Тема 5. Характеристика судебной власти и ее органов
1. Общая характеристика судебной власти и правосудия.
2. Назначение, организация и деятельность Конституционного Суда Украины.
3. Задачи, система, основные полномочия судов общей юрисдикции.
4. Статус судей и участие народа в осуществлении правосудия.
1. В ст. 6 Конституции Украины закреплен важнейший принцип организации государственной власти в демократическом государстве – принцип разделения властей на три самостоятельные и независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Все ветви государственной власти равноправны, независимы и отличаются одна от другой специфичными признаками, задачами и т.д.
Суть знаменитой теории Шарля Монтескье о разделении властей выражена следующим словами: «Если власти законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станут издавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их не будет свободы и в том случае, если судебная власть не будет отделена от власти законодательной и исполнительной». Сам автор этой теории не абсолютизировал раздел власти на три ветви и не изолировал одну ветвь от другой.
Судебную власть в Украине представляет система независимых судов, призванных осуществлять правосудие, т.е. рассматривать и разрешать споры и выносить соответствующие решения, в установленном законом порядке.
Основными задачами органов судебной власти является защита в судебном порядке прав человека, интересов личности, общества и государства, обеспечение конституционности правовых актов.
Судебная власть, в отличие от законодательной и исполнительной обладает следующими основными признаками:
- является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Она не подчиняется законодательным и исполнительным органам;
- только эта ветвь государственной власти вправе осуществлять правосудие, которое является специфическим направлением реализации государственной власти и основным полномочием судебной власти. Под правосудием понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению в особом процессуальном порядке (в судебных заседаниях) споров и конфликтов, возникающих в правовой сфере;
- представителями судебной власти являются Конституционный Суд Украины и суды общей юрисдикции.Каждый из указанных судов наделен полномочиями (компетенцией) по рассмотрению строго определенного круга лишь ему подведомственных судебных дел. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается (ст.124 Конституции Украины). Создание чрезвычайных и особых судов в Украине не допускается (ст.125 Конституции Украины);
- носителями (или представителями) судебной власти являются профессиональные судьи и привлекаемые в определенных законом случаях народные заседатели и присяжные. На судей возложены конкретные обязанности: обеспечивать полное, всестороннее и объективное рассмотрение судебных дел, не допускать поступков и любых действий, которые порочат звание судьи и могут вызвать сомнение в их объективности, беспристрастности, независимости и т.п.;
- судебная власть реализуется посредством осуществления правосудия в формах гражданского, хозяйственного, уголовного, административного, конституционного судопроизводства;
- органы судебной власти при осуществлении правосудия действуют на основе закона. Кроме строгого соблюдения процессуального законодательства, к конкретным обстоятельствам дел при вынесении судебных решений судьи применяют нормы материального права (гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного и др.);
- органы судебной власти наделены полномочиями, принимая решения, применять или не применять меры государственного принуждения. При рассмотрении уголовного дела, например, вынесение оправдательного приговора, указывает на неприменение судом государственного принуждения и в других случаях;
- все судебные решения, вступившие в законную силу, принятые органами судебной власти в результате осуществления правосудия, подлежат исполнению на всей территории Украины, а в некоторых случаях, за ее пределами. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий, а также судебные решения являются обязательными для исполнения на всей территории Украины (ст. ст. 124, 129 Конституции). За неуважение к суду и за невыполнение судебных решений виновные лица привлекаются к юридической ответственности (ст.ст.185-3, 185-5, 185-6 КоАП Украины, раздел XVIII Уголовного кодекса Украины и др.).
Административную ответственность за неуважение к суду наступает в случаях, когда имели место: а) злостное уклонение от явки в суд свидетеля, потерпевшего, истца, ответчика; б) неподчинение указанных лиц и иных граждан распоряжению председательствующего в судебном заседании; в) нарушение порядка во время судебного заседания; г) совершение кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам. За указанные нарушения налагается штраф или административный арест на срок до 15 суток. Административную ответственность влечет также оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда, частного постановления судьи или непринятие мер к устранению указанных в них нарушений закона, а также несвоевременный ответ на указанные акты суда.
