Нормативные правовые акты субъектов

Закон – нормативно-правовой акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы.

Законы и подзаконные акты.

Закон занимает ведущее положение в системе нормативно-правовых актов. К специфическим характеристикам закона как источника права относится следующее:

· закон – юридический акт, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон – всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения;

· закон – акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны (парламент) или непосредственно народа (при принятии закона на референдуме;

· закон – нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; он отличается юридической всеобщностью; все иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

· закон содержит первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было; это нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны.

Рассматривая закон как нормативный юридический акт – источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов, а именно:

· от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих не нормы права, а индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам (например, назначение на должность, поручение передать имущество);

· от интерпретационных актов, т.е. актов толкования, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые, не изменяются и не отменяются действующие нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например «постановление», «разъяснение»).

По способу принятия можно выделить следующие законы:

· принятые на референдуме;

· принятые парламентом;

· принятые в силу делегирования полномочий (в том числе Конституцией или специальным актом парламента) главой государства или правительством.

В зависимости от значимости и юридической силы законов в системе действующего законодательства законы подразделяются: а) на Конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные, или текущие.

Конституцияпредставляет собой основополагающий учредительный юридический акт страны, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы граждан, форму государства, систему органов государственной власти и другие основные устои жизни общества.

Конституция может быть принята путем октроирования – пожалована монархом, а также парламентом или специальным учредительным органом (например, Учредительным собранием), но каждый раз от имени. Реже Конституция принимает непосредственно народом на референдуме.

По форме закрепления Конституция может быть единой (в виде одного официального документа); комплексной (состоящей из нескольких конституционных законов); комбинированной, складывающейся из различных источников (судебных прецедентов, конституционных соглашений, обычаев и традиций, а также правовых доктрин).

К конституционным законам относятся, прежде всего, сами конституции; затем законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексте конституции, и наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

К обыкновенным, или текущим, законам относятся все другие законы.

Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе форм права, в частности среди нормативно-правовых актов.

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь федеральные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные – высшими органами государственной власти субъектов федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на ее территории. По общему правилу в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

На территории РФ действуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон – нормативно – правовой акт, определяющий начало государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, но основе, которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Федеральный конституционный закон имеет следующие особенности: развивает и дополняет положения Конституции РФ; принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны; обладает большой юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов Федерации; имеет особый порядок принятия, который определен ст. 108 Конституции РФ; Президент РФ не может отклонять федеральные конституционные законы, он обязан их подписать и обнародовать.

Федеральный закон - это нормативно – правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирующий определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом РФ. Вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечению десяти дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок введения в действие.

Высшие, представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного введения Федерации и ее субъектов, что означает ст. 72 Конституции РФ. Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно – правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам исключительного введения субъекта, то действует нормативный – правовой акт субъекта РФ.

Подзаконные нормативно – правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов. В юридической литературе считается, что понятие «подзаконные нормативно – правовые акты» является собирательным, так как представляет собой иерархию актов, начиная от высших органов власти и кончая актов местных органов власти и управления.

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Они принимаются по вопросам нормативного характера, не должны противоречить федеральной Конституции федеральным конституционным и федеральным законам. Как правило, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

Правительство РФ на основании федеральных законов, указав Президента РФ издает постановление и распоряжения. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Акты министерств, ведомств и государственных комитетов относятся к числу ведомственных подзаконных нормативно – правовых актов. Они издаются в виде приказов, инструкций, указаний.

Ведомственные акты, содержащие нормы права, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, а также устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав либо носящие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Государственная регистрация означает проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию.

Нормативно – правовые акты

Регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

Действие нормативного акта во времени связано с временем вступления его в действие и моментом утраты им юридической силы. Нормативно – правовые акты становятся обязательными, т.е. вступают в законную силу:

· с момента принятия

· со времени, указанного в самом нормативном акте

· со времени, указанном в специальном акте о введении их в действие;

· по истечении законодательно установленного срока со дня их опубликования.

Наряду с названными критериями классификации и соответственно видами законов существуют и другие критерии и виды законов.

Подзаконный акт – это нормативно- правовой акт, который основан на законе и не противоречащий ему. Он призван конкретизировать основные положения закона, применительно к определенным общественным отношениям.

- Новые нормы, подзаконные акты вводить не могут

- Обладают меньшей юридической силой, чем закон.

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

- нормативные указы Президента;

- постановления Правительства,

- ведомственные нормативные акты;

- подзаконные акты органов местного самоуправления

- внутриорганизационные акты (издаются руководителями различных предприятий).

Основные требования к нормативно- правовым актам:

- законность

- компетентность

- четкость и непротиворечивость изложения

- своевременность принятия

- оперативность доведения содержания до исполнителей

Действия нормативно- правовых актов во времени связано с моментом вступления нормативного акта в законную силу и с моментом утраты им юридической силы.

Российской Федерации.

1.Конституция - это основной закон республики, определяющий статус республики. Все принимаемые нормативные акты не должны противоречить Конституции республики. Регулирует отношением между республикой и гражданином.

2.Уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения. Они выполняют роль конституции.

3.Закон субъекта Российской Федерации – региональный закон.

4.Постановление представительного органа субъекта Российской Федерации.

5.Указы Президента Республики издаются на основе и во исполнение Конституции РФ и Конституции республики, законов.

6.Постановления Правительства субъекта РФ.

7.Постановление главы администрации, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения.

8.Приказы, инструкции, постановления министерства и ведомств субъектов РФ.

Нормативные правовые акты органов

местного самоуправления.

Органы местного самоуправления издают

- постановления,

- распоряжения,

- приказы.