Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ.

В соответствии со ст.126 и ст.127 Конституции РФ, ВерховныйСуд РФ иВысший Арбитражный Суд РФ, возглавляющие соответственно систему судовобщей юрисдикции и систему арбитражных судов, помимо осуществления правосудия поподведомственным им делам дают разъяснения по вопросам судебной практики. Они необходимы для того, чтобы обеспечить единство такой практики, правильное применение судами законодательства РФ.

Такие разъяснения принимаются в форме постановлений Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Данные документы представляют собой акты толкования права, не являются нормативно-правовыми актами и, следовательно, не могут иметь общеобязательную юридическую силу.

В России – статутная (т.е. основанная на совокупности нормативных актов, принимаемых парламентом, правительством и главой государства), а не прецедентная правовая система, поэтому указанные акты Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ не могут каким-либо образом изменять или дополнять правовые нормы.

Толкование, данное в такого рода разъяснениях, обязательно для судов, применяющих соответствующие нормы права при рассмотрении конкретных дел. Именно такая позиция содержится в ч.2 ст.13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ»: «По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации».

Что же касается Верховного Суда РФ, то в ст.56 Закона «О судоустройстве РСФСР» содержится следующая норма: «Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение».

По-видимому, данная норма имеет в виду органы государственной власти и должностных лиц, осуществляющих досудебное производство в уголовном процессе (возбуждение уголовного дела и предварительное расследование).

Как уже указывалось выше, разъяснения судебной практики даются Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ в форме, прежде всего постановлений пленумов этих судов.

Тем не менее, поскольку действующее законодательство наделяет президиумы указанных судов, а также судебные коллегии Верховного Суда РФ правом рассматривать материалы изучения и обобщения судебной практики, то разъяснения законодательства содержатся также в постановлениях президиумов Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ, обзорах судебной практики, информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и письмах судебных коллегий Верховного Суда РФ, однако вопрос о юридической силе подобных документов не решен.

Вопросы по лекции:

1. Как вопрос разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ влияет на законодательство регулирующее организацию и деятельность правоохранительных органов?

2. Назвать и пояснить виды классификаций законодательства РФ о правоохранительных органах.

3. Юридическая сила правового акта и ее значение в классификации законодательства РФ в сфере правоохранительной деятельности.

4. В чем сущность классификации нормативно-правовых актов регламентирующих деятельность правоохранительных органов по содержанию? Перечислить основные нормативные правовые акты.

 

 

Вопросы:

1. К законам относятся следующие нормативно правовые акты регулирующие деятельность правоохранительных органов:

а) Конституция РФ;

б) Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

в) Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ»;

г) Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 года;

д) Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР».

2. Правовое значение разъяснений по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ заключается в том:

а) они являются правовыми актами, обязательными для исполнения на всей территории РФ;

б) носят характер толкования норм права, необходимых для принятия судебного решения;

в) являются подзаконными правовыми актами, конкретизирующими определенные правоотношения.