Правовая организация трудоустройства

Понятие трудоустройства более узкое, чем понятие занято­сти, а само трудоустройство предшествует занятости и является важнейшей его гарантией.

Трудоустройство — это процесс подыскивания подходящей работы, подготовки к ней и устройства на эту работу. Принято различать трудоустройство в широком и узком смысле. В широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на работу, включая и самостоятельное трудоустройство, и с помо­щью органа занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации. В узком смысли трудоустройство — это деятель­ность государственных органов по оказанию помощи гражда­нам в поиске подходящей работы, включая процесс его про­фессиональной подготовки, переподготовки, участия в общест­венных работах и т. д.

Существуют общие и специальные организационно-правовые формы трудоустройства. Общие — это самостоятельное или с помощью органов занятости трудоустройство, а также трудоуст­ройство работодателем в порядке перевода с согласия работни­ка, подлежащего высвобождению, на другую имеющуюся рабо­ту. К специальным формам трудоустройства относятся: организованный набор рабочей силы в отъезд на предприятия и стройки в районы, нуждающиеся в притоке рабочей силы; направление на работу выпускников средних специальных и высших учебных заведений, заключивших с работодателями договоры о подготовке для их производства молодых специалистов и квалифицированных рабочих; направление органом занятости в счет установленных органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления для работодателей (количества бронированных мест) по приему инвалидов, подростков и других нуждающихся в особой социальной защите граждан;

4) трудоустройство для работы за границей по контракту1. Общее руководство трудоустройством в стране, принятие необходимых нормативных актов в данной сфере в настоящее время возложено на Министерство здравоохранения и социаль­ного развития РФ, которое является федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулиро­ванию в сфере занятости населения и безработицы.

Оно также возглавляет работу государственной службы за­нятости населения, основные направления деятельности кото­рой определены ст. 15 Закона о занятости.

До 2007 г. государственная служба занятости действовала в составе Федеральной службы по труду и занятости, являющей­ся федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим, в частности, функции по контролю и надзору в сфере труда и занятости и по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы. В настоящее время в субъектах РФ создаются свои органы службы занятости, осуществляющие переданные им с федерального уровня полномочия в указанной сфере.

Все услуги гражданам оказываются органами занятости бес­платно. Однако учреждения службы занятости могут оказывать работодателям платные услуги, перечень и порядок предостав­ления которых определяются Правительством РФ.

Наряду с государственной службой занятости в России, как и во многих странах мира, вопросами трудоустройства занима­ются и негосударственные организации (агентства по подбору персонала, биржи труда и т. п.), большинство из которых дей­ствует на коммерческой основе. Граждане вправе самостоятель­но решать, куда обращаться за содействием в трудоустройст­ве—в государственную службу занятости или в негосударст­венную организацию. Допускается и одновременное обращение в указанные организации.

Одним из способов трудоустройства и весьма существенным средством временного решения проблемы занятости является предоставление оплачиваемых общественных работ, выполнение которых осуществляется на добровольной основе и оформляет­ся срочным трудовым договором.

По своему содержанию и направленности общественные ра­боты можно разделить на две группы. Во-первых, это трудоем­кие работы, направленные на мобилизацию излишней рабочей силы для создания и поддержания в порядке инфраструктуры сельской местности и городских населенных пунктов (ремонт дорог, уход за лесом и т. д.). Во-вторых, это работы, организуе­мые для обслуживания социальной сферы (работа в больницах и т. п.)

Правовое обеспечение организации общественных работ в России в целом базируется на международных нормах. Соглас­но ст. 24 Закона о занятости под общественными работами по­нимается трудовая деятельность, имеющая социально полезною направленность и организуемая в качестве дополнительной со­циальной поддержки граждан, ищущих работу Они организуются органами службы занятости при участии органон местного самоуправления. При этом к общественным работам не отно­сится деятельность, связанная с необходимостью срочной лик­видации последствии аварий, стихийных бедствии, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной под­готовки работников, а также их квалифицированных и ответст­венных действии в кратчайшие сроки. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение тако­го договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев Уча­стие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. Сели при организации общественной работы учтены возрастные и иные особенности граждан, требования законода­тельства РФ о груде и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходя­щей для отдельных категории граждан, указанных в ч. 3 ст. 4 Закона о занятости

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством РФ т. е. на общих основаниях с другими работниками, при ном но них также распространяется законодательство о труде и социальном страховании. Практически за всеми г раж танами, участвующи­ми в общественных работах сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме категории указанных в ч. 3 ст. 4 Закона о занятости). Порядок организации оплачиваемых об­щественных работ, условия направления и участия в них безра­ботных граждан определены Положением об организации об­щественных работ, утвержденным постановлением Правитель­ства РФ от 14 июля 1997 г. № 875.

В некоторых случаях органы службы занятости могут напра­вить безработного гражданина на учебу с целью профессиональ­ной подготовки, переподготовки или повышения квалификации (ч. 2 ст. 9, ст. 23 Закона о занятости).

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если: гражданин не имеет профессии (специальности); невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутст­вия у гражданина необходимой профессиональной квалифи­кации; необходимо изменить профессию (специальность, род заня­тий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Таким образом, далеко не все безработные имеют возмож­ность пройти соответствующее обучение, а только те из них, которые отвечают приведенным выше условиям. В то же время для некоторых категорий граждан предусмотрено приоритетное право на профессиональное обучение, это: а) безработные инвали­ды; б) безработные граждане по истечении шестимесячного пе­риода безработицы; в) граждане, уволенные с военной службы; г) жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с во­енной службы; д) выпускники общеобразовательных учрежде­ний; е) граждане, впервые ищущие работу (ранее не работав­шие) и при этом не имеющие профессии (специальности).

Организация, виды и формы, порядок методического обеспе­чения и финансирования профессиональной подготовки, повы­шения квалификации и переподготовки незанятого населения и безработных граждан определяются соответствующим Положе­нием, утвержденным совместным постановлением Минтруда и Минобразования России от 13 января 2000 г. № 3/1.

Одним из направлений профессионального обучения явля­ется обучение безработных граждан и незанятого населения в целях последующей организации предпринимательской дея­тельности. Оно может быть как самостоятельным курсом, так и одним из разделов учебного плана при профессиональной подготовке, переподготовке, обучении вторым профессиям, повы­шении квалификации.

В период профессионального обучения гражданам выплачи­вается стипендия, размер которой, согласно ст. 29 Закона о за­нятости, дифференцирован для различных категорий.

Бесплатная профессиональная ориентация безработных осу­ществляется на основании Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Россий­ской Федерации, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № I.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что, ориентируя гра­жданина на получение той или иной профессии и направляя гражданина на обучение, служба занятости не гарантирует пре­доставление ему в последующем какой-либо работы. Согласно ст. 26 Закона о занятости, работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление орга­нов службы занятости. Таким образом, служба занятости вы­ступает в качестве посредника, а направления, выданные ею, носят характер рекомендации.

Однако данная норма не распространяется на отдельные ка­тегории граждан, принять которых работодатель обязан; в соот­ветствии со ст. 25 Закона о занятости работодатели должны со­блюдать установленные квоты для трудоустройства инвалидов и трудоустраивать определенное органами исполнительной вла­сти субъектов РФ и органами местного самоуправления число граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резер­вировать отдельные виды работ (профессий) для трудоустрой­ства таких граждан.

Квота — это минимальное количество рабочих мест для гра­ждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытываю­щих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписоч­ной численности работников организации), которых работода­тель обязан трудоустроить. Квотирование осуществляется на основе договоров, заключаемых между исполнительными орга­нами власти субъектов Федерации или органами местного са­моуправления и работодателями, при этом последним предос­тавляются определенные льготы и компенсации.

Кроме того, работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики в области занятости на основе: соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые от­ношения в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации; реализации мер, предусмотренных трудовым законодатель­ством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольне­ния работников; оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законода­тельством дополнительной материальной помощи высвобож­даемым работникам за счет средств организаций и других рабо­тодателей; создания условий для профессиональной подготовки, пере­подготовки и повышения квалификации работающих; разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение ус­ловий труда и иные льготы.

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в служ­бу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина, на­правленного службой занятости, работодатель делает в направ­лении отметку о дне явки гражданина и причине отказа в прие­ме на работу и возвращает направление гражданину.

 

Лекция 9. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание и порядок заключения