Тема 2. Коллективные договоры и соглашения

1. Социальное партнерство и его правовые формы.

2. Понятие соглашений и коллективных договоров, их содержание.

3. Порядок заключения коллективного договора.

4. Ответственность за нарушение коллективного договора.

1. В гражданском обществе основными социальными группами являются предприниматели и трудящиеся, между которыми отсутствуют антагонистические противоречия, так как трудящиеся тоже являются собственниками, акционерами. Их интересы выражают представительные органы предпринимателей (ассоциации, союзы) и профсоюзы трудящихся. При таких условиях роль государства (правительства) заключается в нахождении средств социального компромисса между различными социальными группами общества и в нахождении цивилизованных способов преодоления противоречий между ними.

Достижение социального согласия и сотрудничества между работодателями и работниками является одной из целей трудового права. А чтобы достичь указанной цели должно осуществляться социальное партнерство на государственном, отраслевом и производственном уровнях, должен осуществляться диалог между профсоюзами, правительством и предпринимателями. В связи с этим Указом Президента Украины в 1993 г. был создан Национальный Совет социального партнерства в составе представителей Кабинета Министров, объединений предпринимателей и объединений профсоюзов.

Система социального партнерства в Украине стала складываться в начале 90-х годов. Одной из форм такого партнерства является проведение переговоров и заключение коллективных соглашений и договоров. С принятием 1 июля 1993 г. Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» такие переговоры стали проводиться не только на уровне отдельных предприятий, но также и на трех других уровнях: государственном, отраслевом и региональном; наряду с коллективными договорами стали заключаться коллективные соглашения. В указанном законе определен порядок урегулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений между собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом и профсоюзом. Этот закон решил вопросы согласования интересов работников с собственником или уполномоченным им органом, вопросы участия трудовых коллективов в установлении условий труда и осуществлении контроля за соблюдением законодательства о труде.

Законодательство предусматривает различные формы взаимодействия собственника (или уполномоченного им органа) и профсоюзных организаций:

1) совместное решение вопросов на паритетных началах (например, заключение коллективного договора);

2) согласительный порядок решения вопросов, т.е. собственник (или уполномоченный им орган) решение определенных вопросов должен предварительно согласовать с профсоюзным органом (установление очередности предоставления отпусков, решение вопроса о проведении сверхурочных работ, увольнение работника по инициативе администрации и т.п.);

3) решение вопросов с участием профсоюзного органа (профсоюзы привлекаются для обсуждения определенных вопросов).

2. Коллективные соглашения и договоры являются локальными нормативными актами.

Коллективное соглашение - это срочное соглашение, которое заключается на государственном, отраслевом и региональном уровне между собственниками и органами, уполномоченными представлять трудящихся, об установлении нормативных положений с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов государства, трудящихся и собственников, а также уполномоченных ими органов.

Коллективный договор представляет собой соглашение между собственником предприятия, учреждения, организации (или уполномоченным им органом) и трудовым коллективом наемных работников с целью урегулирования:

1) производственных, трудовых и социально-экономических отношений, требующих дополнительной регламентации с учетом особенностей труда на данном предприятии, в учреждении, организации;

2) вопросов, не урегулированных действующим законодательством.

Коллективный договор является разновидностью коллективного соглашения, которое заключается на производственном уровне. Положения коллективного договора распространяются на всех работников предприятий, независимо от того, являются ли они членами профсоюза.

Условия коллективных договоров и соглашений являются обязательными для заключивших их сторон и для предприятий, на которые они распространяются.

Нормативная сущность коллективных соглашений и договоров заключается в том, что государство в определенных пределах предоставляет их сторонам право в установленном порядке создавать локальные нормы права. При этом условия коллективных договоров и соглашений не могут противоречить действующему законодательству. Условия этих договоров и соглашений, ухудшающие по сравнению с действующим законодательством положение работников, являются недействительными, и их запрещается включать в договоры и соглашения.

Все работающие, а также вновь принятые на предприятие работники должны быть ознакомлены с коллективным договором собственником или уполномоченным им органом.

Сферы заключения коллективных договоров и соглашений различны. Коллективные договоры заключаются на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих наемный труд и имеющих право юридического лица. Коллективные договоры могут заключаться также в структурных подразделениях предприятий в пределах компетенции этих подразделений. Соглашения заключаются на: а) государственном, б) отраслевом и в) региональном уровнях на двухсторонней основе.

