Формы государства.

Форма и содержание — это инструментарий, на­работанный философией. Обществознание использует этот инструментарий для своих целей.

Содержанием государства является власть. Форма государства — это способ организации власти.

В связи с организацией власти возникают три вопроса:

· как рождается (передается) власть, кому она подотчетна?

· как власть распределяется по территории?

· какими методами власть управляет обществом?

В зависимости от ответа на эти вопросы можно говорить о трех разновидностях формы государства:

· форма правления;

· форма государственного устройства;

· форма политического (государственного) режима.

Форма правления - организация высших, центральных органов государственной власти.

Форма государственного устройства - способ распределения власти по территории страны; внутренняя территориальная организация государства.

С точки зрения государственного устройства выделяются государства:

· простые, или унитарные— где власть управляет страной из одного центра;

· сложные, или федеративные — где власть «делится по вертикали»: часть власти остается в центре; а часть власти — передается вниз «субъектам федерации»;

Форма политического (государственно-правового) режима- методы осуществления политической власти в государстве.

Монархии и республики.

Монархия (в переводе с греческого «едино­властие», «единодержавие») — это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит по наследству единоличному главе государства.

Монархии бывают двух видов — неограниченные (абсолютные) и огра­ниченные (конституционные).

Характерные черты абсолютной монархии:в руках монарха сосредото­чена вся полнота власти; он руководит органами исполнительной власти, осуществляет или контролирует правосудие; монарх является источником всякого права и не несет юридической ответственности за свои действия; он единолично представляет свое государство; пользуется титулом; управ­ляет казной; имеет особую охрану, всеми своими правами монарх пользуется безусловно и неограниченно.

При ограниченной монархии монарх,как правило, делит власть с ка­ким-либо властным органом или даже просто выполняет представительс­кие функции. Наиболее известной ограниченной монархией является Ве­ликобритания. Ограниченные монархииподразделяют на дуалистические и парламентские. Если центр власти смещен в сторону парламента, монар­хия считается парламентской (парламентарной), если же властные полномочия сбалансированно распре­делены между монархом и парламентом, монархия может считатьсядуали­стической.

В дуалистических монархиях(Таиланд, Марокко, Иордания, Кувейт)монарх располагает исполнительной властью:формирует правительство, Назначает министров. Он также вправе распустить парламент и имеет право вето на принимаемые законы.

Республика— форма правления, при которой высшая государ­ственная власть принадлежит выборным органам, ответственным перед из­бирателями.

Яркий пример древней республики Афинская Республика (V—IV вв. до н. э.), высшие органы республики избирались полноправными гражданами Афин. В Средние века - Венеция, Генуя, Новгород, Псков.

Республики подразделяются на несколько видов — на парламентские, президентские, смешанные (парламентско-президентские).

В парламентских республиках:

· центр власти смещен в сторону парла­мента;

· исполнительная власть контролируется парламентом, парламентс­ким большинством (Италия, Индия);

· с потерей парламентской поддерж­ки правительство уходит в отставку, президент является формальным главой государства, но не воз­главляет правительство и не имеет преобладающего влияния на исполни­тельную ветвь власти.

В президентских республиках:

· центр власти смещен в сторону прези­дента. Президент чаще всего является и главой государства, и одновремен­но главой правительства либо так или иначе управляет исполнительной ветвью власти.

· если президент сам не возглавляет правительство, то назна­чает его председателя и министров; вправе распустить правительство (в ряде стран с согласия парламента).

· президент чаще всего избирается населе­нием, а в парламентских — парламентом.

· отношения между президентом и парламентом строятся обычно на системе сдержек и противовесов.

Классической президентской республикой являются США.

Смешанные (промежуточные) формы республики - парламентско-президентские:

· власть парламента и президента находится в равновесии, распределена в целом относительно равно­мерно; ни один из этих органов не имеет довлеющего влияния на другой.

К таким странам относят Францию, Финляндию, Португалию, Австрию, Ирландию, Польшу.

 

По Конституции 1993 года Россия является пре­зидентской республикой.

В начале XX века Россия была абсолютной монархией. В 1905— 1906 гг. были приняты акты, считающиеся первой русской конституцией: Манифест от 17 октября 1905 года и два Основных закона 1906 года. Мани­фестом народу «были дарованы» основные права, в том числе свобода слова, свобода собраний, митингов, а Законы предусматривали создание Государ­ственной Думы и Государственного Совета.

В 1917году Россия стала республикой, а с октября 1917 года в стране воца­рилась исторически уникальная форма правления — Республика Советов.

