Теории происхождения государства и права.

Вопрос о причинах возникновения государства и права является одним из дискуссионных и выражен в различных теориях происхождения государства и права. Наиболее ранними из теорий о происхождении государства являются патриархальная и теологическая.

Патриархальная теория возникла в античный период, ее основателем был известней древнегреческий мыслитель Аристотель. Согласно этой теории государство возникает в результате развития семьи. По Аристотелю основой общественной организации является семья. Первоначально возникает семья, увеличение их количества и объединение приводит к образованию государства. Глава семьи (патриарх) становится государем. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Теологическая теория (от греческого «tеоs» – Бог) возникла во времена Средневековья, ее основоположниками принято считать средневековых богословов Фому Аквинского и Святого Августина. Согласно этой теории государство основывается по божьей воле, Бог объединяет людей в государство, государство есть результат божественного разума, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей и подчиняться ей во всем, проникнуть же в тайну божественного замысла и постичь природу и сущность государства невозможно.

Применительно к праву, теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Данная теория одна из первых связала право с добром и справедливостью.

Договорная теория возникла в эпоху Возрождения и получила широкое распространение в эпоху Просвещения (Новое время). Представителями этой теории являются Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.И. Радищев и др. Эта теория противопоставлялась теологической теории и носила светский характер. По мнению ее сторонников, государство возникло в силу общественного договора - люди договорились и создали государство с целью обеспечения справедливости. По договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека.

Теория насилия возникла в середине XIX века в Германии, ее сторонниками являются Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский. В целом, согласно этой теории государство возникает в результате завоеваний одних племен другими, когда племя победителей подчиняет племя побежденных, присваивает себе всю их землю и принуждает их к систематической работе на победителей, к уплате дани или подати.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса. Она связывает возникновение государства с возникновением частной собственности, расколом общества на классы и классовым антагонизмом (классовой борьбой). Марксистская формула: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Согласно марксистской теории право возникает параллельно с государством по тем же самым причинам. Праву предшествовали обычаи, которые выражали волю и интересы всего общества и обеспечивались общественным мнением и общественным принуждением. После раскола общества на классы появилась потребность в новых нормах, новых регуляторах, которыми и стало право.

Этическая теориясторонником, которой был И. Кант, сводится к тому, что государство осуществляет общественную справедливость, оно призвано реализовывать нравственное начало общества.

Учение о государстве Гегеля.Своеобразную теорию о происхождении государства и права разработал Г.Гегель, согласно которой в основе государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум», «мировой дух». По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.

Все из перечисленных теорий объясняют свою позицию относительно вопроса о происхождении государства, но не все объясняют происхождение права, помимо описанных теорий существуют сугубо правовые теории, не объясняющие происхождение государства.

Теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений по вопросу происхождения права. Сторонники теории считают, что параллельно существует позитивное право, созданное государством в ходе законодательной деятельности, и естественное право. Если позитивное право возникает по воле людей и постоянны, то причины появления естественного права иные и зависят от периода развития общества. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. При капиталистических отношениях естественное право вытекает из неизменной природы человека и присущей людям вечной справедливости и нравственных начал. Право порождено неизменной природой человек, значит оно вечно и неизменно, пока существует человек.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Гуго, Савиньи) настаивали на исторической теории возникновения права, доказывая, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания.

Среди всех мнений на источники возникновения права, были особенно «уникальные» воззрения. Например, создатель нормативистской теории Г.Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права, одним из создателей которой был Л. Петражицкий, усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Здесь право – это особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида.