Лекция 7. Социальное партнерство в сфере труда

Основные права профсоюзов и их классификация

Закон о профсоюзах права профессиональных союзов делит на право представительства и право на защиту. Наука трудово­го права следует вслед за законом. Однако в реальной жизни кроме представительства имеют место не одно, а два разных за­щитных права профсоюзов: право на охрану социально-трудовых прав и право на защиту социально-трудовых прав работника.

При этом считается, что охрана прав — это деятельность, на­правленная на устранение препятствий в реализации прав, на борьбу с неисполнением обязанностей и злоупотреблением пра­вами, на профилактику и предупреждение нарушений прав, а за­щита наступает тогда, когда есть неисполнение обязанности или злоупотребление правом, а также, когда возникает препятствие к их осуществлению, либо налицо спор о наличии самого права.

Данное положение подтверждается и законодательной прак­тикой. Иллюстрацией могут служить как Закон о профсоюзах, так и ТК РФ. В них предусмотрены наряду с правом на пред­ставительство и право на охрану, и право на защиту работни­ков. Названные три права профсоюзов определяются тремя це­лями их деятельности. Цель представительства — обеспечить максимально полное и точное публичное представление инте­ресов работников и их эффективную реализацию. Цель охра­ны — не допустить нарушения прав работников. Цель защи­ты — восстановить нарушенное право работника.

Право профсоюзов на представительство. Права профсоюзов на представительство прав работников составляют важную осо­бенность их правового статуса. Однако природа и содержание представительских прав профсоюзов наукой трудового права определены еще нечетко. Единообразного понимания профсо­юзного представительства в среде ученых нет. Профсоюзное представительство рассматривают и как элемент их защитной функции, и как общее право для профсоюзов любого уровня, организационно-управленческую форму их деятельности. Но чаще всего оно вообще никак не определяется. Отсутствие единства в понимании профсоюзного представительства не способствует его адекватному закреплению в нормах права и применению на практике.

Термин представительство может трактоваться весьма ши­роко как выражение чьих-либо интересов, совершение каких-либо действий в силу имеющихся оснований одним лицом в интересах и от имени другого лица. Один из юридических сло­варей определяет представительство в праве как «правоотноше­ние, в соответствии с которым одно лицо (представитель) на основании имеющегося у него полномочия выступает от имени Другого (представляемого), непосредственно создавая (изменяя, прекращая) для него права и обязанности».

Представитель не может иметь больше прав, чем представ­ляемый, и, во всяком случае, не может иметь других прав, чем представляемый, ибо тогда он был бы не представителем кого-либо, но лицом, имеющим свои права, независимые от прав представляемого. В этом смысле понятие «представительство» употребляется в различных отраслях права — гражданском, гра­жданско-процессуальном, уголовно-процессуальном и др. Счи­тается, что в гражданско-процессуальном, частном смысле представительство профсоюзов применяется только при защите прав конкретных работников — членов профсоюза в суде.

Вместе с тем В. М. Догадов еще в конце 1920-х гг. подчер­кивал, что профсоюзное представительство ничего общею, кроме названия, не имеет с представительством в области граж­данских отношений. Такое представительство не основано на доверенности или административном акте, оно не имеет целью восполнить недееспособность представляемого, не есть простое поручение как частная доверенность или полномочие.

Публичное начало придает профсоюзному представительству совершенно иной характер. Во-первых, на профсоюзного пред­ставителя возлагается не исполнение частной воли доверителя, а обсуждение и решение общих проблем работников. То есть он имеет в виду не выгоды отдельных работников, а пользу всех работников организации.

Поэтому профсоюз как представитель работников действует совершенно независимо от конкретных работников. Иногда он даже обязан поступать не согласно с их интересами, ибо их частные желания и выгоды могут противоречить общему благу. Если представитель брал на себя нравственное обязательство действовать в известном направлении, то обстоятельства могут изменить его убеждения. При совместном с другими обсужде­нии дел являются новые точки зрения; почти всегда необходи­мы взаимные уступки; совершающиеся события изменяют об­щественные потребности. Таким образом, воля работников все­цело переносится на представителя. Мало того, профсоюз является представителем не только работников, являющихся членами данного профсоюза, но и тех, которые таковыми не являются, но уполномочили его на представительство.

Во-вторых, хотя профсоюзы и состоят из работников — членов профсоюза, сами работники непосредственно не могут осуществ­ить право на представительство, на участие в коллективных пе­реговорах, заключении коллективных договоров и соглашений. Таким образом, тех прав, которые возникают у профсоюза, у ра­ботников нет. Свои права на представительство профсоюз полу­чает не от работников, у которых их нет, а непосредственно от за­кона.

Следовательно, для реализации права быть представленным совсем необязательно личное избрание в орган профсоюзного представительства. Вполне достаточна возможность определять своего представителя, которая в равной мере принадлежит каж­дому работнику.

Учитывая вышеизложенное, необходимо дать следующее оп­ределение категории «профсоюзное представительство»: проф­союзное представительство — это установленное законом право профсоюзов на публичное выражение и согласование интере­сов работников — членов профсоюзов и иных работников, уполномочивших их на это, в отношениях с работодателями, в органах государственной власти и органах местного самоуправ­ления, в органах социального партнерства и иных органах и ор­ганизациях соответствующего уровня.

В соответствии со ст. 29 ТК РФ представительство профес­сиональных интересов работников выполняют все звенья про­фессиональных союзов:

а) представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских и межрегиональных профсоюзов;

б) интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация;

в) интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности ко­миссий по регулированию социально-трудовых отношении представляют соответствующие профсоюзы, их территориаль­ные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют пра­во уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодате­лем.

Представительство профессиональных союзов на основании ст. 11 и других статей Закона о профсоюзах включает следующие правомочия'. право на внесение и учет федеральными органами государ­ственной власти предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций) в проекты законодательных ак­тов, затрагивающих социально-трудовые права работников (ч. 1 ст. 11); право на учет мнения соответствующих профсоюзов при рассмотрении и принятии органами исполнительной власти, органами местного самоуправления проектов нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права ра­ботников (ч. 1 ст. 11); право соответствующих профсоюзных органов на согласова­ние с ними и закрепление в коллективных договорах, соглаше­ниях систем оплаты труда, форм материального поощрения, размеров тарифных ставок (окладов), а также норм труда, уста­навливаемых работодателями, их объединениями (ч. 3 ст. 11); право участвовать в рассмотрении своих предложений орга­нами государственной власти, органами местного самоуправле­ния, а также работодателями и их объединениями, другими об­щественными объединениями (ч. 4 ст. И): право профсоюзных представителей беспрепятственно посе­щать организации и рабочие места, где работают члены соот­ветствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав (ч. 5 ст. 11); право принимать участие в разработке государственных про­грамм занятости (ст. 12); право профсоюзов, первичных профорганизаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллек­тивных договоров (ст. 13); равные с другими социальными партнерами права на пари­тетное представительство в органах управления государственны­ми внебюджетными социальными фондами, а также на профсо­юзный контроль за использованием средств этих фондов (ч 3 ст. 15); право иметь своих представителей в создаваемых в органи­зации комиссиях по приватизации государственного и муници­пального имущества, включая объекты социального назначения (ст. 21) право участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достой­ную жизнь и свободное развитие человека (ст. 22).

ТК РФ к правомочиям представительства относит и право профсоюзных инспекторов труда на участие в разработке зако­нов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудовою права (абз. 12 ч. 6 ст. 370)

Право профсоюзов на охрану прав работников. Под охраной прав работников следует понимать совокупность взаимосвязан­ных между собой мер, осуществляемых профсоюзами и направ­ленных на предупреждение нарушений прав работника либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления этих прав.

К числу правомочий профсоюзов по охране прав работников ТК РФ и Закон о профсоюзах относят следующие.

1. Право профсоюзов на осуществление контроля за соблю­дением работодателями и их представителями трудового законо­дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также выполнением условий коллек­тивных договоров, соглашений (ст. 370 ТК РФ).

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотре­ния данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового за­конодательства и иных нормативных правовых актов, содержа­щих нормы трудового права, а также выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские проф­союзы и их объединения могут создавать правовые и техниче­ские инспекции труда профсоюзов, которые наделяются пол­номочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объеди­нениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение организаций профсоюзов, действующие на территории субъек­та РФ, могут создавать правовые и технические инспекции тру­да, которые действуют на основании принимаемых ими поло­жений в соответствии с типовым положением соответствующе­го общероссийского объединения профсоюзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физиче­ских лиц), у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения прове­рок соблюдения трудового законодательства и иных норматив­ных правовых актов, содержащих нормы трудового права, зако­нодательства о профсоюзах, выполнения условий коллектив­ных договоров, соглашений.

