорта не зарегистрировала официально потому, что в отличие от правил двигатель приводил в движение не колеса. Между тем многие признаки также говорят за то, что в наши дни промышленный интерес к широкой поддержке абсолютных рекордов на суше и воде начинает падать. Складывается такое мнение, что в героический век автомобилизма это принесло свою практическую пользу. Сегодня часть специалистов уже счита­ет, что такая погоня за рекордами не приносит выгоды развивающейся технике, а служит лишь целям рекламы и погони за сенсацией. Гораздо большее значение начинают придавать достижениям, связанным с изучением грузоподъемности современных автомашин.

7.2.4. Покорение воздушного пространства

21 ноября 1783 года маркиз Пилатр де Розье и д'Арланд поднялись на воздушном шаре братьев Монгольфье. Оторвавшееся от земного шара человечество во всей Европе находилось в состоянии восторга. И. В. Гёте в своем произведении «Максимы и рефлексии» так отразил праздничное настроение:

«Тот, кто пережил открытие воздушного шара, может засвидетельствовать, какое всемирное движение родилось в связи с этим, какой интерес вызывали все, кто летал на воздушных шарах, какое желание родилось в душах тысяч людей, осознавших, что и они сами могут участвовать в таком, давно уже ожидавшемся и все же невероятном, опасном путешествии, насколько ярко и подробно освещали газеты каждую успешную попытку полета, сколько появилось специальных изданий и гравюр в связи с этим, какое глубокое сочувствие вызывали у людей несчастные жертвы неудачных попыток».

В последнее десятилетие XIX века при запуске воздушных шаров с научными и спортивными целями уже ставилась задача достичь высоты в 10 тысяч метров. В 1901 году два немецких метеоролога и спортсмена, Шюн-ниг и Береон, после больших приключений достигли высоты 10 800 м, которую лишь в 1927 году преодолел англичанин капитан Хотхори Грей. Его открытая гондола поднималась к отметке 12 000 м. К сожалению, организм первооткрывателя не выдержал сверхчеловеческих испытаний.

Дальнейшее развитие в области полетов на воздушном шаре характеризовалось не только созданием во всем мире сотен обществ воздухоплавателей, но и проведением международных соревнований.С 1906 года за счет фонда директора американского газетного концерна Джеймса Гордона Бен-нета начали проводить соревнования Гордона-Беннета на дальность полета. Последние такие соревнования были организованы в Польше в 1939 году.

После трагического полета Хотхорна Грея уже упомянутый швейцарский ученый Огюст Пиккар изучал идею полета в стратосферу. Полеты, осуществленные в начале 1930-х годов, имели ценность как с научной, так и со спортивной точки зрения. Много раз была достигнута высота более 16 тыс. м. Начавшие летать советские астронавты через несколько лет достигли высоты свыше 20 тыс. м. По существу, шло соревнование между советскими и американскими спортсменами, которому положила конец начавшаяся вторая мировая война.

В результате социально-политических преобразований, происшедших во время второй мировой войны и после нее, а главным образом вследствие огромного развития летательной техники воздушный шар как спортивное средство временно потерял свое значение. Полет в стратосферу в 1957 году американца майора Дэвида Симпсона, достигшего высоты 30 тыс. м, уже служил задачам не спорта, а космических полетов. Среди проводившихся иногда соревнований по полетам на воздушном шаре скорее по оригиналь­ности, чем по значению выделяются попытки перечесь на воздушном шаре океан, организованные под эгидой газеты «Дейли мейл». Стартовавшие 13 декабря 1958 года с Канарских островов воздухоплаватели- летели с помощью пассатных ветров в направлении Южной Америки. Однако после трехдневного полета воздушные шары упали в море, и лишь после 18-дневной болтанки на море их на буксире привезли в Крейн-Бич.

После многих неудачных попыток три американца, Бен Абруццо, Макси Андерсон и Лэрри Ньюмен, на воздушном шаре «Двуглавый орел», изготовленном из нейлоновой ткани с синтетической смолой, перелетели Атлантический океан за 5 дней 17 часов 3 минуты. Они отправились в путь 12 августа 1978 года с острова Преск в штате Мэн и 17 августа достигли суши вблизи от Мизерея, расположенного в 90 км от Парижа. То, что воздушный шар имел номер два, свидетельствовало о его «предшественнике», на котором Абруццо и Андерсон упали в море.

Планеризмом впервые, по всей очевидности, занимался сэр Джордж Кейли. Изготовленное им устройство уже было годным для полетов человека. Кроме него, планирование птиц основательно изучали также ученые и энтузиасты, но лишь французскому художнику Муйеру удалось в 1804 году создать такое устройство с крыльями, с помощью которого он смог планировать на расстоянии 42 м, одновременно поднявшись почти на полметра над землей. От попытки Муйера был проложен прямой путь к Отто Лилиенталю, который в 1891 году смог подняться уже на высоту 15 м. А в 1895 году на планере-биплане он впервые использовал силу ветра, дующего со склона. После его смерти планеры строил Октав Шанут, самый удачный биплан которого в 1897 году уже пролетел расстояние 110 м. На этом биплане коллеги Шанута совершили 700 испытаний. Использовав их опыт работы, братья Райт осуществили полет на планере с мотором. 17 декабря 1903 года Орвилль Райт совершил самостоятельный полет в течение 12 секунд. Это был первый случай в мире, когда в воздух поднялся летательный аппарат, оснащенный мотором, с человеком на борту. За братьями Райт последовали сотни авиаторов. Началось освоение земной атмосферы с помощью мотора.

