Типология государств

Типология государств – это такая их классификация, которая отражает логику исторического развития государств и позволяющая объединить их в группы на основе различных критериев.

С точки зрения марксизма, под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, отно­сящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы слу­жит общественно-экономическая формация, т.е. истори­ческий тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.

Согласно марксистской типологии, четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, 6уржуазной, социалистической) соответствует четыре типа государства - ра6овладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое Смена одного исторического типа другим — процесс объективный, естественноисторический, реа­лизующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

В последнее время весьма широко применяется клас­сификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится мелким элементом государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В право­вом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

Авторитарное государство отличается от тотали­тарного главным образом проникновением в него, хотя ив ограниченном объеме, элементов демократизма и законности. Т.е. данный тип государства основан на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь созда­ются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, дейст­вует правовой режим «разрешено всё, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государствен­ного и общественного строя.

В демократическом государстведля реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод.

Английский историк А.Тойнби предложил цивилизационный подход к классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-эконо­мические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций — египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и т.д. и т.п.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства и целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем.