Система источников трудового права
Понятие и классификация источников трудового права
Действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц, во времени и в пространстве
Система источников трудового права
Понятие и классификация источников трудового права
Лекция 2. Источники трудового права
Понятие источник права в трудовом праве толкуется неоднозначно: наряду с термином «источник права» используется термин «форма права». Применительно к юридическим явлениям источник права понимают в трех смыслах:
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т. п.);
источник в идеологическом смысле (различные правовые
учения и доктрины, правосознание и т. д.);
источник в формально-юридическом смысле (нормативный акт, нормативный обычай, юридический прецедент, нормативный договор).
Авторы рассматривают источник трудового права именно в формально-юридическом смысле. Форма очная определенность — это один из признаков права вообще, в том числе и трудового права. Его правовые нормы должны быть обязательно объективированы, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования. Без этого нормы трудового права не могут выполнять свои задачи по регулированию трудовых отношений.
Таким образом, источник права и форма права в формально-юридическом смысле — это тождественные понятия. «Объективированный в документальном виде акт правотворчества является юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически-официального бытия, существования».
Мировой практике известны четыре вида юридических источников права: нормативный правовой акт, нормативный договор, обычай и судебный прецедент.
Наиболее распространенными источниками трудового права России являются нормативные правовые акты. Эти акты в совокупности образуют трудовое законодательство (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет отрасли российского права — трудового права. В отличие от других источников нормативные акты рассчитаны на их неоднократное применение.
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»2 дается следующее определение: «Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом».
Нормативные акты в сфере трудового права издаются органами, обладающими иормотворческой компетенцией, причем в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
В последние годы к источникам трудового права наравне с нормативными правовыми актами стали относить и нормативные договоры. В современных условиях роль нормативных договоров в трудовом праве заметно возрастает.
Нормативный договор как источник трудовою права — это соглашение между субъектами социально-трудовых отношений, в результате которого возникает новая норма права (например, коллективный договор между работодателем и работниками, одним из пунктов которою является норма об организации бесплатного летнего отдыха детей за счет работодателя).
В отличие от просто трудовых договоров нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если работник и работодатель заключают трудовой договор, они не создают новой нормы права. Участники же, например, социального партнерства, заключив нормативный договор о социально-трудовых отношениях, создают новое правило поведения — новую норму права, выступая правотворческими субъектами.
В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу регулирования социально-трудовых отношений налогом или ином уровне социального партнерства. Примером нормативного договора является Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005—2007 годы'.
Следовательно, в трудовом праве необходимо исходить из признания того, что источники трудового права выступают в виде совокупности правовых норм, в которых выражаются обязательные правила, регулирующие отношения, связанные с трудом. Они различаются между собой по форме, юридической силе, времени и месту действия и по кругу лиц.
Итак, источники трудового права — это различные нормативные правовые акты, являющиеся результатом законотворческой и нормотворческой деятельности компетентных органов государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей, которые регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.
Обратим также внимание на то, что источники трудового права надо отличать от актов применения трудового законодательства, принимаемых уполномоченными органами.
Система источников трудового права — это состав, соотношение, внутренняя взаимосвязь и последовательное расположение по регулируемому ими предмету всех актов трудового законодательства (в широком его понятии) в едином комплексе. Она предопределена спецификой предмета и метода отрасли трудового права. Моделируя систему источников трудового права, в основу кладут служебную иерархию нормативных правовых актов.
В настоящее время система источников трудового права имеет следующие особенности: она обусловлена федеративным устройством России; она содержит не только нормативно-правовые акты, но и нормативные соглашения и коллективные договоры; в нее входят ратифицированные СССР и РФ международно-правовые акты по труду и некоторые акты трудового законодательства СССР; она включает значительное число актов специализированного федерального органа исполнительной власти в области труда, занятости и социальной защиты населения (в настоящее время — Министерство здравоохранения и социального развития РФ1: до апреля 2004 г. — Министерство труда и социального развития РФ); в ней отражается единство и дифференциация трудового законодательства.
Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
При этом установлена четкая субординация нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: нормы трудовою права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ; указы Президента РФ не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам; постановления Правительства РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента России; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не должны противоречить ТК РФ. иным федеральным законам, указам Президента и постановлениям Правительства РФ; законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти; органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Исходя из сложившейся законодательной и правоприменительной практики, особо отмечено, что в случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяются нормы Трудового кодекса, а если вновь принятый федеральный закон противоречит упомянутому кодексу, то такой закон применяется только при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ.
Полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений разграничены ст. 6 ТК РФ. При этом законодатель особо обратил внимание на следующие обстоятельства: во-первых, законы и иные нормативные правовые акты субъектов, принятые по вопросам, ранее не урегулированным федеральным трудовым законодательством, в случае принятия соответствующего нормативно-правового акта Российской Федерации по этим вопросам обязательно должны приводиться в соответствие с федеральным законодательством; во-вторых, в случаях если нормативный правовой акт субъекта Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Кодексом или иными федеральными законами, применяются нормы, содержащиеся в ТК РФ или ином федеральном законе.
Характеризуя важнейшие источники трудового права, прежде всего необходимо выделить Конституцию РФ, нормы и принципы международного трудового права и ТК РФ.
Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. Права каждого в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений закреплены в ст. 37 Конституции РФ и реализуются в тесной связи с правами, провозглашенными в других ее статьях: 17—19, 30, 32, 34, 37. 41-43, 45, 46, 48, 53, 55, 62.
Важное значение для регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений имеют международные правовые акты и международные договоры РФ. Среди международных правовых актов, регулирующих сферу труда, следует выделить документы (конвенции и рекомендации), принятые Международной организацией труда: они затрагивают широкий круг проблем и даже характеризуются в зарубежной литературе как «Международный трудовой кодекс».
Поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ (п. 4 ст. 15) являются составной частью российской правовой системы, в ТК РФ (ст. 10) закреплено, что если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора.
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ2 является исторически четвертым кодифицированным российским нормативным правовым актом о труде. Он содержит более 400 статей, объединенных в 62 главы, 14 разделов и 6 частей.
Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г. и с того времени успел подвергнуться большим изменениям, в том числе и принципиальным. Наиболее существенной переработке ТК РФ подвергся в результате принятия Федерального закона от 22 августа
2004 г. № 122-ФЗ' (часто называемого законом о монетизации льгот) и Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ2 (этот закон создал, по сути, новую редакцию ТК РФ).
Большое значение для регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений имеют также и другие федеральные законы (например, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Вопрос о признании актов высших судебных органов, и прежде всего постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в качестве источников трудового права является дискуссионным. Пока большинство правоведов считают, что они таковыми являться не могут, хотя и имеют большое значение для единообразного применения норм трудового законодательства. В настоящее время вопросы применения ТК РФ разъяснены постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. №23.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что система источников трудового права включает в себя совокупность взаимообусловленных блоков нормативных правовых актов, различающихся по следующим признакам: по юридической силе — законы, подзаконные акты; по месту в системе трудового права — относящиеся ко всей отрасли, общей или особенной частям, отдельным институтам; по органам, принявшим нормативные правовые акты — Федеральное Собрание, Президент, Правительство России, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления; по форме — законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, положения, разъяснения и т. д.; по географии и масштабам действия — общефедеральные, региональные — субъектов РФ, муниципальные, межотраслевые, отраслевые, локальные — в пределах данной организации и т. д.4
Кроме нормативных правовых актов, принимаемых в централизованном порядке компетентными государственными органами и органами местного самоуправления, в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений большую роль играют локальные нормативные акты. Согласно ст. 7 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей — физических лип, не являющихся индивидуальными предпринимателями, могут принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Главная особенность таких актов состоит в том, что все они имеют юридическую силу только в рамках данной конкретной организации (коллектива работников, занятых у индивидуального предпринимателя). При этом в установленных случаях работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников или принимать локальные акты по согласованию с этим органом (при наличии такого представительного органа). Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ (ст. 372) порядка учета мнения представительного органа работников, применению не подлежат.
В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений и трудовых договоров. Эти договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Таким образом, в трудовом праве существует достаточно стройная и субординированная система источников права, что позволяет устойчиво регулировать отношения в сфере труда.