В1991 году, после распада СССР, Россия стала смешанной (парламентско-президентской) республикой. Однако в ходе конституционного кри­зиса 1993 года президент «перетянул на себя» дополнительную часть власт­ных полномочий; центр власти существенно сместился в сторону президента.

 

Унитарные государства и федерации.

По форме государственного уст­ройства государства подразделяются на УНИТАРНЫЕ (или «простые») и ФЕДЕРАТИВНЫЕ (или «сложные»).

Большинство существующих государств — унитарные. Федераций в со­временном мире насчитывается порядка тридцати. К ним, в частности, от­носятся: Россия, Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Индия, Малай­зия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Нигерия, Танзания, Эфиопия, Австра­лия и др.

Унитарное государство — это целостное, единое государство, админис­тративно-территориальные единицы которого не имеют статуса государ­ственных образований (области, округа, районы, провинции):

· власть управляет из одного центра и не делит­ся «по вертикали»;

· единые высшие органы, еди­ное гражданство, единая конституция, единая система права;

· все административно-территориальные единицы обладают одинако­выми правами и находятся в подчинении центра (либо в двойном подчине­нии — центра и местных органов);

· унитарные государства могут быть и мононациональными (Швеция, Норвегия), и многонациональными по составу населения;

· унитарные государства могут иметь в своем составе автономии, т. е. са­моуправляющиеся образования. Наличие автономии само по себе не дела­ет государство федеративным;

· могут иметь двухпалатные парламенты: парла­мент Великобритании, например, состоит из двух палат — Палаты общин и Палаты лордов.

Федерация — это сложное государство, состоящее из территориальных единиц, которые считаются государственными образованиями, или субъек­тами федерации. В федерации власть делится «по вертикали» на власть в центре и власть в регионах (территориальных единицах), имеются как общие (федеральные) высшие органы влас­ти, так и органы государственной власти субъектов федерации.

Наличие двойной (двухуровневой) системы органов государственной власти требует разграничения компетенции между общефедеральным и региональным уровнями власти.

Разделение полномочий (власти) осуществляется с помощью консти­туционного механизма разграничения предметов ведения, как правило, на три сферы:

· сферу федеральной компетенции;

· сферу совместной компетенции;

· сферу компетенции субъектов.

В субъектах федерации могут быть органы государственной власти, пред­ставляющие все три ветви власти, — законодательную, исполнительную и судебную. Однако может быть и так, что судебная ветвь власти, например, «по вертикали» не делится, а остается вся общефедеральной.

В субъектах федераций могут быть свои конституции, свое гражданство.

Есть несколько классификаций федеративных государств. Прежде все­го различают федерации:

· созданные по национальному признаку: за основу в таких федерациях берется национальный состав — преобладание так называемой «титульной нации»; такого рода федерации чаще подвергаются распаду (Чехосло­вакия, Югославия);

· созданные по территориальному признаку: за основу в таких федерациях берутся территориальные образования — без учета национального со­става; по территориальному принципу возникли США, ФРГ;

· смешанные: в основу их устройства положены одновременно и территориальный, и национальный принципы (Канада, Индия, Россия).

И еще одна важная классификация федераций. Во-первых, существуют федерации, исторически создававшиеся «снизу» — путем передачи полномо­чий от субъектов общефедеральным органам. Так появились и США, и ФРГ.

Во-вторых, существуют федерации, исторически создававшиеся «сверху», — путем передачи полномочий от высших органов государства тер­риториальным единицам. Именно таким путем возникла федерация в Рос­сии.

Территориальная целостность федеративных государств — выше всего. Субъекты федераций не имеют права одностороннего выхо­да из федераций.

Что касается России, то она до 1917 года представляла собой унитарное государство, в котором проживали совместно десятки наций и народно­стей. Главным административно-территориальным звеном страны на нача­ло XX века были губернии.

После октябрьского переворота в 1917 году большевики под руковод­ством Ленина приступили к реализации на практике своей национальной политики и лозунга «автономизации наций».

Польша и Финляндия получили полную независимость. От России ото­шли большие территории бывшей Российской империи — Литва, Латвия, Эстония, Украина, Белоруссия, Туркестан,, Закавказские республики.

В январе 1918 года на III Всероссийском съезде Советов была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Согласно Дек­ларации Советская Российская Республика учреждалась как федерация на­циональных республик. Так была заложена основа для создания федерации по национально-территориальному принципу.

