Источники (формы) российского права. Отрасли права

Тема 3. Нормы права и нормативно-правовые акты.

 

Правовые нормы являются важнейшими из социальных норм. Они возникли вместе с государством и, в отличие от других социальных норм, устанавливаются и охраняются от нарушений только государством. Норма права предшествует правоотношению. Без неё правоотношение возникнуть не может. Результатом правотворческой законодательной деятельности государства является нормативно-правовой акт. Норма права является первичным элементом системы права.

Норма права—общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и обеспеченное государством, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.

Право и норма права соотносятся как целое и часть.

Признаки нормы права:

1. Связь с государством—норма права исходит от государства, является официальным выражением его интересов и воли, определяется во властном предписании разрешённого или запрещённого поведения;

2. Общеобязательность—обязательность для исполнения всеми субъектами общественных отношений;

3. Формальная определённость—норма права всегда закрепляется в официальном письменном документе, т. е. имеет материальную форму;

4. Представительно обязывающий характер—норма права предоставляет одним субъектам права и возлагает на других обязанности (нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

5. Системность—норма права всегда представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов.

Структура правовой нормы (внутреннее строение, определённый порядок изложения содержания):

1. Гипотеза—круг лиц, к которым адресована норма, а также юридические факты (обстоятельства), при наступлении которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения (простые, сложные, абстрактные, казуистические);

2. Диспозиция—само правило поведения (модель должного поведения), указывающее права и обязанности лиц, вступающих в правоотношения (управомочивающая, обязывающая, запрещающая);

3. Санкция—мера государственного принуждения, которая применяется к правонарушениям (положительные—меры поощрения, отрицательные—меры наказания).

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать (статья законодательного акта—форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права). Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьёй нормативного акта, выступающей в качестве её формы.

Излагая правило поведения, законодатель:

1. Может все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

2. Может в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

3. Может элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

4. Может элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

По способам изложения возможны варианты соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1. Прямой способ—норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

2. Отсылочный (ссылочный) способ—статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта (Уголовный кодекс РФ);

3. Бланкетный способ—статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил (Закон «Об оружии»).

Классификация правовых норм позволяет чётче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение:

1. По функциям (содержание) в механизме правового регулирования;

а) исходные нормы—определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления;

б) общие нормы—общая часть той или иной отрасли права, распространяющиеся на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

в) специальные нормы—отдельные институты той или иной отрасли права, регулирующие какой-либо определённый вид родовых общественных отношений с учётом присущих им особенностей;

2. По предмету правового регулирования (отраслевая принадлежность)–конституционные, гражданские, административные;

3. По их характеру;

а) материальные—что регулирует норма права (уголовные, аграрные, экологические);

б) процессуальные—каким образом регулирует норма права (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4. По методу правового регулирования;

а) императивные—содержат властные предписания, не допускающие иного варианта поведения;

б) диспозитивные—содержат свободу усмотрения взаимных прав и обязанностей (присущи гражданскому праву);

в) поощрительные—стимулируют социально полезное поведение;

г) рекомендательные—предлагают наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения, от которого субъект вправе отказаться;

5. По времени действия;

а) постоянные—содержатся в законах;

б) временные—указы Президента;

6. По функциональной направленности;

а) регулятивные—предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

б) охранительные—направлены на защиту нарушенных субъективных прав и предупреждающие действия, которые могли бы нанести вред общественным отношениям;

7. По кругу лиц, на которых распространяется действие норм;

а) общераспространённые—действуют в отношении всех граждан;

б) специально распространённые—действуют только в отношении определённой категории лиц (учащиеся, военнослужащие, пенсионеры);

8. По сфере действия;

а) общефедеральные—действуют на территории всей страны;

б) региональные—действуют на территории субъекта РФ;

в) локальные—действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации;

9. По юридической силе—нормы законов и нормы подзаконных актов;

10. По способу правового регулировании;

а) управомочивающие—предоставляют возможность совершать определённые действия;

б) обязывающие—требуют должного поведения;

в) запрещающие—устанавливают запреты на совершение определённых действий;

11. По субъекту правотворчества;

а) нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами;

б) нормы, принятые негосударственными структурами(народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Правосознание—совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

С одной стороны, развитие правосознания в определённой степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов).

