Стадии правоприменительного процесса
Правоприменение осуществляется по конкретному юридическому делу. В теории права подюридическим делом понимается событие, ситуация, для разрешения которой требуется принятие индивидуального акта применения нормы права. По своей форме юридическое дело представляет ту или иную совокупность документов, бумаг, которые были подготовлены заявителем, составлены должностным лицом, осуществляющим ведение дела, государственными и иными органами, организациями.
Чтобы вынести законное, обоснованное и справедливое решение по делу, правоприменитель должен осуществить следующие действия:
1) убедиться в том, что изложенные в заявлении, ином источнике факты, обстоятельства действительно имели место и имеются достаточные основания для заведения (возбуждения) юридического дела;
2) выявить, какими в действительности были обстоятельства дела;
3) найти нормы права, на основе которых может быть разрешено дело;
4) осуществить юридическую квалификацию;
5) подготовить и принять решение по делу
Стадию правоприменительного процесса образует совокупность действий должностного лица или государственного органа, направленных на решение отдельной правоприменительной задачи.
Каждая стадия, будучи относительно обособленным звеном, частью правоприменительной деятельности, находится в тесной взаимосвязи с остальными стадиями. Лишь последовательное и правильное осуществление каждой стадии обеспечивает успех правоприменения в целом. Так, дело не может быть разрешено правильно, если по нему не собраны необходимые доказательства, не выяснены обстоятельства, имеющие для него существенное значение. Равным образом и истинные знания по делу не гарантируют правильного решения, если им будет дана неверная квалификация.
Правоприменительный процессначинается со стадии заведения (возбуждения) юридического дела. Правоприменителю поступает информации об обстоятельствах дела, разрешение которого требует принятия специального правоприменительного акта. Источником такой информации чаще всего выступают заявления граждан, обращения организаций, иных заинтересованных лиц. Допускаются и иные источники. Так, по публикациям прессы и даже анонимным сообщениям может быть возбуждено уголовное дело. Поскольку достоверность большей части таких источников нуждается в проверке, то начальная стадия правоприменительного процесса сводится к установлению обстоятельств, наличие которых позволяет завести (возбудить) юридическое дело.
На этой стадии проводится лишь предварительная проверка изложенных в заявлении или ином источнике фактов. В целях упрощения проверки фактов в ряде случаев требуется представление не только заявления, обращения, но и документов, подтверждающих реальность сообщаемых заявителем обстоятельств. Если правоприменитель признает, что изложенные в заявлении, ином источнике факты являются достоверными и могут быть положены в основу правоприменительного акта, то заводится (возбуждается) юридическое дело. В противном случае он выносит мотивированное решение об отказе в приеме заявления, о чем сообщает заявителю, иным заинтересованным лицам.
На стадии сбора и оценки фактических обстоятельств правоприменитель должен установить объективную истину, т.е. удостовериться в том, что имело место в реальной действительности, как развивались события и к каким результатам они привели, что явилось действительной причиной наступивших результатов и др. Круг фактических обстоятельств, подлежащих проверке, определяется спецификой юридического дела и в конечном итоге определяется содержанием нормы, которая будет применена по соответствующему делу.
При расследовании преступления, например, основное внимание уделяется выяснению таких вопросов, как время, место, способ совершения, кто конкретно совершил преступление, какова форма вины и др. В гражданско-правовом споре решающее значение имеют другие факты и обстоятельства: была ли действительно заключена сделка, какие были установлены права и обязанности участников правоотношения, что препятствовало надлежащему выполнению обязательств по договору, каковы действительные размеры убытков.
Поскольку правоприменитель не наблюдает непосредственно исследуемые им события, то процесс их познания ведется с помощью доказательств — показаний очевидцев, разного рода письменных документов, заключений экспертов, представления вещественных доказательств и др.
Деятельность, направленная на установление фактических обстоятельств дела с помощью доказательств, называется доказыванием. Эта весьма сложная и многообразная деятельность требует от правоприменителя нередко высокого профессионализма, умения логически мыслить, выбирать правильные версии по делу, выискивать доказательства в самых, казалось бы, безнадежных случаях. В процессе доказывания надлежит:
1) определить круг фактов, подлежащих установлению;
2) собрать и исследовать доказательства;
3) оценить доказательства, т.е. определить степень правильности сведений, полученных из имеющихся в деле доказательств, и возможность принятия законного и обоснованного решения на основе этих доказательств.
С учетом выявленных и оцененных обстоятельств по делуправоприменитель осуществляет поиск норм права, необходимых для разрешения дела. Этот процесс включает в себя:
1) выявление источников, содержащих необходимые нормы права;
2) уяснение их содержания с использованием всей системы методов толкования права, выявления подлинности норм права и достоверности их источников. Поиск необходимых норм права ведется от общего к частному — первоначально определяется отрасль законодательства, затем институт, а в его пределах устанавливаются конкретные нормативно-правовые предписания.
Юридическая квалификация образует самостоятельную стадию правоприменительной деятельности. На этой стадии делается вывод о том, насколько выявленные по делу обстоятельства подпадают под действие конкретной нормы права и порождают предусмотренные ею права и обязанности, иные юридически значимые результаты.
Квалификация осуществляется по правилам логического силлогизма. Большую посылку образует норма права. Решающее значение здесь имеет гипотеза нормы, устанавливающая круг жизненных обстоятельств, наличие или отсутствие которых является основанием для применения этой нормы права. Малую посылку составляют выявленные по делу факты. Эти факты полностью или частично должны совпадать с системой обстоятельств, закрепленных в гипотезе нормы. Именно их совпадение кладется в основу заключения о том, что реальные жизненные обстоятельства порождают последствия, предусмотренные диспозицией или санкцией нормы права.
Например, в процессе расследования уголовного дела было выявлено, что Петров проник в чужую квартиру и с корыстными целями похитил телевизор. Подобные действия квалифицируются как кража, поскольку все признаки данного деяния, предусмотренного ст. 158 УКРФ, налицо: незаконное проникновение в жилище, противоправность изъятия имущества собственников, корысть. Следовательно, подобное деяние является кражей, а виновное лицо подлежит наказанию в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 158 УК РФ.
Процесс правоприменения завершаетсявынесением акта применения права. Такой акт закрепляет права и обязанности лиц, возникшие у них в связи с имевшими место ранее событиями, фактами, установленными правоприменителем. Решение имеет общеобязательное значение и подлежит неукоснительному исполнению государственными органами, организациями и гражданами. Неисполнение акта применения права является также правонарушением.
Деление правоприменительной деятельности на стадии носит в значительной степени условный характер, поскольку эта деятельность представляет собой единый процесс, в котором правоприменитель может решать одновременно несколько задач: осуществлять сбор фактов, устанавливать нормы права, необходимые для разрешения дела, и осуществлять квалификацию. Однако выделение стадий в правоприменительном процессе оправдывается познавательнымицелями — чтобы полнее изучить предмет, явление нужно его первоначально разложить на составляющие части и познать эти части по отдельности.
4. Акты применения права: понятие и виды
Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу.
Правовые акты характеризуются определенными специфическими чертами, из которых основными, на наш взгляд, можно назвать следующие.
Во-первых, акт применения права — это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений.
Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства.
В-третьих, акт применения права имеет определенную, установленную законом форму.
В-четвертых, акт применения права направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения прав регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение.
С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта применения права.Акт применения права — это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.
Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем.
1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.
2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может.Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Например, закрепленное в КонституцииРФ (нормативный акт) право малоимущих граждан на получение бесплатного жилья превращается в конкретное право, переходит из потенциального права в реальное только посредством акта применения права — решения соответствующего органа о выделении квартиры и выдачи на нее ордера.
Правоприменительные акты принимают практически все органы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие.
Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.
1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:
а) акты государственных органов и общественных организаций;
б) акты главы государства — Президента РФ;
в) акты федеральных органов власти и управления;
г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;
д) акты органов правосудия;
е) акты органов прокуратуры;
ж) акты органов надзора и контроля;
и) акты коллегиальные и единоличные.
2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают:
а) акты конституционно-правовые;
б) акты административно-правовые;
в) акты уголовно-правовые;
г) акты применения материального и процессуального права.
3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить:
а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения;
б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.
4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:
а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;
б) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений. Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования.
5. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на
а) акты-документы и
б) акты-действия.
Правоприменительный акт-документ — это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.
Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.
По структуре их можно разделить на акты-документы:
а) включающие все четыре его составные части — вводную, описательную (констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты);
б) состоящие из трех частей — вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов;
в) содержащие две части — вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий);
г) не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнить» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).
По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.
Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.
Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).
Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.
6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).
7. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).