На территории России стали возникать автономные республики и об­ласти: Башкирская, Дагестанская, Карельская, Марийская, Татарская, Чу­вашская и др. (всего 25).

В 1922 году на пространствах бывшей Российской империи возник — СССР. Создание СССР было закреплено договором.

Россия (Российская Советская Федеративная Социалистическая Рес­публика — РСФСР) стала стержневой частью СССР. Помимо России, в состав СССР входили и другие советские республики — Украина, Белорус­сия и др.

СССР был федерацией, в состав которой входила, в частности, и феде­ративная Россия. Советский Союз стал едва ли не единственным в мире Федеративным государством, в конституции которого предусматривался свободный выход республик из СССР. Это с формально-юридической точ­ки зрения и обеспечило распад Советского Союза в 1991 году.

Тоталитарный государственно-правовой режим во времена СССР не Юзволял развиваться открытым федеративным отношениям и по сути спо­собствовал росту скрытого национализма «титульных наций» в регионах.

Ко времени принятия Конституции СССР 1936 года и Конституции СФСР1937 года государство стало де-факто унитарным. Формальный фе­дерализм прикрывал собой жестко централизованное государство. Это был тап фиктивного федерализма.

В Российской Федерации в этот период существовали: 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 национальных округов.

С прекращением существования СССР в 1991 году автономные области провозгласили себя республиками (кроме Еврейс­кой автономной области), а некоторые даже «субъектами международного права» и «государствами, ассоциированными с Россией» (Татарстан и др.). Отдельные регионы закрепили в своих актах «право выхода из России» (Тыва) и положения о «делегировании полномочий Федерации» (Адыгея, Бурятия и др.)

Россия была и остается единым суверенным целостным государством. В новой России началось строительство реальной федерации. В марте 1992 года был подписан Федеративный договор, по которому статус субъек­тов федерации был придан всем региональным образованиям — областям, краям, республикам, автономной области, национальным округам, а также двум городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу.

Договор не был документом, учреждавшим Российскую Федерацию, как это иногда понимают в отдельных субъектах федерации. Он провел разгра­ничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации. Утверж­дался также принцип равноправия субъектов федерации.

Таким образом, Россия в XX веке сменила не только формы правления, но и форму государственного устройства.

 

 

Конфедерации.

КОНФЕДЕРАЦИЯ— это объединение суверенных государств, образу­емое для достижения определенных целей.

Участники конфедерации остаются субъектами международного права; суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфедерации и не распрос­траняется на объединение в целом. Они сохраняют за собой собственное гражданство, систему органов власти, управления, правосудия, собствен­ную конституцию, самостоятельные источники дохода.

Конфедерация имеет лишь те органы, которые необходимы для выпол­нения ее целей и задач. Акты конфедерации требуют одобрения государ­ственными органами государств — членов конфедерации. Бюджет конфедерации формируется из средств, выделяемых государствами-участниками. Армия конфедерации состоит из контингентов государств — членов конфедерации.

Обычно конфедерации имеют переходный характер; они либо распада­ются, либо преобразовываются в федерации, либо, наоборот, ведут от федерации к полной независимости и суверенитету.

 

2.2. Формы политического (государственно-правового) режима.

Методы осуществления политической власти в государстве образуют в стране соот­ветствующий политический режим.

Методы можно подразделить на методы убеждения и методы принуждения. Первая группа методов преиму­щественно применяется, когда между государством и обществом сложи­лись и поддерживаются партнерские отношения, государство использует различные стимулы, чтобы добиться от общества нужного поведения. Вторая группа методов применяется, когда между государством и обществом сложились отношения противостояния, недове­рия, государство применяет силу, давление с тем, что­бы добиться от общества нужного поведения.

Политический режим зависит от соотношения, расклада политичес­ких сил, от господствующей идеологии, от зрелости общества и обществен­ных отношений.

Различают, главным образом, демократический и недемократический режимы. Каждый из указанных видов режима имеет свои подвиды.

В рамках демократического режима могут существовать социал-демократический, либерально-демократический и другие разновидности режимов.

В рамках недемократического режима чаще всего выделяют, например, авторитарный и тоталитарный режимы.

При демократических видах режима государственный аппарат функци­онирует на принципе разделения властей, в обществе гарантируется поли­тический плюрализм, население реально влияет на состав государственных органов, обеспечиваются права и свободы человека; государством применя­ются методы убеждения, законности, парламентаризма.

При авторитарном режиме население отстраняется от управления об­ществом и государством, ограничиваются права и свободы граждан. Зачастую ограничения демократии получают законодательное закрепление. Ограни­чивается деятельность оппозиционных партий, нарушается принцип разде­ления властей, парламент становится придатком исполнительной власти.

