Характеристика Конституции Украины

Тема 1. Общая характеристика конституционного права.

Раздел 2. Основы конституционного права

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

 

Конституция Украины: Принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г. // ВВРУ. - 1996. - № 30. – Ст. 141.

Декларация о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. //ВВРУ. – 1990. - № 31.

О провозглашении независимости Украины: Постановление Верховной Рады Украины от 24 августа 1991 г. // ВВРУ. – 1991. - № 38.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.Н.И. Матузова – М.: Юристъ, 1997.

Теорія держави і права: Підручник / За ред. В.В. Копейчікова – К.: Юрінком, 1998.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.Н. Хропанюка –М.: Интерстиль, 1999.

Основи правознавства: Навчальний посібник. – 5-е вид., перероб. і доп. Кол. авт.: М.О. Баймуратов, Л.Р. Біла, С.В. Ківалов та ін; Під ред. докторів юрид. наук, проф. С.В. Ківалова, М.П. Орзіха. – Одеса: Юридична література, 2003. – 376 с.

Правознавство: Навчальний посібник / За заг. ред. П.В. Мельника. – Ірпінь: Академія ДПС України, 2003. – 409 с.

Правознавство: Підручник / Авт. кол.: Демський С.Е., Ковальський В.С., Колодій А.М. (керівник авт. кол.) та інші; За ред. В.В. Копєйчикова. – 7-е вид., стер. – К.: Юрінком Інтер, 2003. – 736 с.

 

 

1. Понятие, предмет, система, субъекты и источники конституционного права.

2. Основные характеристики Конституции Украины как основного закона государства.

1. Термин «конституционное право» имеет троякое значение: отрасль действующего в той или иной стране права, то есть система юридических норм, правил, содержащихся в законах и иных нормативных актах и регулирующих определенную сферу общественных отношений; наука – совокупность знаний о действующем конституционном праве, материально представленная книгами, брошюрами, статьями; учебный курс, основы знаний о действующем конституционном праве и состоянии науки, предмет преподавания в высших учебных заведениях.

Конституционное право как отрасль права – это совокупность правовых (юридических) норм, которые закрепляют определенные основы экономической и политической организации общества, порядок формирования, организации и функционирования основных звеньев государственного механизма, территориальную организацию государства, а также определяют основы взаимоотношений государства и личности.

Предметом конституционного права как отрасли украинского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основных принципов, которые определяют устройство государства. В них выражается качественная характеристика государства – суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты власти и способы ее реализации, общие основы функционирования всей системы политической и экономической организации общества. Совокупность этих общественных отношений в конституционном праве определяется понятием «основ конституционного строя».

2) взаимоотношений между государством, обществом и личностью; правовых статусов украинских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории Украины; прав, свобод человека и гражданина и гарантии их реализации;

3) территориального устройства Украины; принципов, обеспечивающих единство и целостность государственной территории; сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти;

4) организации и функционирования системы органов государственной власти Украины, а также местного самоуправления.

Предмет правового регулирования является критерием деления права на отрасли. Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования, т.е. совокупность приемов, способов, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников.

Основные части и элементы конституционного права – это его общие принципы, институты и нормы.

Общие принципы конституционного права – это выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений.

Общие принципы конституционного права, как правило, декларируются конституциями. Их можно разделить на две группы:

1. Принципы, которые не формулируют конкретные права и обязанности и не всегда обеспечены правовыми санкциями, однако имеющие определяющее значение для многих конституционно-правовых норм: народный суверенитет, народное представительство, разделение властей, равноправие, неотчуждаемые права и т.п.

2. Принципы, которые имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применимы в государственной деятельности: независимость депутатов от избирателей; судебная защита конституционных прав и т.п.

Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Субъекты конституционного права – это участники конституционно-правовых отношений, которые возникают в результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права. Это постоянные носители прав и обязанностей, предусмотренных нормами отрасли.

Среди субъектов конституционного права особая роль принадлежит государству. Оно выступает как регулятор общественных отношений, прежде всего, как носитель правотворческой власти. Однако, как правило, государство само не становится участником этих отношений, а предписывает, какими должны быть отношения межу субъектами права и обеспечивает данное предписание. Становясь участником таких отношений, государство действует либо через свои органы, либо через референдум.

Источники конституционного права – это формы, в которых находят свое отражение правовые нормы. К ним относятся:

1. Конституция - основной закон государства.

2. Конституционный закон – это закон, который вносит дополнения и поправки в конституцию, принимается в особом, усложненном порядке, обладает той же юридической силой, что и сама конституция.

3. Органический закон – это закон, который принимается по прямому предписанию конституции в порядке, отличном от порядка принятия как конституционных, так и обычных законов, и занимает в юридической иерархии место между ними. По общему правилу органические законы содержат нормы, относящиеся к важным конституционно-правовым институтам (об избирательном праве, конституционном контроле, гражданстве, режиме чрезвычайного положения, политических партиях, судоустройстве и т.п.).

4. Обычные законы относятся к источникам конституционного права, если они регулируют общественные отношения (менее важные) составляющие предмет конституционного права. Принимаются они по той же законодательной процедуре, что и иные обычные законы.

5. Нормативно-правовые акты исполнительной власти(указы президента, постановления правительства).

6.Нормативно-правовые акты органов конституционного контроля (постановления Конституционного Суда Украины).

7.Регламент парламента(Верховной рады Украины) (нормы, определяющие порядок деятельности палат и других внутренних структур парламента).

8. Международные договоры являются источниками конституционного права в случаях, когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение.

9. Внутригосударственные договоры – являются источниками конституционного права в том случае, если они регулируют конституционные проблемы и когда заключившие их субъекты на это уполномочены.

2. Конституция(от латинского слова constitutio – установление, утверждение) – это основной закон государства, который принимается в особом порядке, имеет высшую юридическую силу и регулирует наиболее важные общественные отношения, которые определяют принципы организации публичной власти, закрепляя при этом основы конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина, систему, порядок организации и компетенцию органов государственной власти, территориальное устройство государства, государственные символы.

Термин «конституция» имеет несколько значений (например, материальная и формальная конституция), но наиболее часто он употребляется в двух из них – юридическая и фактическая конституция.

Юридическая конституция– это основной закон, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и иным нормативно-правовым актам. Фактическая конституция – это реальный порядок организации и осуществления государственной власти, фактические отношения между государством и обществом.

В современной науке конституционного права конституцию рассматривают как юридический, политический и идеологический документ.

Сущность конституции как юридического документа состоит в ее особом содержании, высшей юридической силе, роли конституции как юридической основы текущего законодательства и в повышенной стабильности. Как политический документ конституция закрепляет соотношение социальных сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс либо господство определенных слоев населения, регулирует политический процесс в обществе. Как идеологический документ конституция в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую его руководящими силами социально-политическую доктрину, определенное мировоззрение.

Функции конституции (юридическая, политическая, идеологическая) определяются ее общественным предназначением и способами его реализации.

Юридическая функция конституции заключается в том, что это – основной закон, главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений. Политическая функция состоит в том, что конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. Идеологическая функция состоит в том, что конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанными в обществе ценностям и побуждает человека эти ценности соблюдать и защищать.

Юридические свойства конституций –это признаки, которые отличают их от актов текущего законодательства, в том числе:

- верховенство в системе законодательных актов государства (ст. 8 Конституции Украины);

- на нормах и принципах конституций базируется текущее законодательство, законы и иные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе Конституции Украины и соответствовать ей (ст. 8 Конституции Украины);

- нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия (ст. 8 Конституции Украины);

- действие на всей территории государства;

- особый порядок их изменений и дополнений;

- особая правовая защита.

Содержание конституцииопределяется предметом регулирования. По общему правилу в конституциях регулируются общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование. Помимо этого в конституциях, как правило, имеются отличительные особенности, характерные для конкретной страны.

Основной закон имеет социальное и юридическое содержание.

Социальное содержание конституции – это конкретизация ее социальной сущности, отражающая основы существующего строя (они зависят от того, какие конкретные социальные силы определяют пути развития государства) и национально-специфические особенности конкретной страны.

Правовое, юридическое содержание конституции – это совокупность норм, институтов и принципов, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основные права граждан.

Структура конституции – это способ ее внутреннего построения, то есть порядок объединения конституционных норм в определенные комплексы - разделы и последовательность их размещения.

Действующая Конституция Украины была принята на сессии Верховного Совета Украины 28 июня 1996 г. Она состоит из Преамбулы и 15 разделов.

В Преамбуле, во-первых, дается ссылка на нормативный акт (Акт провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 г.), в соответствии с которым Украина стала независимым государством и который явился правовым источником для принятия Конституции. Во-вторых, ней констатируется, что юридическим основанием провозглашения Украины как независимого государства являются многовековая история украинского государственного строительства и право украинского народа на самоопределение. И, в-третьих, Преамбула устанавливает общую цель принятия конституции - обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского согласия на земле Украины, развитие и укрепление демократического, социального, правого государства.

Основная часть состоит из четырнадцати разделов, которые разделены на 161 статью. Их структура и содержание традиционны для новейших конституций, принятых в более чем 100 государствах мира с конца 80-х гг. ХХ века. В первом разделе, который называется «Общие положения», установлены основы конституционного строя государства. Второй раздел посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина и их гарантиям. В третьем разделе закреплены принципы проведения выборов и референдумов. Разделы, устанавливающие конституционный статус органов государственной власти и местного самоуправления расположены в соответствии с принципом разделения властей (парламент, глава государства, правительство, нормы о судебной власти, местное самоуправление). Отдельными разделами регулируются основы государственного устройства, определяется статус Конституционного Суда Украины, устанавливается порядок внесения изменений и дополнений в Основной Закон. Заключительные положения содержат порядок вступления Конституции в силу.