2. Право профсоюзов осуществлять проверку состояния усло­вий и охраны труда, участвовать в формировании государствен­ных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых и других ак­тов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональ­ных заболеваний и экологической безопасности (ст. 20 Закона о профсоюзах, ст. 370 ТК РФ).

Профсоюзы осуществляют контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, действующих на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они име­ют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные под­разделения, работодателей — индивидуальных предпринимате­лей, рабочие места, где работают члены данного профсоюза.

Право осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением федерального законодательства и законов субъектов РФ в сфере социальной защиты работников (социального страхования, охраны здоровья).

Право получать информацию от работодателей (их представителей) о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

 

5. Право принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.

6. Право на учет мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников, при принятии решений работодателем: а) при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 372 ТК РФ), и

б) при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ).

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуще­ствлении указанных полномочий взаимодействуют с государст­венными органами, выполняющими функции по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудовою права.

Право на защиту трудовых прав работников профсоюзами. За­щита прав работников — это принудительный в отношении обязанного лица (работодателя, его представителя, государст­венного органа) законный способ восстановления нарушенного права работника.

Защита прав работников профсоюзами — один из трех ос­новных способов защиты, установленных ст. 352 ТК РФ наряду с государственным надзором и контролем за соблюдением тру­дового законодательства и самозащитой. Статистика говорит об эффективном использовании профсоюзами права на защиту прав работников. Так, по данным Федерации независимых профсоюзов России, по требованию профсоюзов в 1997— 2000 гг. были восстановлены на работе 10 тыс. человек, привле­чено к ответственности свыше 2,5 тыс. руководителей различ­ных уровней. Юридические службы профсоюзных организаций ежегодно направляют свыше тысячи материалов в органы про­куратуры и Федеральной инспекции труда для привлечения к уголовной и административной ответственности представителей работодателя, грубо нарушающих трудовые права работников.

Анализ норм ТК РФ и Закона о профсоюзах показывает, что право на защиту трудовых прав работников профсоюзами включает несколько правомочий.

Прежде всего, это право участвовать в расследовании несчаст­ных случаев на производстве, защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на произ­водстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с феде­ральным законодательством (абз. 4, 6 ч. 6 ст. 370 ТК РФ, ч. 2 ст. 20 Закона о профсоюзах).

Профсоюзные инспекторы труда имеют право направлять работодателям представления об устранении выявленных наруше­ний законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения (абз. 8 ч. 6 ст. 370 ТК РФ). В случаях выявления нарушений, угрожаю­щих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в ор­ганизациях, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих на­рушений и одновременно обратиться в федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер (ч. 3 ст. 20 Закона о проф­союзах).

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя (его представителя) приостановления работ впредь до принятия окончательного решения уполномоченным государственным органом. Работодатель, должностное лицо за неустранение на­рушений несут ответственность, предусмотренную законода­тельством (ч. 4 ст. 20 Закона о профсоюзах).

Поэтому профсоюзы имеют право обращаться в соответст­вующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве (абз. 14 ч. 6 ст. 370 ТК РФ).

Профсоюзы вправе участвовать в разработке мер по социаль­ной защите работников, определении основных критериев жиз­ненного уровня, размеров индексации заработной платы, пен­сий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от из­менения индекса цен (ч. 2 ст. 22 Закона о профсоюзах).

Важнейшим в деятельности профсоюзов является право при­нимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и обяза­тельств, предусмотренных коллективными договорами и согла­шениями (абз. 11 ч. 6 ст. 370 ТК РФ). В случаях нарушения за­конодательства о труде профсоюзы вправе но просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной ини­циативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

Для защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридиче­ские службы и консультации (ст. 23 Закона о профсоюзах).

Представители в лице профсоюзов наделены правом выдви­жения требований к работодателям (ст. 3995 ТК РФ). Профсою­зы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудо­вых споров, имеют право на организацию и проведение забас­товок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов ра­ботников (ст. 14 Закона о профсоюзах).