Уголовную ответственность влекут умышленное неисполнение должностным лицом решения, приговора, определения или постановления суда или воспрепятствование их исполнению. Уголовная ответственность наступает за преступления против правосудия: вмешательство в деятельность судебных органов, угроза или насилие в отношении судьи, народного или присяжного, умышленное уничтожение или повреждение имущества судьи, народного заседателя либо присяжного, посягательство на жизнь судьи, народного заседателя либо присяжного в связи с их деятельностью, связанной с осуществлением правосудия, неисполнение судебного решения и др.
Правосудие осуществляется на основе определенных принципов. Принципы правосудия (судопроизводства) - это исходные, основополагающие начала правосудия, закрепленные в законодательстве. Нарушение судом принципов правосудия свидетельствует о незаконности судебного решения и влечет его отмену.
В ст.129 Конституции Украины закреплены основные принципы судопроизводства:
- законность;
- равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом;
- обеспечение доказанности вины;
- состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности;
- поддержание государственного обвинения в суде прокурором (прокурор обязан поддерживать государственное обвинение по всем уголовным делам, направленным в суд с обвинительным заключением);
- обеспечение обвиняемому права на защиту;
- гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами. Разбирательство дел во всех судах является открытым, и каждый гражданин имеет возможность присутствовать при рассмотрении дел в суде. Исключения из этого принципа прямо предусмотрены в процессуальном законодательстве. Однако, даже если дело рассмотрено в закрытом судебном заседании, приговоры и решения судов во всех случаях провозглашаются публично. Нарушение принципа гласности судебного рассмотрения дела является основанием для отмены приговора. Весь ход судебного разбирательства фиксируется в протоколе судебного заседания;
- обеспечение апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, кроме случаев, предусмотренных законом. Сущность этого принципа состоит в праве обжалования судебного решения, вынесенного судом по первой инстанции (подробнее о системе судов их полномочиях, в том числе и пересмотре судебных решений см. п.3 этой темы);
- обязательность решений суда.
Законодательством могут устанавливаться и другие принципы. Например, в ст.62 Конституции Украины закреплен принцип презумпции невиновности. Сущность указанного принципа заключается в том, что лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию до тех пор, пока его вина не будет доказана и установлена обвинительным приговором суда, вступившим в законную силу. С точки зрения закона никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. На обвиняемого (или подсудимого) запрещается возлагать доказывание своей невиновности. При этом обвинение не может основываться на предположениях или на доказательствах, полученных незаконным путем.
Суд осуществляет контроль за правомерностью ряда процессуальных решений органов следствия, дознания и прокурора, которыми ограничиваются конституционные права граждан. Этот контроль является важной гарантией соблюдения прав подозреваемых, обвиняемых и других граждан. Уголовно-процессуальное законодательство Украины предусматривает право обжалования в суд постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, постановления о прекращении дела, а также право обжалования в суд санкции прокурора на арест. И эти права широко используются гражданами.
С принятием Конституции полномочия суда в вопросах контроля за законностью действий органов дознания и следствия, их должностных лиц значительно расширились. Конституция впервые установила судебный порядок проверки в течение 72 часов обоснованности задержания граждан, подозреваемых в совершении преступлений, и закрепила право граждан обжаловать в суде свое задержание. Кроме этого, Конституция установила судебный порядок ареста граждан, получения согласия на производство осмотра или обыска их жилища (однако в настоящее время и на переходный период сохраняется существовавший ранее порядок производства этих следственных действий, т.е. с санкции прокурора). Изменен и в настоящее время уже действует новый (т.е. судебный) порядок наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемки; при этом суд проверяет наличие достаточных для этого оснований и не допускает необоснованного ограничения конституционных прав граждан.
2. Порядок организации и деятельности Конституционного Суда Украины регулируется Конституцией Украины (р.ХП) и Законом “О Конституционном Суде Украины” от 16 октября 1996 года.
Конституционный Суд Украины является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине, основная задача которого состоит в гарантировании верховенства Конституции Украины как Основного закона государства на всей территории Украины. Его деятельность основывается на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, равноправности судей, гласности, полноты и всесторонности рассмотрения дел и обоснованности принятых им решений.
Конституционный Суд Украины состоит из 18 судей: по шесть судей назначают Президент, Верховная Рада, съезд судей Украины сроком на 9 лет без права повторного избрания.