Своеобразие Конституции Украины проявляется в том, что в ее структуру включены отдельные разделы, регулирующие статус прокуратуры, а также единственного автономного образования на территории государства – Автономной Республики Крым.

Завершающий, пятнадцатый раздел Конституции Украины – «Переходные положения» - состоит из 14 пунктов. В нем содержатся нормы, которые невозможно было реализовать сразу после принятия Конституции, определяющие порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Они представляют собой неотъемлемую часть Конституции и указывают, с какого времени подлежит применению та или иная конституционная норма. Большинство этих норм было рассчитано на 5 лет и уже вступило в силу. Среди них особо следует выделить нормы касающиеся расширения гарантий прав и свобод человека и гражданина, реорганизации судебной власти, определяющие место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти.

Порядок внесения изменений в конституцию Украины закреплен в ХІІІ разделе Основного закона нашего государства. Причем он неодинаков для разделов І, ІІІ и ХІІІ и остальных разделов.

Правом законодательной инициативы по внесению изменений во все разделы, кроме І, ІІІ и ХІІІ, пользуются Президент Украины или не менее одной трети народных депутатов от конституционного состава парламента. В случае если законопроект будет одобрен большинством конституционного состава, его рассмотрение переносится на следующую очередную (весеннюю либо осеннюю) сессию. Это необходимо для более детального анализа и обсуждения такого законопроекта. Законопроект будет считаться принятым, если за него проголосуют не менее двух третей (квалифицированное большинство) конституционного состава Верховной Рады Украины. В том случае, если законопроект не набрал необходимого количества голосов, и закон не был принят, повторно он может быть внесен в парламент не ранее чем через год.

Законопроект о внесении изменений в раздел І «Общие положения», раздел ІІІ «Выборы. Референдум» и в раздел ХІІІ «Внесение изменений в Конституцию Украины» имеют право представить Президент Украины или не менее двух третей конституционного состава депутатов парламента. При условии принятия законопроекта квалифицированным большинством депутатов, законопроект утверждается всеукраинским референдумом, назначаемым Президентом Украины. Если соответствующий закон не будет принят, то повторное представление законопроекта о внесении изменений в указанные разделы по одному и тому же вопросу возможно только в Верховную Раду Украины следующего созыва.

Украинская Конституция восприняла наиболее распространенный в мировой практике способ внесения изменений в текст конституции – это простая замена прежних положений вновь утвержденными.

Для нее также характерно применяемое в большинстве современных конституций запрещение пересмотра их содержания в случае чрезвычайной ситуации в стране (ст. 157). Кроме того, использована характерная для демократических государств практика, запрещающая отменять определенные положения конституции. Прежде всего, это касается упразднения либо ограничения действующих прав и свобод человека и гражданина. Не могут также вноситься изменения, направленные на ликвидацию независимости либо нарушение территориальной целостности Украины (ст. 157).

Верховная Рада Украины в течение срока своих полномочий не может дважды изменять одни и те же положения Конституции (ст. 158).

Законопроект может рассматриваться парламентом только при наличии заключения Конституционного Суда Украины о том, что он соответствует требованиям статей 157, 158 действующей Конституции. Речь идет об упоминавшихся выше требованиях, ограничивающих внесение изменений в Конституцию по срокам и установленному кругу вопросов.

Сроки и порядок введения Основного закона в действие устанавливаются ст. 160 Конституции и Законом Украины “О принятии Конституции Украины и введении ее в действие” в соответствии с которыми она вступила в силу со дня принятия, то есть с 28 июня 1996 года. Хотя указанный закон был подписан Председателем Верховной Рады Украины А. Морозом и Президентом Украины Л. Кучмой только 12 июля 1996 г., а текст Конституции опубликован 13 июля 1996 г. Конституционный Суд Украины, который рассматривал этот вопрос, в своем решении указал, что в данном случае следует руководствоваться нормами собственно Конституции (ст. 160), имеющими высшую юридическую силу и общий порядок вступления в силу обычных законов (через десять дней со дня их официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня опубликования) в данном случае не может быть применим.

Реализация конституционных норм, то есть осуществление их предписаний в практической действительности осуществляется в следующих формах – применение, использование, исполнение и соблюдение. Применение конституционных норм осуществляется органами государственной власти и должностными лицами. Основным способом применения является издание законов и иных нормативно-правовых актов. Соблюдение конституционных норм имеет место тогда, когда субъекты конституционных правоотношений воздерживаются от совершения действий, запрещенных Конституцией. Исполнение конституционных норм происходит тогда, когда субъекты конституционных правоотношений исполняют возложенные на них конституционные обязанности. Использование конституционных норм происходит в том случае, если субъекты конституционных правоотношений по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права.