Тема 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Понятие "право" тесно связано с понятием "государство". Право - это, прежде всего, система общеобязательных социальных норм (правил по­ведения), установленных или санкционированных государством.

Государство - это политико-территориальная, суверенная органи­зация публичной власти классового общества, основной институт поли­тической системы. В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы классов, социальных групп, наций, возникает объективная необходимость в регулировании этих инте­ресов, то есть в политике. Политика же нуждается в определенном арбит­ре, авторитете, обладающем властными функциями, а именно - способ­ностью влиять на поведение социальных субъектов. Воплощением поли­тической власти является государство.

Специфические черты государства, отличающие его от других поли­тических институтов:

♦ государственный аппарат;

♦ суверенитет государственной власти;

♦ монополия на принудительную власть;

♦ наличие права;

♦ ограничение государством своей территории, на которую рас­пространяются его власть, правовые нормы (юрисдикция);

♦ взимание налогов и сборов с населения данной территории;

Государства различаются по форме правления, форме государ­ственного устройства.

 

 

Что касается причин возникновения государства и права, по этому вопросу не было и

нет единой точки зрения. Теологическая теория на­стаивает на божественном происхождении государства и права. Теория насилия исходит из того, что государство и право возникли в результате завоевания и подчинения одними народами других. В марксистско- ленинском учении государство рассматривалось как надстройка над эко­номическим базисом общества, его происхождение связывалось с возник­новением частной собственности и расколом общества на классы экс­плуатируемых и эксплуататоров. Государство, по Ленину - аппарат наси­лия и господства, машина, с помощью которой экономически господ­ствующие классы обеспечивают себе подчинение классов, лишенных средств производства. Право, согласно марксистско-ленинской концеп­ции, — возведенная в закон воля господствующего класса.

На Западе в XVII-XVIII вв. прочно утвердилась теория общест­венного договора (Т. Гоббс, Д. Локк и др.). В соответствии с этой тео­рией все люди от рождения обладают естественными правами - на жизнь, свободу, собственность и др.; все они равны. Но в естественном состоянии права человека не могли быть гарантированы, царило соперничество ме­жду индивидуумами, поэтому люди вступили в общественный договор, по которому создали гражданское общество и государство: каждый из них отказался от части своих прав, но в лице государства получил гаранта прав и свобод человека и гражданина. Естественное право - высшее право по сравнению с действующим правом (законами, обычаями, прецедента­ми). Существуют и другие теории происхождения государства и права. В современной отечественной теории марксизм-ленинизм критикуется за преувеличение роли классов в возникновении государства, внимание ак­центируется на усложнении общественной жизни первобытного общества, переходе к производящей экономике, появлении новых организационно-трудовых форм существования и воспроизводства человечества.

Подвергается критике и формационный подход к типологии госу­дарства (выделение типов государства в соответствии с учением К.Маркса об общественно-экономических формациях: рабовладель­ческое, феодальное, буржуазное, социалистическое). Все больше утвер­ждается цивилизационный подход, суть которого состоит в том, что тип государства, его социальная природа определяются не только материаль­ными, экономическими факторами, но и в не меньшей степени духовно-культурной жизнью общества; накопленными в ходе исторического про­цесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностях, образцами поведения. Цивилизационный подход позволяет по­нять многие явления, не укладывающиеся в марксистскую схему (почему, допустим, в одних буржуазных государствах существует демократический политический режим, а в других - происходит поворот к тоталитарному; почему ликвидация буржуазии как класса в бывших социалистических странах не привела к развитию демократии и т.д.).

Право в рамках данной концепции определяется как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом (см.: Общая теория права и государства. Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Юрист, 1994,

с.29).

 

Признаки права:

социальность: право регулирует различные общественные отно­шения (организацию производства, распределение продуктов общественного производства, формы собственности, закрепление социальных ролей в обществе и т.д.);

нормативность: право - система норм, правил поведения людей, групп, организаций и т.д.;

обязательность: правовые нормы обеспечиваются силой госу­дарственного принуждения, за их нарушение предусматриваются различные санкции со стороны государственных органов;

формализм: правовые нормы, как правило, фиксируются в спе­циальной форме (законы, указы и пр.);

процедурность: право предусматривает четкий порядок создания и применения правовых норм, защиты прав;

институциональность: правотворчество осуществляется орга­нами государства (институтами) в пределах их полномочий;

неперсонифицированноетъ: нормы права, как правило, не имеют индивидуальных, конкретных адресатов.

 

Функции права:

♦ регулятивная;

♦ охранительная;

♦ идеологическая;

♦ воспитательная;

♦ карательная (функция насилия);

 

Основные принципы правового государства:

♦ главенство закона во всех сферах общественной жизни;

♦ обязанность государства действовать в рамках конституции и закона;

♦ незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства; гарантия прав

и свобод;

♦ взаимная ответственность государства и личности;

♦ верховенство конституции по отношению к другим законам;

♦ приоритет норм международного права перед норм национального права;

♦ эффективные формы контроля и надзора осуществлением законов.

 

Суть правового регулирования общественных отношений состоит в том, что субъекты этих отношений наделяются соответствующими пра­вами и несут определенные обязанности. В результате использования предоставленных прав и выполнения обязанностей происходит осущест­вление правовых норм в деятельности отдельных людей, организаций, уч­реждений.

Право как система общеобязательных правил поведения, зафиксиро­ванных в законодательстве, - объективное право.

Право как система юридических прав участников общественных от­ношений - субъективное право.

Предписания права выполняются добровольно или с использованием государственного принуждения.

Норма права - общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, регулятор общественных отноше­ний. По способам воздействия на субъектов выделяют нормы обязы­вающие (в категоричной форме предписывающие тот или иной вариант поведения), запрещающие (предписывающие воздерживаться от опреде­ленных действий) и др.

 

 

Система права - исторически складывающаяся структура (внут­ренняя форма) права, объективно обусловленное внутреннее единство всех действующих в стране юридических норм и их подразделение на отрасли права. Отрасль права - совокупность правовых норм, регу­лирующих какой-либо вид конкретных общественных отношений. Каждая отрасль имеет не только свой особый предмет, но и метод правовогорегу­лирования.

Важнейшие отрасли права: конституционное, административное, гражданское, финансовое, земельное, семейное, трудовое, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное.

Формы (источники) права - нормативные акты, правовойобычай, правовой прецедент, договор нормативного содержания.

 

 

Правовой обычай - это общепризнанное правило, которое не имеет текстуального воспроизведения в правовом документе, но применяется для регулирования общественных отношений и в судебной практике.

Под юридическим прецедентом понимают судебное решение по кон­кретному делу, возникшему впервые, которое служит эталоном для реше­ния аналогичных дел в дальнейшем. Юридический (правовой) прецедент не является источником права в Российской Федерации.

Договор нормативного содержания - это соглашение между субъек­тами правотворчества, содержащее правовые нормы.

Условием применения норм права является возникновение правоот­ношения. Правоотношение.- это волевое общественное отношение, участ­ники которого наделены субъективными правами и несут юридические обязанности. Правоотношение - это юридическая связь между субъекта­ми.

Субъектами правоотношения могут быть как физические, так и юридические лица. Они должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – это способность лица быть носителем прав и обязанностей. Фические лица обладают правоспособностью с момента рождения. Дееспособность - это способность лица своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности. Вопрос о моменте на­ступления дееспособности физического лица в отраслях права решается по-разному (например, в гражданском праве гражданин считается полно­стью дееспособным с 18 лет, в административном праве ответственности подлежит гражданин, достигший 16-ти лет и т.д.) Право- и дееспособность юридического лица возникают с момента государственной регистрации.

Правоотношения возникают на основе юридических фактов.

 

 

Правонарушение - противоправное виновное деяние лица, носящее

общественно опасный (вредный) характер.

Вина - психическое отношение лица к совершенному им проти­воправному деянию. Вина выступает в форме умысла или неосторож­ности. Умысел предполагает, что лицо, совершившее правонарушение, предвидело общественно опасный характер своих действий, желало или сознательно допустило их наступление. Неосторожность выражается в том, что лицо предвидело наступление общественно опасных последст­вий своих действий, но легкомысленно надеялось их предотвратить, ли­бо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было предвидеть.

Состав правонарушения - совокупность признаков, при наличии ко­торых деяние считается правонарушением. Состав правонарушения - ос­нование юридической ответственности.