Коллективный договор заключается между собственником (или уполномоченным им органом) и профсоюзными или другими органами, уполномоченными на это трудовым коллективом. А если такие органы отсутствуют, то трудовой договор заключается со специально избранными и уполномоченными трудовым коллективом представителями трудящихся.

Стороны соглашений зависят от уровня этих соглашений. На государственном уровне сторонами в генеральном соглашении выступают: а) профессиональные союзы, объединившиеся для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения, и б) объединившиеся для тех же целей собственники или уполномоченные ими органы, на предприятиях которых занято большинство наемных работников государства.

На отраслевом уровне сторонами соглашения являются: а) собственники, объединения или уполномоченные ими органы и б) профсоюзы, объединения профсоюзов или иных представительных организаций трудящихся, имеющие соответствующие полномочия, достаточные для ведения переговоров, заключения соглашения и реализации его норм на большинстве предприятий, входящих в сферу их действия.

На региональном уровне соглашение заключается между: а) местными органами государственной власти или региональными объединениями предпринимателей, если они имеют соответствующие полномочия, и б) объединениями профсоюзов или иными уполномоченными трудовыми коллективами органами.

Право на ведение переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений от имени наемных работников предоставляется профессиональным союзам, объединениям профсоюзов (в лице их выборных органов) или иным представительным организациям трудящихся, наделенных трудовыми коллективами соответствующими полномочиями. При наличии на предприятии, на государственном, отраслевом, территориальном уровнях нескольких профсоюзов, их объединений или иных органов, уполномоченных трудовыми коллективами на представительство, они должны сформировать совместный представительный орган для ведения переговоров и заключения коллективного договора или соглашения.

Закон запрещает ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников политическими партиями, а также организациями или органами, созданными или финансируемыми собственниками (уполномоченными ими органами).

Содержание коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции. Оно заключается на основе генерального, отраслевых и региональных соглашений. В нем детализируется и конкретизируется действующее законодательство о труде с учетом специфики данного предприятия, решаются вопросы, не урегулированные действующим законодательством и т.п. В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в том числе по:

- изменению в организации производства и труда;

- обеспечению продуктивной занятости;

- нормированию и оплате труда, установлению формы, системы, размеров заработной платы и иных видов трудовых выплат (премий и т.п.);

- установлению гарантий, компенсаций, льгот;

- участию трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия (если это предусмотрено уставом);

- режиму работы, продолжительности рабочего времени и отдыха;

- условиям и охране труда;

- обеспечению жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления и отдыха работников;

- гарантиям деятельности профсоюзной или иных представительных организаций трудящихся и т.п.

В связи с тем, что законодательство устанавливает только минимальные гарантии для наемных работников на всей территории государства, коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии и социально-бытовые льготы.

Соглашениями на государственном уровне регулируются основные принципы и нормы реализации социально-экономической политики и трудовых отношений, в том числе в отношении гарантий труда и обеспечения продуктивной занятости, минимальных социальных гарантий оплаты труда и доходов всех групп и слоев населения, которые обеспечивали бы достаточный уровень жизни; размера прожиточного минимума, минимальных нормативов, социального страхования, трудовых отношений, режима работы и отдыха, условий охраны труда и окружающей природной среды, удовлетворения духовных потребностей населения и т.п.

Соглашениями на отраслевом уровне регулируются отраслевые нормы, в том числе в отношении нормирования и оплаты труда, установления для предприятий отрасли минимальных гарантий заработной платы, минимальных социальных гарантий, компенсаций, льгот в сфере труда и занятости, трудовых отношений, условий и охраны труда, жилищно-бытового, медицинского, культурного обслуживания, организации оздоровления и отдыха. Отраслевые соглашения не могут ухудшать положение трудящихся по сравнению с генеральным соглашением.

Соглашения на региональном уровне регулируют нормы социальной защиты наемных работников предприятий, включают более высокие по сравнению с генеральным соглашением социальные гарантии, компенсации, льготы.

3. Заключению коллективных договоров и соглашений предшествуют коллективные переговоры. Любая из сторон не ранее чем за 3 месяца до истечения срока действия коллективного договора или соглашения письменно уведомляет другую сторону о начале переговоров. Другая сторона в течение 7 дней должна начать переговоры. Порядок ведения переговоров по вопросам разработки, заключения или внесения изменений в коллективный договор или соглашение определяется сторонами и оформляется соответствующим протоколом.