Возрождение полетов без моторов началось в начале 1960-х годов с распространением легких конструкций из синтетических материалов. То же относится и к полетам с помощью мышечной энергии. Спортсмен-велосипедист Брайен Аллен был первым, кто на летательном аппарате «Госсамер Кондор», оснащенном крыльями и пропеллером, выполнил 13 августа 1977 года предусмотренную уставом фигуру «лежащая восьмерка». После семиминутного полета он завоевал приз Кремера.

Все возрастающее с 1900 года число спортивных достижений в области воздухоплавания вызвало необходимость создания такой международной организации, которая официально опубликовала бы достигнутые результаты и разработала нормы спортивных соревнований.Подготовкой создания такой организации занимались вице-президент французского аэроклуба де ля Вол, вице-президент бельгийского аэроклуба Фернан Якобе и один из руководителей немецкой лиги воздухоплавателей майор Медельбек. Свои предложения они изложили на конгрессе МОК в Брюсселе в июне 1905 года. Международный олимпийский комитет сразу же признал значение воздухоплавательного спорта и обратился с просьбой к национальным олимпийским комитетам оказать содействие в создании в своих странах центральных аэроклубов. Делегаты национальных авиаклубов 14 октября

1905 года в Париже основали международную астронавтическую федерацию (МАФ). Федерация издала первый устав спортивных полетов, в котором для каждого класса летательных аппаратов были установлены нормы соревнований, судейства, контроля и утверждения результатов.

В новейшем уставе говорится об утверждении рекордов в области полетов на воздушном шаре, на управляемых летательных аппаратах, полетов с помощью двигателя по суше, на воде и под парусом, в области авиамоделирования, парашютного спорта и полетов в космос.

Международная астронавтическая федерация прежде всего делает упор на регистрацию 4 основных рекордов — рекордов высоты, скорости, дальности и времени полета. Заслуживает внимания сравнение первых официальных и нынешних рекордов. 29 августа 1909 года француз Латам достиг высоты 155 м. Сегодня рекорд высоты превышает 35 тыс. м. Первый зарегистрированный рекорд скорости — 41,292 км/час — установил 6 ноября

1906 года Сантос Дюмон. Самый последний рекорд скорости почти 3 тыс. км/час. Первый рекорд на дальность установил также Сантос Дюмон 12 ноября 1906 года. Сегодня этот рекорд составляет свыше 20 тыс. км. Рекорд времени полета в наши дни регистрируют уже только в планерном спорте как условие для получения серебряного и золотого знаков «С».

Скачкообразный рост рекордов дальности начался с соревнования за приз газеты «Дейли мейл», установленный для того, кто первым перелетит Ла-Манш. Организаторов этого соревнования подогревала не столько спортивная страсть, сколько политический расчет. Они хотели убедить английское правительство в необходимости развития авиационной промышленности. Официальные круги же считали возможность достичь британских островов на самолете чистым бредом. Однако француз Луи Блерио начисто опроверг их пренебрежительные заявления, перелетев Ла-Манш и опустившись на рассвете 25 июля 1909 года у Довера на английскую землю.

Вслед за этим в 1913 году все та же «Дейли мейл» назначила приз в 10 тыс. фунтов стерлингов тому, кто первым перелетит Атлантический океан. (В соревновании не могли участвовать летательные аппараты, которые могли двигаться по воде.) Через 6 лет приз был вручен. 14 июня 1919 года, отправившись на двухмоторном самолете Виккерс-Вими из Св. Джона на Ньюфаундленде, Джон Элкок и Артур Виттен Браун после 16-часовогополета достигли суши у берегов Ирландии. В 1927 г. был совершен перелет через Северный, а в 1929 г. через Южный полюса. И наконец, в 1931 году два американских пилота, Вилли Пост и Гарольд Гетти, за 8 дней 18 часов «облетели» вокруг земного шара. Значение их достижения прежде всего подчеркивает тот факт, что их самолет имел среднюю скорость полета 300 км/час, и таким образом им приходилось ежедневно проводить в воздухе 15 часов, причем в ходе полета нужно было также выполнять текущий ремонт. Советские авиаторы добились одного из своих наивысших рекордов в 1929 году, перелетев из Москвы в Нью-Йорк, в основном над ненаселенной территорией, без точных радионавигационных расчетов.

Рассказывая историю авиации, нельзя забывать и о делах тех смелых пилотов, которые осуществляли свои полеты первооткрывателей и устанавливали рекорды дальности, жертвуя жизнью. «Кривая развития авиации отмечена надгробными памятниками ученым и пилотам». В знак памяти о них процитируем часть записей из дневника Уильяма Ньютона Ланкастера, который 11 апреля 1933 года вылетел из Лондона в Кейптаун, чтобы побить существовавший тогда рекорд 4 дня 6 часов и 54 мин. Его записи были найдены в пустыне под обломками самолета тридцать лет спустя патрульными солдатами.

«13 апреля, четверг, 5 часов утра.

Чудесным образом избежал гибели, но как? Случилось так: я летел прямо по компасу по направлению к Тао, когда что-то сломалось. Мотор начал чихать, затем перестал работать. Я, по существу, упал вместе с самолетом и не могу выбраться из кабины пилота... Надеюсь, что французы будут искать... Солнце все выше, думаю, будет лучше, если я втиснусь под нижнее крыло и останусь там до заката... Пытаюсь обходиться 0,5 л воды в день. Я в отчаянии. Сдираю с самолета кусок материала и ночью зажигаю его. Дай бог, чтобы меня увидели. 11 часов.