Президент проводит консультации с Премьер-министром и Министром юстиции Украины относительно кандидатур на должности судей Конституционного Суда. О назначении суде издается соответствующий Указ Президента Украины, скрепленный подписями Премьер-министра и Министра юстиции Украины.
Верховная Рада назначает судей Конституционного Суда тайным голосованием путем подачи бюллетеней. Предложения по кандидатурам на должность судей вносит Председатель Верховной Рады Украины, а также может внести не менее чем 1/4 народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады. Соответствующий комитет представляет Верховной Раде свои заключения по каждой кандидатуре. По результатам голосования Председателем Верховной Рады Украины подписывается постановление Верховной Рады.
Съезд судей Украины по предложению делегатов съезда открытым голосованием большинством голосов присутствующих делегатов съезда определяет кандидатуры на должность судей Конституционного Суда Украины для включения в бюллетени для тайного голосования. По результатам голосования выносится соответствующее решение съезда судей Украины, подписанное председателем и секретарем съезда судей Украины.
Председатель Конституционного Суда избирается членами Конституционного Суда на специальном пленарном заседании из состава судей Конституционного Суда путем тайного голосования сроком на три года без права повторного избрания. Председатель имеет двух заместителей из числа избранных судей.
В состав Конституционного Суда Украины может быть избран гражданин Украины, достигший на день назначения 40 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж практической, научной или педагогической работы по специальности не менее десяти лет, владеющий государственным языком и проживающий на территории Украины на протяжении последних двадцати лет.
К полномочиям Конституционного Суда Украины в соответствии со статьями150 и 151 Конституции Украины, а также со ст. 13 Закона «О Конституционном Суде Украины» относятся:
1. Решение вопросов о соответствии Конституции Украины законов и иных правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым. По этому вопросу в Конституционный Суд Украины вправе обращаться Президент Украины, не менее 45 депутатов Верховной Рады Украины, Верховный Суд Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Верховный Совет Автономной республики Крым.
2. Официальное толкование Конституции Украины и законов Украины. Данное полномочие рассматривается в связи с обращением Президента Украины, не менее 45 народных депутатов; Верховного Суда Украины; Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; Верховного Совета Автономной Республики Крым, Кабинета Министров Украины, органов государственной власти и местного самоуправления.
3. По обращению Президента Украины или Кабинета Министров Украины дает заключения о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду для дачи согласия на их обязательность (ст. 151 Конституции Украины);
4. По обращению Верховной Рады Конституционный Суд дает заключение о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента.
Законы и иные нормативные акты по решению Конституционного Суда Украины признаются неконституционными полностью или частично, если они не соответствуют Конституции Украины, или если была нарушена процедура их рассмотрения.
К решениям и заключениям Конституционного Суда Украины предъявляются определенные требования. Решения принимаются, заключения даются Конституционным Судом Украины поименным голосованием путем опроса судей. Судьи Конституционного Суда Украины не имеют права воздерживаться от голосования. Решения и заключения Конституционного Суда мотивируются письменно, подписываются отдельно судьями, которые голосовали за их принятие и которые голосовали против их принятия и обнародуются в течение следующего рабочего дня после их принятия. Они являются окончательными и обжалованию не подлежат.
Решения и заключения Конституционного Суда Украины подписываются не позднее семи дней после принятия решения, дачи заключения. Решения и заключения Конституционного Суда официально обнародуются на следующий рабочий день после их подписания. Решения и заключения вместе с особым мнением судей Конституционного Суда публикуются в «Вестнике Конституционного Суда Украины» и в других официальных изданиях Украины.
К полномочиям Конституционного Суда Украины не относятся вопросы, относящиеся к компетенции судов общей юрисдикции.
3. Порядок формирования судов общей юрисдикции установлен Законом «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 года. Деятельность указанных судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, осуществление защиты прав и законных интересов от различных посягательств. Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские, уголовные, хозяйственные дела, а также дела об административных правонарушениях.
В Конституции Украины указано, что система судов общей юрисдикции строится по принципу территориальности и специализации, а возглавляет ее Верховный Суд Украины, который в системе судов общей юрисдикции является наивысшим судебным органом.
Система судов общей юрисдикции выглядит следующим образом:
- Верховный Суд Украины - высший орган, возглавляющий всю систему судов общей юрисдикции;
- апелляционные суды: Апелляционный суд Украины, а также апелляционные суды, действующие в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;
- местные суды действуют в рамках районов, городов (кроме городов районного подчинения), района в городе, нескольких районов или района и города одновременно.
