Взаимодействие права и государства

Взаимодействие права и морали

Нормативные правовые акты организаций.

Администрация организаций издает

- приказы,

- инструкции,

- положения,

- распоряжения в соответствии со своей компетенцией и не противоречащие законодательству.

В РФ правом законодательной инициативы обладают:

- Депутаты Государственной Думы;

- Совет Федерации и члены Совета Федерации;

- Президент;

- Правительство;

- Законодательные представительные органы, субъектов РФ;

- Высшие судебные органы.

Мораль –это область нравственных ценностей, которые признаются индивидами, их коллективными объединениями, обществом.

У морали и права есть ряд общих признаков:

а) регулируют общественные отношения;

б) определяются одинаковыми экономическими и духовно-культурными факторами;

в) обеспечиваются внутренним убеждением и силой общественного мнения.

Однако у них есть и существенные различия:

а) право санкционируется государством, мораль – общественным сознанием;

б) право охраняется возможностью государственного принуждения, а мораль – только внутренним убеждением и силой общественного мнения;

в) право существует в формально определенном виде, мораль формально не определена;

г) право регулирует общественные отношения, закрепляя права и обязанности их участников, а мораль – с точки зрения должного и ценного на уровне внутреннего сознания.

Взаимодействие морали и права выражается в следующем:

а) мораль в виде принципов и норма влияет на нормотворчество;

б) правоприменительная деятельность должна основываться на морали;

в) право воздействует на формирование принципов и норм морали.

 

 

Воздействие права на государство выражается в следующем.

1. Посредством права государственная воля становится общеизвестной и общеобязательной.

2. Право обеспечивает возможность создания системы государственных органов, определение их компетенции.

3. Право позволяет государству регулировать общественные отношения, выполнять свои функции.

4. Право ограничивает произвол государственного аппарата.

Воздействия государство на право заключается в следующем.

1. Государственные органы участвуют в процессе формирования правовых норм.

2. Государство создает условия для реализации правовых норм.

3. Государство обеспечивает защиту и охрану права.

 

Система Российского права

 

Совокупность всех действующих в государстве правовых норм образуют систему права.

Система права – это объективно существующее внутреннее строение права, его подразделения на отрасли, подотрасли и институты.

Главным подразделение системы права является отрасль права – комплекс правовых норм, регулирующих качественно однородную область общественных отношений. Соответственно принято различать конституционное, уголовное административное право, финансовое, гражданское, трудовое, семейное, земельное и др. Первые четыре отрасли образуют публичное право, остальное – частное право.

Системность –общее свойство всех типов права, в то время как систематика, или систематизация, правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной формации. Структура права – это юридическое выражение структуры данного общества. В этом заключается объективная социальная обусловленность системы права, ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными факторами.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во – первых, единством выраженной в них государственной воли; во – вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в – третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в – четвертых, единством конечных целей и задач.

Объективность – важнейшее свойство системы права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизация может и не быть.

Систематизация – это сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права ; г) институт права ; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношение с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.

Отрасли права разделяются на профилирующие и базовые отрасли, которыми охватываются главные правовые режимы. К ним относятся конституционное, гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное. Различают специальные отрасли права, среди которых, например, трудовое, земельное, семейное, финансовое право. К комплексным отраслям права отнесены предпринимательское, экологическое, коммерческое, право прокурорского надзора, морское право.

Толкование права

 

Толкование представляет собой особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленной на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащийся в них государственной воли.

Толкование является одним из важнейших элементов, а точнее, условий успешной правотворческой и в особенности правоприменительной деятельности.

Толкование-уяснение норм права представляет собой процесс получения полного и исчерпывающего представления о каждой из них, процесс познания подлежащих применению правовых норм «для себя»

Существует ряд широко известных и традиционно используемых приемов, или методов толкования-уяснения норм права. Среди них: грамматическое (текстовое), систематическое, логическое и историко-политическое (историческое) толкование.

Толкование-разъяснение представляет собой совокупность выработанных государственными органами, общественными организациями и гражданами рекомендаций и пояснений, направленных на раскрытие подлинного смысла и содержание закона и его норм. В отличие от толкования-уяснения толкование-разъяснение «работает» не «для себя»,а «для других» Оно не имеет обязательного характера по отношению к каждому закону или каждой норме. Необходимость в нем возникает лишь тогда, когда в процессе толкования-уяснения обнаруживаются в содержании закона или норм неясности, нестыковки либо противоречия.