Формы (источники) права—разнообразные правовые акты, закрепляющие юридические нормы.

1. Правовой обычай—наиболее древний источник права, исторически сложившийся и содержащийся в сознании людей; письменно не закреплён, но санкционирован и признаётся государством в качестве правовой нормы;

2. Юридический прецедент—решение судебного органа по конкретному делу, которое впоследствии становится обязательным для всех судов при разрешении подобных дел (распространён в странах англосаксонской правовой семьи, где является основным источником права; в России не применяется);

3. Нормативный договор—соглашение равноправных субъектов, содержащее юридические нормы, заключаемое добровольно и содержащее нормы об ответственности за невыполнение или отступление от правил договора (широко распространён в международном праве);

4. Нормативный правовой акт—изданный в особом порядке документ, принятый компетентным органом, содержащий нормы права и направленный на регулирование общественных отношений.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

1. Нормативные акты государственных органов;

2. Нормативные акты иных социальных структур (муниципальные органы, профсоюзы, акционерные общества);

3. Нормативные акты совместного характера (государственные органы и социальные структуры);

4. Нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

1. Общефедеральные;

2. Нормативные акты субъектов Российской Федерации;

3. Нормативные акты органов местного самоуправления;

4. Локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

1. Неопределённо-длительного действия;

2. Временные.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы:

1. Закон—нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой.

признаки:

а) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

б) порядок подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

в) выражает волю и интересы народа;

г) обладает высшей юридической силой;

д) регулирует наиболее важные общественные отношения.

виды законов:

а) Конституция (закон законов)—основополагающий политико-правовой акт;

б) федеральные конституционные законы—решение по вопросам, предусмотренным в Конституции;

в) акты текущего законодательства, посвящённые различным сторонам общественной жизни;

г) законы субъектов Федерации—деятельность представительных органов на соответствующей территории;

2. Подзаконный акт—нормативно-правовой акт, основанный на законе и действующий во исполнении его.

виды подзаконных актов:

а) общие—указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;

б) местные—решения, постановления, распоряжения местных органов государственной власти и управления;

в) ведомственные—приказы, инструкции, положения министерств и ведомств, регулирующие общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры (правоохранительная, оборонная).

Действие нормативных актов:

1. Во времени—вступление его в силу и утрата силы; здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу; придание закону обратной силы возможно в случаях:

а) если в самом законе об этом сказано;

б) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность;

нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

а) по истечении срока действия акта, на который он был принят;

б) в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

в) на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена);

2. В пространстве—территория, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего;

действие данных нормативных актов зависит от:

а) уровня государственного органа, принявшего данный акт;

б) юридической силы акта;

данные нормативные акты распространяют своё действие:

а) на территорию своей страны;

б) на территорию субъекта федерации;

в) на территорию, указанную в самом нормативном акте;

г) на локальную территорию;

3. По кругу лиц—действие на территории Российской Федерации в отношении всех её граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства; здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они не находились, обязаны соблюдать законы Российской Федерации.

Отрасль права—совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

Для деления права на отрасли используют основные критерии:

1. Предмет правового регулирования—общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права;

2. Метод правового регулирования—обусловленный предметом регулирования способ воздействия на общественные отношения.

Каждой отрасли права соответствует свой предмет и своя группа методов правового регулирования.

Исторически первая классификация права:

1. Публичное право—выражает интересы государства (конституционное, административное, уголовное);

2. Частное право—выражает интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое).

Дать краткую характеристику основных отраслей права—это значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования.

Вместе с тем сами институты могут «складываться» в такие более крупные подразделения системы права, как подотрасли.

Подотрасль права (это уже не институт, но ещё не отрасль права)—система однородных институтов определённой отрасли права (авторское, изобретательское, жилищное право—подотрасли гражданского права; налоговое право—подотрасль финансового права; муниципальное право—подотрасль административного права).

На современном этапе, когда Российская Федерация признала многие международные правовые акты и обязалась учитывать их при разработке своего собственного законодательства, международное право приобретает особое значение.