К судам общей юрисдикции относятся также военные суды, которые действуют: военные суды гарнизонов - как местные, а военные суды регионов и Военно-Морских Сил - как апелляционные.
Специализированными судами, входящими в единую систему судов общей юрисдикции, являются хозяйственные суды, действующие как местные в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Юрисдикция апелляционных хозяйственных судов распространяется на несколько областей.
По состоянию на 1 октября 2003 года сеть апелляционных хозяйственных судов в Украине выглядит следующим образом: Днепропетровский апелляционный хозяйственный суд (Днепропетровская и Кировоградская области), Донецкий апелляционный хозяйственный суд (Донецкая область), Житомирский апелляционный хозяйственный суд (Винницкая, Житомирская и Хмельницкая области), Запорожский апелляционный хозяйственный суд (Запорожская и Херсонская области), Киевский апелляционный хозяйственный суд (Черниговская область и город Киев), Киевский межобластной апелляционный хозяйственный суд (Киевская, Полтавская, Черкасская области), Луганский апелляционный хозяйственный суд (Луганская область), Львовский апелляционный хозяйственный суд (Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Черновицкая области), Одесский апелляционный хозяйственный суд (Николаевская и Одесская области), Севастопольский апелляционный хозяйственный суд (Автономная Республика Крым, город Севастополь), Харьковский апелляционный хозяйственный суд (Сумская и Харьковская области).
Высший хозяйственный суд Украины возглавляет подсистему хозяйственных судов и является судом кассационной инстанции.
Хозяйственные суды осуществляют правосудие в хозяйственной сфере, они разрешают хозяйственные споры, возникающие между юридическими лицами, государственными и другими органами (например, дела о банкротстве и др.).
Закон Украины «О судоустройстве Украины» в качестве специализированных судов назвал административные суды, которые будут созданы в процессе дальнейшего проведения судебно-правовой реформы в Украине. Предполагается создание административных местных и апелляционных судов, а также Высшего административного суда Украины.
Местный суд является судом первой инстанции и рассматривает дела по существу, т.е. в судебном заседании впервые, непосредственно, с участием сторон и на основе их равенства и состязательности процесса и других принципов правосудия исследует доказательства путем допроса обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, и др. участников. В результате чего выносит судебное решение (приговор – по уголовному делу).
Апелляционные суды рассматривают дела в апелляционном порядке коллегиально, в составе не менее 3-х судей. Если участники судебного процесса не удовлетворены решением или приговором суда, они вправе подать апелляционную жалобу (через суд первой инстанции, вынесший данное судебное решение). Процессуальным законодательством дается срок на обжалование судебного решения в апелляционном порядке, после чего оно вступает в законную силу. Кроме этого процессуальное законодательство (УПК, ГПК, ХПК Украины) предусматривает некоторые особенности рассмотрения общими и хозяйственными судами дел в апелляционном порядке.
Кассационные суды проверяют законность и обоснованность судебного решения по имеющимся в деле и дополнительно поданным материалам в той части, в которой оно было обжаловано. Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебный решений, вступивших в законную силу (как местных, так и апелляционных судов). Суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы кассационных требований (изложенных в кассационной жалобе), если этим не ухудшается положение осужденного или оправданного.
Таким образом, деятельность судов направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений. Основной целью деятельности судов является защита и восстановление нарушенных прав и свобод, в том числе путем применения мер государственного принуждения к лицам, посягающим на охраняемые законом права и интересы.
4. Конституция Украины и Закон Украины «О статусе судей» устанавливают требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и к судьям. Статус судьи представляет собой его правовое положение, т.е. в законодательстве устанавливаются определенные требования к лицам, желающим заниматься судебной практикой, кроме этого устанавливаются правовые гарантии их деятельности, ответственность и др. В частности, профессиональный судья не может принадлежать к политическим партиям, принимать участие в какой бы то ни было политической деятельности, иметь представительский мандат (например, быть депутатом), занимать какие-либо иные оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.
Судьей местного (районного, городского и т.д.) суда может быть гражданин Украины не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее 3-х лет, проживающий в Украине не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Для избрания судьей апелляционных судов и высшего звена требуется повышенный возрастной ценз и более продолжительный стаж работы по юридической специальности. Судьи военных судов должны иметь офицерское звание. Все кандидаты в судьи обязаны сдать квалификационный экзамен соответствующей квалификационно-дисциплинарной комиссии судей в установленном законом порядке.
Первое назначение судьи на должность осуществляется Президентом Украины сроком на 5 лет по представлению Высшего совета юстиции Украины. По истечении указанного срока назначение судей судов общей юрисдикции осуществляется Верховной Радой Украины бессрочно в установленном законом порядке.
Особое место в характеристике правового положения судей занимает вопрос о гарантиях их независимости. Под независимостью судей понимается обеспечение им возможности рассматривать и разрешать конкретные дела на основе закона, по их внутреннему убеждению и без какого-либо постороннего воздействия и влияния, в том числе со стороны вышестоящих судов, других государственных органов и должностных лиц, общественных организаций и т.п. Независимость судей является необходимым условием объективного рассмотрения ими конкретных дел.
В Законе Украины «О статусе судей» предусмотрены следующие гарантии, обеспечивающие независимость судей:
- особый порядок назначения и избрания судей, приостановления их полномочий и увольнение с должности;
- специальная процедура осуществления правосудия; эта процедура детально урегулирована процессуальным законодательством;
- тайна принятия судебного решения и запрещение ее разглашения. Приговор (решение) суда постановляется в отдельном помещении – совещательной комнате. Во время совещания и постановления приговора (решения) в совещательной комнате могут быть только судьи, входящие в состав суда по данному делу; присутствие других лиц не допускается;
- установлен запрет под угрозой ответственности вмешательства в осуществление правосудия;
- установлена ответственность за неуважение к суду либо судье;
- право судьи на отставку. Каждый судья при условии, что он проработал в должности судьи не менее 20 лет, имеет право на отставку, т.е. на освобождение его от исполнения обязанностей по собственному желанию. За судьей, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи.
- неприкосновенность судей;
- создание необходимых организационно-технических и информационных условий для деятельности судов, материальное и социальное обеспечение судей;
- предусмотрен особый порядок финансирования судов;
- для решения вопросов внутренней деятельности судов создана система органов судейского самоуправления (сборы, конференции, Съезд судей Украины);
- другие гарантии, предусмотренные законодательством.
Гарантии независимости судей, закрепленные Законом Украины «О статусе судей», не могут быть отменены или ограничены иными нормативными актами.
Народ принимает участие в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей и присяжных, которые будут вместе с профессиональными судьями принимать участие в осуществлении правосудия. Народные заседатели – по гражданским и уголовным делам, рассматриваемым по первой инстанции (т.е. по существу), а присяжные – в судах апелляционной инстанции – по уголовным делам, в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Украины.
Правовое положение народных заседателей и присяжных предусмотрено в Законе Украины «О судоустройстве Украины», а также в процессуальном законодательстве.
Народным заседателем может быть гражданин Украины, который в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством, решают в составе суда дела вместе с профессиональными судьями, обеспечивая, как указывалось выше, непосредственное участие народа в осуществлении правосудия. Народные заседатели в период осуществления правосудия пользуются всеми правами судьи. Списки народных заседателей утверждаются соответствующим местным советом по представлению председателя местного суда. Списки народных заседателей местных военных судов по представлению председателей этих судов утверждаются начальником соответствующего гарнизона. Списки народных заседателей утверждаются на четыре года и пересматриваются в случаях необходимости, но не реже, чем через два года. Народным заседателем может быть гражданин Украины, достигший 25-летнего возраста и постоянно проживающих на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда.
Присяжными признаются граждане Украины, которые в случаях, предусмотренных процессуальным законом, привлекаются для осуществления правосудия, также обеспечивая непосредственное участие народа в осуществлении правосудия. Списки присяжных по представлению председателя апелляционного суда формируются на основании списков избирателей специальной комиссией. В списки включаются граждане, постоянно проживающие на территории соответствующей области. Списки утверждаются решением соответствующего совета. Присяжным может быть гражданин Украины, достигший 30 лет. Не могут быть народными заседателями и присяжными лица, признанные судом недееспособными или ограниченные в дееспособности, имеющие хронические психические заболевания, депутаты, работники прокуратуры, органов внутренних дел, государственные служащие, адвокаты, нотариусы и т.д.