Маленькая бело-коричневая птичка садится совсем рядом со мной. Как далеко отсюда ближайших оазис? Я очень устал. Хотелось бы продержаться как можно дольше, но, кажется, потеря крови ослабила меня. Я не хочу умирать, хочу жить всеми фибрами души моей.

18 апреля, вторник, 6 часов.

Я нахожусь здесь уже 6 дней и не могу представить себе, что меня спасут. В мыслях я опять со своими, мне очень жаль их. Надеюсь, смогу писать еще завтра утром.

20 апреля, четверг.

Начинается уже восьмой день. Еще прохладно, нет воды, нет ветра. Приходите скорее, умоляю. Ночью меня мучила лихорадка, надеюсь, мой дневник в целости дойдет до вас. Билл».

Приз Гордона Беннета за наивысшую скоростьв 1920 году в третий раз завоевала Франция (270 км/час). На этом закончился первый период борьбы за скорость в истории авиации. Второй период проходил под знаком соревнований на кубок, организованных для гидросамолетов французским военным промышленником Жаком Шнейдером. Значение этих соревнований обусловливалось техническими обстоятельствами. Для самолетов с двигателями свыше 1000 л. с. традиционные взлетные полосы оказались короткими. За соревнованиями на гидросамолетах скрывалось соперничество англичан, американцев и итальянцев на море. Здесь они испытали свои самые удачные типы истребителей, рекордная скорость которых уже перед второй мировой войной превысила 700 км/час. После второй мировой войны абсолютные рекорды в области авиации вышли за рамки спорта.

В истории России царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину всего XVI столетия, есть одна из самых важных эпох. Оно важно как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более - мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таком противоположном качестве многих важных явлений характер главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представлялся загадочным. Уяснить и определить его было немаловажной задачей отечественной истории, а это было возможно только при разнообразном изучении как былевой, так и бытовой стороны того века, к которому принадлежал царь Иван IV. Чтобы понять деятельность Ивана IV, надо знать, какую страну он получил в наследство, когда в 1533 году трехлетним ребенком вступил на престол и стал государем великим князем всея Руси.

Историческая ситуация.К исходу первой трети XVI века Россия была большой страной, но все же намного меньше, чем в последующее время. На западе пограничной областью была Смоленская земля (в 1514 году отвоевана у Литовского княжества), Калуга была границей на юго-западе, за ней простиралась степь, находившаяся под постоянной угрозой нападения крымского хана. На востоке Россия кончалась Нижегородским и Рязанским уездами. На востоке с Россией граничили Казанское и Астраханское ханства. Лишь на севере рубежи страны, как и сейчас, доходили до Ледовитого океана. На северо-западе в руках России было и побережье Финского залива.

Государство было уже единым, но объединение его закончилось лишь за полвека до вступления на престол Ивана IV (для средневековых темпов жизни срок совсем небольшой). Политическое объединение было отнюдь не равнозначно централизации. Князья многих из тех территорий, что вошли в состав единого государства, владели еще обломками своих прежних княжеств как вотчинами, сохраняли частички своей былой власти. Феодалы из разных частей страны перемещаются, получают вотчины и поместья в новых местах. Постепенно складывается единый общерусский класс феодалов. К концу княжения Василия III осталось всего два удельных княжества, принадлежали они младшим братьям Василия III - Юрию, владевшему Дмитровом и Звенигородом, и Андрею, в удел которого входили Старица в Тверской земле и Верея на юго-западе.

Братья - удельные князья тем более беспокоили Василия III, что у него долго не было наследника. Брак с Соломонией Сабуровой оказался неудачным: у супругов в течение 20 лет не было детей. В конце концов Василий III решился на неслыханный поступок - развод, а Соломонию заточили в Покровский женский монастырь. Новой женой Василия III стала молодая красавица княжна Елена Глинская. Отец княжны Василий Львович Глинский ничем выдающимся себя не проявил, зато дядюшка Михайло Львович был одним из самых блестящих авантюристов Европы XVI века. В молодости он перешел из православия в католичество. Его друзьями были магистр Тевтонского ордена Фридрих и сам великий князь литовский и король польский Александр Казимирович. При короле Александре Глинский был фактически правителем Великого княжества Литовского. В 1506 году король Александр умер и влияние Михайлы Глинского кончилось. С этим он смириться не мог и в 1508 году возглавил восстание русских, украинских и белорусских феодалов против Великого княжества Литовского, за воссоединение с Россией. Но мятеж был подавлен, и Глинские бегут на Русь. В Москве Михайло Глинский стал одним из тех, кто руководил русской внешней политикой на западном направлении. Ведь его имя оставалось знаменем для православных феодалов Украины, Белоруссии и Смоленщины, у него были давние личные контакты с видными деятелями и Великого княжества Литовского, и Германской империи, и Тевтонского ордена. Велика была роль Глинского в том, что в 1514 году удалось отвоевать у Великого княжества Литовского Смоленскую землю. Дядя государыни занял почетное место при дворе, стал одним из советников Василия III.

