Понятие и признаки правоотношения.

Понятие и виды форм(источников) права.

Действие норм права в пространстве, по кругу лиц и во времени.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъек­тивные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О по­рядке опубликования и вступления в силу федеральных конституци­онных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Со­брания», федеральные конституционные законы, федеральные зако­ны, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не уем новлен другой порядок вступления их в силу.

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

 

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

 

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

ü по истечении срока действия акта;

ü в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший (косвенная отмена);

ü на основании прямого указания конкретного органа об отмене
данного акта (прямая отмена).

 

Действие нормативного акта в пространстве определяется терри­торией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также тер­ритория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации.

 

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу, лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, об­щественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющие­ся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

Под источником права понимается та официальная форма, в ко­торой излагаются нормы права.Она свидетельствует об их общеобя­зательном значении. Это форма выражения государственной воли, ее закрепления в письменном виде. Иными словами, источник (форма) права — то, к чему следует обратиться, чтобы найти норму права, не­обходимую для решения конкретного юридического дела. Юридические источники (формы) права связаны с государством, так как соз­даются в результате деятельности государственных органов, называемых правотворческими. Именно государство придает тому или иному правилу качество правовой нормы. Но при этом могут быть использованы разные способы выражения государственной во­ли. В связи с этим различают следующие виды источников (форм) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный право­вой акт, нормативный договор.

 

Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

 

Выделяют четыре основные формы права:

1. нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отно­шений. (К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.).

Нормативный правовой акт — документ, принимаемый специально на то уполномоченным право­творческим органом государства и устанавливающий новые нормы права либо изменяющий или отменяющий старые нормы.

Норматив­ные правовые акты могут принимать только те органы государства и должностные лица, которым это право предоставлено законом. При этом каждый из них принимает только акты определенного вида, имеющие свое название, определенную документальную форму и юридическую силу. Все нормативные правовые акты, действующие в нашей стране, образуют систему, в которой каждый акт занимает свое строго определенное место.

Нормативные правовые акты делятся на виды:

ü законы

ü подзаконные акты.

Законом называется акт, принимаемый в особом порядке высшим органом законодатель­ной представительной власти (парламентом) или народом (на рефе­рендуме). Он обладает высшей юридической силой, что означает: все остальные нормативные правовые акты, называемые подзаконными, не должны ему противоречить. Законами регулируются наиболее важные общественные отношения. Законы закрепляют общественный и государственный строй, основные права и свободы граждан и их обязанности, компетенцию органов государственной власти и т.п.

Законы, в свою очередь, делятся на виды:

1. Конституция РФ

2. Федеральные конституционные законы

3. Федеральные законы

4. Законы субъектов РФ

 

Федеральные законы, в свою очередь, делятся на два вида: кон­ституционные и обыкновенные (текущие), к федеральным конститу­ционным законам относятся те законы, которые принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Примером может служить Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федера­ции», поскольку ч. 3 ст. 118 Конституции предусматривает, что су­дебная система Российской Федерации устанавливается федераль­ным конституционным законом.

Обыкновенными называются федеральные законы, которые при­нимаются на основе и во исполнение Конституции и конституцион­ных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы — это крупные акты, предназначенные комплексно регулировать опреде­ленную сферу общественных отношений. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательст­ва. Примером могут служить Основы законодательства РФ о нота­риате и Гражданский кодекс РФ.

 

Подзаконные акты могут детализировать и конкретизировать нормы законов.

К подзаконным нормативным правовым актам на уровне Феде­рации относятся:

1) постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания РФ — Государственной Думой и Советом Федерации;

2) нормативные указы Президента РФ;

3) постановления Правительства РФ;

4) нормативные приказы и инструкции министерств, ведомств, государственных комитетов.

5. правовой обычайэто исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественных отношения могут регулироваться обычаями делового оборота).

Это означает, что государство признает то правило, которое уже сложилось ранее, независимо от государства, т.е. исто­рически, и придает этому правилу общеобязательную силу. Санк­ционируя обычай государство устанавливает юридическую санкцию (меру государственного воздействия) за его несоблюдение.

6. юридический прецедентэто судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи Англии, США, Канаде и т.д.).

В этом случае суд выступает в роли правотворче­ского органа, создающего нормы права. Судебный прецедент в на­стоящее время достаточно широко применяется как источник права в Великобритании, США и некоторых других странах, относящихся к так называемой англосаксонской правовой семье.

7. нормативный договорсоглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (на­пример, Федеративный договор РФ 1992 г.).

Он представляет собой решение суда (как правило, вышестоящего) по какому-либо конкретному делу, которому придается обязательная сила в отношении всех аналогичных (подобных) дел, возникших по­сле этого решения.

 

Тема №3. Правоотношение