Для ведения переговоров и подготовки проектов коллективного договора или соглашения образуется рабочая комиссия из представителей сторон. Состав этой комиссии определяется сторонами. Стороны могут прерывать переговоры с целью проведения консультаций, экспертиз, получения необходимых данных для выработки соответствующих решений и поиска компромиссов.

Рабочая группа готовит проект коллективного договора, соглашения с учетом предложений, поступивших от работников, трудовых коллективов отраслей, регионов, общественных организаций, и принимает решение, которое оформляется соответствующим протоколом.

Для урегулирования разногласий во время ведения коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры.

Если в ходе переговоров стороны не пришли к согласию по независящим от них причинам, то составляется протокол разногласий, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения этих причин, а также о сроках возобновления переговоров. В течение 3-х дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию, а при недостижении согласия обращаются к посреднику, избранному сторонами. Примирительная комиссия или посредник в срок до 7 дней рассматривает протокол разногласий и выносит рекомендации по существу спора.

При недостижении согласия между сторонами относительно внесения рекомендации допускается организация и проведение забастовок в порядке, не противоречащем законодательству Украины. Для поддержки своих требований при проведении переговоров по разработке, заключению или изменению коллективного договора или соглашения профсоюзы (иные уполномоченные работниками органы) могут проводить в установленном порядке собрания, митинги, пикетирования, демонстрации.

Проект коллективного договора обсуждается в трудовом коллективе и выносится на рассмотрение общего собрания (конференции) трудового коллектива. В случае, если это собрание (конференция) отклонит проект коллективного договора или отдельные его положения, стороны возобновляют переговоры для поиска необходимого решения. Срок этих переговоров не должен превышать 10 дней. После этого проект в целом выносится на рассмотрение собрания (конференции) трудового коллектива.

После одобрения проекта коллективного договора общим собранием (конференцией) трудового коллектива он подписывается уполномоченными представителями сторон не позднее чем через 5 дней с момента его одобрения. Соглашение (генеральное, отраслевое, региональное) подписывается уполномоченными представителями сторон не позднее чем через 10 дней после завершения коллективных переговоров (в отличие от коллективных договоров, коллективные соглашения не выносятся на одобрение трудовыми коллективами).

Коллективный договор и соглашение вступают в силу со дня их подписания представителями сторон или со дня, указанного в этих документах. По окончании срока действия коллективный договор продолжает действовать до тех пор, пока стороны не заключат новый или не пересмотрят действующий, если иное не предусмотрено договором.

Отраслевые и региональные соглашения подлежат уведомительной регистрации Министерством труда Украины, а коллективные договоры регистрируются местными органами государственной исполнительной власти.

4. Контроль за выполнением коллективного договора и соглашения проводится непосредственно заключившими их сторонами или уполномоченными ими представителями. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять необходимую для этого имеющуюся информацию.

Стороны, подписавшие коллективный договор и соглашение, ежегодно в предусмотренные в них сроки отчитываются об их выполнении. За нарушения, допускаемые при заключении и выполнении коллективных договоров и соглашений, наступает административная и дисциплинарная ответственность (вплоть до освобождения от должности).

На лиц, представляющих стороны, которые уклоняются от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора (соглашения) или которые умышленно нарушают 7-дневный срок начала переговоров после получения письменного извещения другой стороны о начале переговоров, или не обеспечивают работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, налагается административное взыскание - штраф в размере до 10 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением договоров и соглашений, влечет административную ответственность в виде штрафа в размере до 5 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

На указанных лиц, по вине которых нарушено или не выполнено обязательство по коллективному договору и соглашению, налагается штраф в размере до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Указанные дела об административных правонарушениях рассматриваются судом.

По требованию профсоюза или иного уполномоченного трудовым коллективом органа собственник или уполномоченный им орган обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются либо не выполняются обязательства по коллективному договору или соглашению. В частности, в соответствии со ст.45 КЗоТ Украины по требованию профсоюзного органа, который по поручению трудового коллектива подписал коллективный договор, собственник или уполномоченный им орган обязан расторгнуть трудовой договор с руководителем или освободить его с занимаемой должности, если он нарушает законодательство о труде и не выполняет обязательства по коллективному договору.