Боярское правление. После смерти в 1533 году Василия III трехлетним ребенком Иван IV вступил на престол и стал государем и великим князем всея Руси, но реально правила государством его мать Елена, дочь князя Глинского. И в годы правления Елены, и после ее смерти в 1538 году борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских и Глинских не прекращалась.

Боярство перед правлением Ивана Грозного было неоднородным. Оно состояло из нескольких десятков старинных родов, приближенных к князю, как это было принято еще в XII веке. Но уже с половины XV века более 150 новых фамилий вливается в состав московского боярства. Большинство из них обладают княжеским титулом, поскольку усиленное собирание Руси Москвой сопровождалось упразднением на местах княжеских и удельных столов. И все эти князья со всей Русской равнины, в этническом виде представлявшие русские, немецкие, греческие, литовские, татарские и финские элементы, вступают на московскую службу. A за этими Рюриковичами и Гедеминовичами перебираются в Москву и местные бояре. У старых московских бояр своя иерархия, у князей - своя. Потомки удельных князей в значительной мере вытеснили из верхнего боярского слоя нетитулованное старое московское боярство. Их прежняя власть, "унаследованная от отцов, из одиночной, личной и местной превратилась в собирательную, сословную и всеземскую". Титулованное боярство ощутило себя аристократическим правительством и создавало целую систему служебных отношений, так называемое местничество, которое устанавливало не фамильную наследственность служебных должностей, а наследственность служебных отношений между фамилиями. Должность боярина определялась согласно его генеалогии. Как стояли предки, так вечно должны стоять и потомки, и ни государева воля, ни заслуги и способности не могли поколебать наследственной должностной расстановки боярских родов. Местничество было вредно и государству, и самому боярству. Оно ограничивало верховную власть в праве подбора способных и послушных исполнителей ее воли и в то же время разрушало общий сословный интерес класса бояр, поскольку во главу угла ставился интерес узко понимаемый родовой, а не общесословной чести.

Итак, если в прежние времена отношения между великим московским князем и боярством характеризовались единством интересов (выгоды служившего князю боярина росли с успехами хозяина) и даже задушевностью (о чем свидетельствуют документы времен Симеона Гордого и Дмитрия Донского), то уже с Ивана III наблюдается разъединение интересов верховной власти и боярства, начинается глухая политическая борьба, молчаливая вражда между ними. Два раза это молчаливое противостояние выливается в столкновение при решении вопроса о престолонаследии - когда Иван III, поначалу назначивший своим наследником внука Дмитрия, изменил свое решение в пользу сына Василия, и когда сын Василия Иван IV, заболев, велел боярам присягать новорожденному царевичу Дмитрию. Последнее событие, ознаменовавшееся колебанием бояр и даже сопротивлением царской воле, через несколько лет привело к серьезному обострению отношений между обеими сторонами и жестокому мщению со стороны Ивана Грозного.

Но к моменту коронации Ивана IV боярская аристократия была могущественной, зорко охраняла свои привилегии, а созданная Боярская дума уже распоряжалась делами в центре и контролировала все местное управление. В то же время в стране рос слой служилых людей, владевших землей до тех пор, пока они служили великому князю. Через поместную систему великокняжеская власть тесно привязала к себе это служилое сословие - будущих дворян. Помещики стали массовой и прочной опорой престола. Но они не имели своего представительства в думе, а местнические порядки закрывали им путь к значительным государственным постам.

Боярское своеволие, интриги, распри, среди которым рос Иван, были первыми его политическими впечатлениями. Боярские усобицы показали обществу, какой анархической разрушительной силой является боярство, не сдерживаемое сильной властной рукой. Важнейшей вехой в политической жизни Русского государства и правления Ивана Грозного стало московское восстание в конце июня 1547 года, направленное против правления Глинских. С падением Глинских закончилась полоса политического развития Русского государства, известная как "боярское правление". Были созданы благоприятные возможности для выхода на политическую арену служилых людей - дворян. Но противостояние царя и боярства сохраняется - царь считает бояр "похитителями державной власти", а бояре все еще полагают, что они могут при подходящем случае выбирать между наследниками престола, игнорируя волю великого князя.

Взаимное раздражение и противоречия, "вотчинная" философия самодержавия, усвоенная и пропагандируемая Иваном ("Жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны же"), и политические притязания боярства, не сумевшего предложить и создать новую форму своего участия в управлении государством, - вот те причины, которые заставили царя искать выход из создавшегося положения, естественно, сообразно своим представлениям о верховной, Богом данной власти.

Восстание в Москве 1547 года. В результате сильного пожара в июне 1547 года Москва почти полностью выгорела. Около 4 тысяч москвичей погибло в огне. Спасаясь от огня, Иван Грозный спрятался в селе Воробьеве (нынешние Воробьевы горы). По Москве распространился слух, что виновником поджога являются Глинские, с именем которых народ связывал годы боярского правления. В Кремле на площади около Успенского собора собралось вече. Один из Глинских был растерзан восставшим народом. Дворы их сторонников и родственников были сожжены и разграблены. С большим трудом правительству удалось подавить восстание. Выступления против властей произошли в городе Опочке, несколько позднее в Пскове, Устюге. Недовольство народа нашло отражение в появлении "ересей". Например, холоп Феодосий Косой, наиболее радикальный еретик того времени, выступал за равенство людей и неповиновение властям. Его учение нашло широкое распространение, особенно среди горожан.

Московское восстание, окончательно обнаружившее несоответствие старой политической системы управления новым историческим условиям, подкрепило предпосылки для выхода на политическую арену поместного дворянства, а выдвигаемые обществом преобразовательные идеи увлекли молодого царя и во многом определили характер последующих реформ, особенно по укреплению государственности и централизации власти.

Избранная рада. К концу 40-х годов при молодом царе складывается узкий круг его советников и консультантов, которым он доверяет ведение государственных дел. Этот круг близких к нему людей получил название "Избранная рада". В нее входили: священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и царский постельничий (государев дворовый чин) Алексей Федорович Адашев, князь Курлятев, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый и некоторые другие представители аристократии. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала всего десятилетие. Это было время деятельности решительных и энергичных реформаторов, протекавшей в условиях относительного мира между всеми классами и сословиями русского общества. За этот краткий период государственное и социальное устройство России претерпело значительные изменения, каких не происходило за целые века неспокойного развития.

Государственный строй. В период создания централизованного государства, а также во время междуцарствия и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума, которая при Иване Грозном увеличилась почти втрое, с тем, чтобы ослабить роль старой боярской аристократии.

При Иване IV был сформирован новый орган власти - Земский собор, который решал вопросы внешней политики и финансов. На нем избирались новые цари. В состав Земских соборов входили Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства. Первый Земский собор был созван в 1549 году. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 году) и наметил программы реформ.

При Иване IV появились первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI века существовало уже два десятка приказов. Во главе приказа, как правило, стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали также управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Введение приказной системы позволило централизовать управление страной.

Важное значение в системе государственного строя имели местные управления - сыск и суд по особо важным государственным делам. Они находились под контролем губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост, людей зажиточных, но не дворянского звания. Таким образом, в середине XVI века в Русском государстве складывалось в общем-то прогрессивное государственное управление, в чем большая заслуга царя Ивана IV.

Судебник 1550 года. Издание судебника 1550 года было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон: 1) доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона; 2) приговор царя, формулирующий норму, которая должна составить содержание нового закона. Само же составление закона и окончательная редакция текста производится в приказах, точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу. Наконец, на основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые и приписываются к его основному тексту. Такова общая схема законодательного процесса в Русском государстве второй половины XVI века. Она конкретизируется указанием на разновидность законов. Основанием для установления нескольких разновидностей законов служит то, что различные законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного процесса. Основные различия падают на вторую стадию. Если доклад является общим для всех разновидностей законов второй половины XVI века, то вторая стадия законодательного процесса - "приговор" - осуществляется для различных законов по-разному: 1) приговором одного царя; 2) приговором царя с боярами; 3) устным приказом царя ("государевым словом"). Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или непривлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента.

Традиция предписывала участие бояр в обсуждении новых законов, и для большинства их отмечено участие бояр в "приговорах" об издании законов. Дает ли участие бояр в законодательном процессе основание говорить о дуализме законодательных органов Русского государства? Можно ли рассматривать царя и Боярскую думу как два фактора законодательства, как две самостоятельные политические силы? Ответ на это может быть только отрицательным. Боярская дума во второй половине XVI века представляла собой одно из звеньев в государственном аппарате Русского централизованного государства, и хотя аристократический состав Думы давал ей возможность занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов, но как учреждение Дума являлась царской думой, собранием советников царя, к выяснению мнений которых по тем или иным вопросам обращался царь, когда считал это нужным. Поэтому видеть в обсуждении закона в Боярской думе нечто похожее на обсуждение закона в парламенте - значит совершенно произвольно переносить на Боярскую думу Русского самодержавного государства черты законодательного учреждения конституционного государства. Поэтому нельзя видеть в обсуждении законов в Боярской думе ограничения царской власти.

Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины XVI века дает возможность сделать еще один вывод большой важности. Это вывод об огромной роли приказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора.

В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства.

Земельное законодательство. Одним из важнейших актов политики правительства Ивана IV является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения - монастырского и княжеского. Приговор устанавливал целый ряд мер, направленных против монастырского землевладения. Во-первых, запрещалась покупка монастырями (и другими представителями церковного землевладения) вотчин "без доклада" царю: "вперед архиепископом, и епископом, и монастырем вотчин без царева великого князя ведома и без докладу не покупати ни у кого, а князем и детем боярским и всяким людем вотчин без докладу не продавати ж. А кто купит и кто продаст вотчину без докладу, и у тех, кто купит, деньги пропали, а у продавца вотчина, а взяти вотчина на царя и великого князя безденежно". Другой пункт приговора распространял обязательность "доклада" и на земельные вклады в монастырь - "а кто без государева ведома в которой монастырь вотчину свою дасть по душе, и та вотчина у монастырей безденежно имати на государя". Третье положение приговора устанавливало особые ограничения для вотчинников ряда местностей, для князей в первую очередь. Наконец, особый раздел приговора регулировал порядок "выкупа" родичами вотчин, данных в монастыри.

Перечисленные пункты, однако, не исчерпывали содержания приговора 11 мая 1551 года. Более того, можно сказать, что основное политическое острие приговора заключалось не в них. Регулируя вопросы монастырского землевладения на будущее, приговор 11 мая 1551 года одновременно включал в себя и ряд пунктов, направленных на ревизию прошлого в вопросах развития монастырского землевладения. И здесь перед нами вновь выступает тот основной политический мотив, который с неизменностью обнаруживается во всех мероприятиях 50-х годов в области земельной политики, - ликвидация в интересах дворянства результатов земельной политики времен боярского правления.

