ВВЕДЕНИЕ

Г.Белореченск 2006г.

ПРАВОВЕДЕНИЕ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПРАВА

 

Курс лекций по дисциплине «правоведение»

Ашинов Ю.Н.

 

Правоведение – собирательное понятие, совокупность знаний о праве, аккумулируемых теорией права и государства, конституционным, гражданским, трудовым, семейным, административным, уголовным правом и другими юридическими дисциплинами.

Законодательство Российской Федерации постоянно совершенствуется и меняется в соответствии с нормами Конституции, поэтому основным содержанием предлагаемой лекции является ознакомление с важнейшими принципами правового регулирования, определяющими содержание норм российского права.

Главная цель предлагаемого курса – дать понятие общей социальной направленности правовых установок, привить обучающимся навыки правильного ориентирования в системе законодательства, умение соотносить их юридическое содержание с реальными событиями общественной жизни, без чего не возможна выработка элементарных навыков юридического мышления.

Необходимым условием для достижения поставленной цели является работа с нормативными источниками - Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом, Трудовым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и др.

Признание закона основным источником права– ключ к пониманию высокой роли законодательства в общем объеме правоведения и правовой системы. Обеспечение научных и демократических принципов разработки, принятия и действия законов в России является важнейшим условием их эффективного влияния на развитие экономики и социальной сферы, на стабилизацию общества и укрепления государства. Формирование правового государства, провозглашенного в новой Конституции РФ, неразрывно связано с правовым образованием и просвещением граждан, повышением их правовой культуры. Проблема эта общегосударственная. В ее разрешении важная роль принадлежит профессиональным образовательным учреждениям, где студенты и учащиеся получают основы правовых знаний. Задачи курса в широком смысле – научить студентов правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, видеть различия между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты своих прав и интересов трудового коллектива, в котором они работают; целенаправленно формировать у студентов гражданскую позицию, уважения к закону и правопорядку, сознание личной ответственности перед обществом за свое поведение.

В результате изучения курса студенты должны уметь:

- последовательно и доказательно (с выделением главного)излагать правовой материал;

- уметь находить среди юридических актов те, которые имеют непосредственное отношение к их будущей профессии;

- толковать нормативные акты и разъяснять содержание законов Росси, относящихся к изученным отраслям права;

- пользоваться изученной правовой терминологией;

- пользоваться кодексами и комментариями к ним при рассмотрении конкретных правовых ситуаций;

- подбирать правовую литературу, составлять конспекты и тезисы выступлений по правовым вопросам;

- применять правовые знания при оценке поступков и фактов реальной жизни, которые имеют юридическое значение.

Для лучшего усвоения материала курса, изучения правоведения на современном уровне необходимо пользоваться не только рекомендованной в сборнике и преподавателем литературой, но и правовыми информационными системами и оперативной информацией из Интернета. Последние изменения законодательства, комментарии, статьи, обзоры, новости федеральных и региональных органов законодательной, исполнительной и судебной власти можно найти на сайтах

Метод курса «Правоведение»

Методы – это совокупность приемов, способов, правил, применяемых для познания предмета изучения.

Методы подразделяются на общие и частные. К общим методам правоведения относят исторический, системный, статистический; к частным методам – сравнительно-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический и др.

Метод формально-юридического анализа позволяет уяснить содержание исследуемого нормативного материала. Сравнительно-правовой метод является важным инструментом,, позволяющий выявлять наиболее эффективные модели правового регулирования. Исторический метод позволяет изучить правовые институты в их историческом развитии. системный метод рассматривает структуру всех отраслей права как систему взаимосвязанных составных частей. Статистический метод позволяет выявить эффективность действия правовых норм и институтов. С помощью конкретно-социологических методов изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т.д.

К изучению курса необходимо системных подход. Наука рассматривает предмет правоведения как систему, выявляет ее структуру, определяет составляющие ее элементы, связи и соотношения между ними. Подвергается анализу система каждой отрасли, подотрасли и правового института.

Системный подход как метод правоведения заключается в рассмотрении всех отраслей права как единой целостной системы, функционирующий согласно определенными принципам.

Изучение курса «Правоведение» базируется на законах логического мышления. Предмет, явление, процесс, обладающий бесконечным множеством свойств – внешних проявлений своей сущности, отражается непорядочным множеством фактов. Каждый факт отражает предмет односторонне. Полное отражение предмета могло бы быть получено только с помощью бесконечного множества фактов. Но научное познание не стремится изучать бесконечные ряды фактов; оно выявляет наиболее существенные связи между ними и выводит через них внутренние закономерности развития предметов, явлений, процессов. Углубление в сущности достигается средствами теоретического мышления по мере раскрытия связей между фактами и выявления в этих связях существенных, необходимых взаимодействий отражаемых предметов, явлений, процессов.

Логической формой новых знаний о предмете служит умозаключение. В процессе изучения курса «Правоведение» используются дедуктивные и индуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии. Теоретической основой логических методов выступают основные свойства причиной связи как важнейшей формы объективной зависимости между явлениями. Для причинной связи характерны свойства всеобщности, последовательности во времени, необходимого характера связи, однозначной зависимости между причиной и следствием.

 

Предмет курса «Правоведение»

Предмет курса – наиболее важные положения основных отраслей системы российского права.

В предмет курса входят основы:

· теории государства и права;

· конституционного права;

· права в сфере информации, образовательной деятельности и культуры;

· гражданского права;

· семейного права;

· трудового права;

· административного права;

· муниципального права;

· уголовного права;

· экологического права;

· земельного права.

В результате изучения курса правоведения студент должен получить:

а) представление о роли и значении соответствующих отраслей права;

б) необходимые знания для решения профессиональных и личных вопросов на правовой основе.

 

Цели и задачи курса «Правоведение»

Цель курса –овладение знаниями в области права, знакомство с системой права, выработанной человеческой цивилизацией и играющей ведущую роль в регулировании жизни современного общества; воспитание студентов в соответствии с принципами правового государства.

Задачи курса:выработка умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечение соблюдения законодательства, принятие решений и совершения юридически значимых действий в точном соответствии с законом; овладение навыками анализа законодательства и практики его применения, ориентации в специальной литературе.

Изучив курс «Правоведение», студент должен:

· иметь представление о сущности и принципах функционирования правового государства;

· понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, уметь ориентироваться в системе отраслей права;

· знать основы конституционного строя РФ, основные права и обязанности граждан РФ, механизмы функционирования государственной власти;

· уметь пользоваться нормами гражданского, трудового, административного, экологического и других отраслей права в сфере будущей профессиональной деятельности.