Ливонская война (1558-1583). Ливонская война за Балтийское побережье длилась около 25 лет. Эта стратегическая задача решалась Иваном IV в борьбе с Ливонским орденом, который не пропускал в Москву нанятых царем военных специалистов и искусных ремесленников, не пропускал русских купцов в Ливонию (территория современной Прибалтики), что оборачивалось убытком для государства. Ливонский орден стоял и на пути установления тесных связей Русского государства с Западной Европой. Но реальным поводом к войне послужило задержание Ливонским орденом 123 западных специалистов, приглашенных на русскую службу, а также невыплата Ливонией дани за город Дерпт (Юрьев) с прилегающей к нему территорией за последние 50 лет. И кроме всего, ливонцы заключили военный союз с польским королем и великим князем литовским.

Ливонская война началась в январе 1558 года и вначале сопровождалась победами русских войск, взявших Нарву и Юрьев. Всего было взято 20 городов. Ливонский орден стал разваливаться, его магистр Фюрстенберг был взят в плен. В 1560-1561 году Дания и Швеция закрепились на небольшом участке ливонской территории, а новый ливонский магистр Готгард Кеттлер обратился за помощью к королю польскому и великому князю литовскому Сигизмунду Августу. В ноябре 1561 года в Вильно был заключен договор между Ливонским орденом и Польско-Литовским государством. Согласно его условиям Ливонский орден прекращал свое существование, а все его земли переходили в совместное владение Польши и Литвы.

Этот пункт договора привел Прибалтику к двум десятилетиям войны и бедствий, поскольку в действительности все орденские земли состояли из двух частей: те, которые уже были завоеваны Московским государством, и те, где московских войск еще не было. Следовательно, Россия и Польша с Литвой должны были либо разделить Ливонию между собой, либо начать борьбу за захват всей ее территории в одни руки. Война приобрела затяжной характер, в нее оказались втянуты несколько европейских держав.

В отношении ведения Ливонской войны в окружении Ивана IV были сторонники и противники. Среди тех русских бояр, которые были заинтересованы в укреплении южных русских границ, росло недовольство войной. Колебания проявили и ближайшие сподвижники Ивана IV - А. Адашев и Сильвестр, считавшие войну бесперспективной. Разногласия между царем и боярами привели к тому, что последние во время тяжелой болезни Ивана IV отказались присягать его маленькому сыну Дмитрию. Все это привело к тому, что Иван IV прекратил деятельность (1560 год) Избранной рады и ввел опричнину (1565-1572). В 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство - Речь Посполитую (Люблинская Уния). Речь Посполитая и Швеция захватили Нарву и вели успешные боевые действия против России. В результате Россия вынуждена была заключить перемирие сроком на 10 лет в Яме Запольском - местечке под Псковом в 1582 году. Спустя год было заключено Плюсское перемирие со Швецией. За Швецией остались освоенное побережье Балтики, города Корела, Ям, Нарва, Копорье.

Ливонская война завершилась для Московского государства полным поражением, что было следствием его экономической отсталости и неспособности опричного войска успешно сражаться с внешними врагами.

Опричнина. В 1563-1564 годах на сторону Литвы перебежало несколько недовольных аристократов: военный голова Богдан Хлызнев-Колычев, воевода Андрей Курбский, воевода князь Горенский. В 1564 году, несчастливом для Московского государства, царские армии дважды были разбиты польско-литовскими войсками. В результате Иван IV лишился иллюзий в отношении собственного всесилия и приступил к политике "крутых мер".

3 декабря 1564 года царь со всей семьей под охраной отряда дворян выехал из Москвы в Александровскую слободу, где объявил о своем отречении от престола и откуда отправил два послания. В первой грамоте государь обвинял князей, бояр, воевод в измене, казнокрадстве, нежелании защищать страну. Содержание второй грамоты состояло в том, что на москвичей гнева и опалы царя нет. Находясь под угрозой народных волнений, Боярская дума в январе 1565 года отправила делегацию к царю, уговаривая его вернуться на престол. Делегация согласилась на чудовищные условия возврата, из которого вырос чудовищный эксперимент, называемый "опричниной". Иван IV получал право подвергать изменников опале, как ему вздумается. Из государственной территории ему был выделен особый удел, который существовал как бы помимо (опричь) всех остальных областей, в нем были свои приказы, царский двор, свое войско, в его пределах власть безраздельно принадлежала царю. Опричная резиденция царя помещалась в замке, специально выстроенном в центре Москвы. Историки Р. Ю. Виппер и А. Л. Хорошкевич связывали установление опричных порядков с внешнеполитическими и военными затруднениями. Опричнина была учреждена прежде всего для того, чтобы любой ценой выжать из страны силы и средства для продолжения Ливонской войны и подавить любое сопротивление всех тех, кто мешал этому. Опричные порядки представляли собой систему чрезвычайных мер военного времени. Но результаты введения опричнины были прямо противоположными, за время ее существования на западном фронте русские войска не добились сколько-нибудь военных успехов.

В 1566 году был созван Земский собор, на котором царь выслушал мнения своих подданных по поводу продолжения войны и не обнаружил ожидаемого единодушия. Более того, земские деятели настаивали на отмене опричнины. Летом 1568 года произошло антиопричное выступление московских посадских людей. Вся эпоха существования опричнины была временем постоянного раскрытия заговоров и ведения следственных дел. Трудно определить в наше время, какие из заговоров были настоящими, а какие всего лишь плодом мнительности царя и его страха перед собственными подданными. Целая эпоха кровавых казней, которым русское общество подвергалось в период опричнины, является карой несоответственно тяжкой. Ведь умели же дед и отец Ивана IV управлять державой без всяких массовых репрессий. А их внук и сын использовал опричные порядки в качестве боевого топора, обрушившегося на головы виновных и невинных, порой без суда и следствия.

Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. В 1567 году царь вызвал во дворец боярина Федорова - одного из богатейших и уважаемого в народе человека, облачил его в царские одежды, усадил на трон, а затем собственноручно заколол его ножом, считая виновным в заговоре. По "делу" Федорова было уничтожено 370 человек. В 1569 году по приказу царя принял яд его двоюродный брат, князь Старицкий, второй по знатности в России после самого царя, вместе с ним были умерщвлены его семья и слуги. 25 июля 1570 года на рыночной площади были зверски казнены 116 человек "опальных". Не щадили даже сел и деревень, принадлежавших "опальным". Но самой жуткой страницей опричнины стал разгром Новгорода, куда Иван IV нагрянул с опричным войском и где творил расправу полтора месяца. "Мертвые тела людей и животных запрудили реку Волхов, куда они были сброшены. История не знает столь ужасной резни", - пишет англичанин Дж. Горсей. Самые скромные подсчеты числа казненных в Новгороде говорят о двух-трех тысячах жертв. Потомки имели полное право называть Ивана IV Грозным. Впрочем, за рубежом его называли Иваном Ужасным.

В итоге всех устрашающих мер Ивана Грозного военная система страны не упрочилась, а расшаталась. Лучшие воеводы были казнены, другие были до того запуганы, что боялись вступить с неприятелем в бой, опасаясь потерпеть неудачу и быть за это казненными. Опричное войско оказалась малобоеспособным. Бесконечная война поглотила массу сил и средств, южные рубежи страны оказались оголенными. В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, разгромив опричное войско, появился под самыми стенами Москвы и сжег весь огромный московский посад. Во время пожара погибли десятки тысяч москвичей. Перед лицом неудачи опричной политики Иван IV вынужден был отменить в 1572 году опричнину. В результате опричной политики, чрезвычайных, крутых мер в 70-80-е годы XVI века Московское государство вошло в полосу кризиса. В 25-летней Ливонской войне Россия потерпела поражение, лучшая боеспособная часть войск была уничтожена на полях сражений, завоеванные территории утеряны. Страна была доведена до страшного разорения. Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны - "поруху" 70-80-х годов XVI века, установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI-XVII веков, который современники называли "смутой". Трагедия исторического момента заключалась также и в том, что воля умного, энергичного, но необузданного государя вступила в противоборство с волей целого сословия, притом самого могущественного в русском обществе. Эта борьба нанесла государству непоправимый ущерб.

 

Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси.

Вопрос 1. Русь изначальная.

Вопрос 2. Образование восточнославянского государства. Киевская Русь.

Вопрос 3. Киевская Русь в Х—ХI вв.

Тема: Русские земли в XII—XIV вв.

Вопрос 4. Феодальная раздробленность. Русь удельная.

Вопрос 5. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—XIIIвв.).

Тема: Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.

Вопрос 6. Противостояние Руси монголо-татарскому нашествию.

Вопрос 7. Борьба Руси против вторжений с Запада в ХШ в.

Тема: Образование единого Российского государства.

Вопрос 8. Предпосылки объединения русских земель.

в единое государство.

Вопрос 9. Выдвижение Москвы как центра объединения и борьбы за национальную независимость.

Вопрос 10. Борьба с Ордой за национальную независимость. Куликовская битва.

Вопрос 11. Московская Русь в конце XIV—XV в. Образование единого государства России.

Тема: Эпоха царя Ивана Грозного. Россия в XVI — начале XVII в.

Вопрос 12. Российское государство в начале XVI в.

Вопрос 13. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.

Вопрос 14. Опричнина.

Вопрос 15. Культурная и духовная жизнь России в ХIV—XVI вв.

Вопрос 16. Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время.

 

Тема: Исторические судьбы России в XVII в.

Вопрос 17. Россия в начале Нового времени. Социально-экономическое развитие России в середине и во второй половине XVII в.

Вопрос 18. Политическое развитие России в XVII в.

Вопрос 19. Церковный раскол.

Вопрос 20. «Бунташный» век. Народные движения во второй половине XVII в.

Вопрос 21. Основные направления внешней политики и расширение территории России в XVII в.

Вопрос 22. Культура и духовное развитие российского общества в XVII в.

Тема: Эпоха Петра I. Рождение империи.

Вопрос 23. Петр I и политическая борьба 80-х годов XVII в.

Вопрос 24. Начало правления Петра I. Причины и истоки реформ.

Вопрос 25. Социально-экономические преобразования Петра I.

Вопрос 26. Государственные и административные реформы Петра I.

Вопрос 27. Реформы и российское общество в эпоху Петра I.

Вопрос 28. Северная война 1700—1721 гг.

Вопрос 29. Преобразования в области культуры и быта при Петре I.

Тема: Российская империя в XVIII столетии.

Вопрос 30. Эпоха дворцовых переворотов.

Вопрос 31. «Просвещенный абсолютизм» в России.

Вопрос 32. Особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII в.

Вопрос 33. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

Вопрос 34. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Вопрос 35. Россия в конце XVIII в. Павел I.

Вопрос 36. Развитие культуры и общественной мысли в России во второй половине XVIIIв.

Тема: Российская империя в первой половине XIX в.

Вопрос 37. Экономическое, социальное и политическое развитие России в начале XIX в.

Вопрос 38. Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1812 гг. Реформы М. Сперанского.

Вопрос 39. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии.

Вопрос 40. Внутренняя политика России в 1812—1825 гг. Движение декабристов.

Вопрос 41. Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая I (1825—1855).

Вопрос 42. Общественное движение в России при Николае I (1825 — 50-е годы).

Вопрос 43. Внешняя политика Николая I.

Вопрос 44. Культура России в первой половине XIX в.

Тема: Россия во второй половине XIX в.

Вопрос 45. Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60—70-х годов XIX в.

Вопрос 46. Экономическое развитие России во второй половине XIX в. (в пореформенное время.

Вопрос 47. Общественное движение в 60 — начале 80-х годов XIX в. Народничество.

Вопрос 48. Внешняя политика России в 60—70-х годах XIX в. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Вопрос 49. Внутренняя и внешняя политика России в 80—90-е годы XIX в. Контрреформы Александра III. Русское общество в конце XIX в.

Вопрос 50. Общественное движение в России в конце XIX в. Рабочее движение. Распространение марксизма в России.

Вопрос 51. Культура России во второй половине XIX в. Раздел III. Россия, СССР в новейшее время (XX век).

 

 


Дорогие выпускники!

 

Предлагаем вам стратегию сдачи экзамена.

 

Спать ложитесь пораньше, а с утра ни в коем случае не возобновляйте «зубрежку». Психологи говорят, что тогда в памяти остается лишь материал, отработанный утром. Не опаздывайте на экзамен, не одевайтесь вызывающе. Получив билет, назовите его номер. Комментировать содержание радостными или скорбными репликами не стоит. Не стоит также, прочитав билет и поняв, что вы плохо подготовлены по нему, просить экзаменационную комиссию заменить билет. Помните,что вторая попытка оценивается на балл ниже.

Сев на место, успокойтесь, сосредоточьтесь и постарайтесь вникнуть в содержание вопроса. За время, отведенное на подготовку (а это 20—25 минут), не стремитесь записать ответ на вопрос слово в слово, а лучше постарайтесь составить подробный план, запишите важные даты, факты, имена. Отшлифуйте и зафиксируйте начало ответа, оно должно быть содержательным и безупречным. Помните, что справочники, находящиеся в вашем распоряжении во время экзамена, — ваши прямые помощники, так как в них содержится значительная часть информации, необходимой для ответа.

Ответ советуем начать с произнесения плана. В этом случае преподаватель с первых же минут оценит не только круг вопросов, которые вы будете рассматривать в билете, но и вашу способность логически мыслить и грамотно строить ответ. Потренируйтесь — и у вас обязательно получится! Выглядит очень эффектно!

Ваше выступление должно быть логичным и последовательным. Демонстрация неограниченных возможностей вашей памяти непременно должна сопровождаться обобщениями, раскрытием связи явлений и закономерностей. Держитесь уверенно, но не вызывающе, отвечайте ровным, четким, но негромким голосом. При благоприятном стечении обстоятельств ваш ответ на каждый вопрос составит не более 5—7 минут. Более того, не исключено, что произведенное впечатление будет настолько сильным, что у преподавателей исчезнет необходимость в дополнительных вопросах. Подумав над ними, вы легко найдете ответ в тексте вопроса. Но знайте, что дополнительные вопросы, которые может задать преподаватель, не должны выходить за рамки экзаменационного билета, а нарушение порядка проведения экзамена — основание для апелляции. Помните, что только лист с вашим конспектом является основанием для просьбы к администрации школы и председателю экзаменационной комиссии пересмотреть оценку.

Надеемся, что наши советы помогут вам хорошо подготовиться к экзаменам и сдать их на «5».

 

Больших вам успехов, дорогие выпускники!

Ни пуха ни пера!


Раздел I. Русь древняя и средневековая

 

Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси

Вопрос 1. Русь изначальная

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.

Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения.

В. Религия восточных славян.

 

1. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн. человек.

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной территории Европейского материка — от Европы до Индии. Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западноиранские племена — скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы.

2. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к 1—11 вв. н. э. и встречаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и др. Обширные сведения о славянах содержатся в произведениях византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье — пределах Готской империи, об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями. Прокопий сообщает довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения историка Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки — венедов, антов и склавинов. В последние годы археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Богатейшие сведения о жизни древних славян содержатся в русских летописях, и прежде всего в «Повести временных лет».

3. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

> западные славяне — поляки, чехи, словаки;

> южные славяне — болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

> и самая большая, третья ветвь — восточные славянеэто русские, украинцы, белорусы.

1. В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке.

2. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен или, как их называет летописец Нестор, «племенных княжений». Согласно «Повести временных лет», картина их расселения выглядела следующим образом:

> поляне — по среднему течению Днепра;

> древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

> славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

> дреговичи — между реками Припять и Березина;

> вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

> кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

> полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

> северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Суды и Северного Донца;

> радимичи — на Соже и Десне;

> волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;

> уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;

> белые хорваты — в предгорьях Карпат.

3. Рядом с восточными славянами жили угро-финские племена: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно.

4. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом. Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля.

Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки.

Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насыпались курганы.