Тоталитарный режим ограничивает не только политическую жизнь граж­дан, но и личную жизнь. Запрещаются любые партии, кроме правящей. К выборам в парламент, если он существует, не допускается значительная часть граждан либо выборы превращаются в фикцию.

Как обстояло дело с политическими режимами в России? До 90-х гг. XX века Россия жила в условиях недемократи­ческих режимов.

В начале XX века Россия представляла собой абсолютную монархию и была, по сути, полицейским государством. Впрочем, общий вектор разви­тия страны следовал (пусть и с некоторым запаздыванием) за европейски­ми странами.

В советский период истории после 1917 года государство на первом эта­пе управляло методами военной диктатуры. Характерными чертами жизни были: примитивная уравниловка, прямой продуктообмен, трудовые армии, военное принуждение.

В конце 20-х годов начался период тоталитаризма: власть сосредоточи­лась в руках диктатора, использовались методы насилия, террора, произво­ла, беззакония; общество тотально контролировалось карательным аппара­том; официальные конституционные органы были придатком диктатора я партийной номенклатуры; верхушка партии встала над государством и об­ществом.

Во второй половине 50-х гг. крайности тоталитарного режима были ус­илены, государство перешло к авторитарному режиму с элементами тоталитарности и зарождающейся демократии.

В середине 80-х — первой половине 90-х гг. XX века государство посте­пенно (во многом под давлением общества) стало менять политический режим, приступив к созданию демократического режима.

Современный политический режим России можно охарактеризовать как демократический.

 

Классификация и типы государств.

Все наиболее известные типологии (классификации) государств осно­ванны на двух подходах. Первый называется формационным, второй — цивилизационным.

При формационном подходе история рассматривается как смена фор­маций, господствующих форм собственности. На этой основе можно выде­лить следующие, например, типы государств:

· рабовладельческие;

· феодальные;

· буржуазные (капиталистические);

· социалистические.

В Европе первые рабовладельческие государства возникли в IX—VIII вв. до н. э. в Северном Средиземноморье (Древний Рим, Древняя Греция, го­рода-республики). В рабовладельческом государстве существуют два основных класса — класс рабовладельцев и класс эксплуатируемого большинства, рабов. Преобладающей формой собственности была частная собственность рабовладельца на раба. Класс собственников использует публичную власть как орудие классо­вого угнетения и подавления. Это вызывало сопротивление угнетаемого большинства, рабов, зачастую вело к восстаниям против рабовладельцев (восстание Спартака в I в. до н. э. и др.).

Феодальные государства возникли в Европе в VI—IX вв. н. э. и прошли ряд стадий развития — централизованной монархии, феодальной раздроб­ленности, сословно-представительной и абсолютной монархии. В феодальном государстве существовали два класса — феодалы (мень­шинство населения) и крестьяне (большинство населения). Феодалы обла­дали правом частной собственности на землю; это была господствующая форма собственности. Феодальные государства существовали в основном как монархии.

Первые буржуазные государства возникли в Европе и Северной Амери­ке 200—300 лет назад. Сословное неравенство было заменено на равенство формальное, правовое при неравенстве социальном, экономическом. Люди, лишенные средств производства, могут свободно продавать свой труд и в обмен получают плату за него — заработную плату. Общество разделилось на два класса: капиталистов — собственников средств производства (меньшинство населения) и наемных работников (большинство населения). Господствующей формой собственности в обществе являлась частная собственность капиталиста на средства производства.

Буржуазные государства в своем развитии прошли ряд стадий: период свободной конкуренции, период монополистического капитализма, пери­од правового (социального) государства: На первой стадии существует множество собственников, демократия носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются профсоюзы рабочих, вводятся избирательные цензы (имущественные, образовательные). На второй стадии (конец XIX—начало XX вв.) основная часть обществен­ного богатства через акционирование концентрируется в руках монополисти­ческих объединений. На третьей стадии формируется «средний класс», владеющий акциями предприятий. Класс пролетариата по существу исче­зает. Часто этот этап называют периодом «смешанного общества». Всеобщее избирательное право ведет к дальнейшим уступкам народу в политическом и экономическом плане. Уровень жизни большинства насе­ления улучшается. Формируется социальное, правовое государство, кото­рое активно воздействует на экономику путем планирования, субсидирова­ния, кредитования, национализации, приватизации и т. п.

В социалистическом государстве, власть впервые в истории будет при­надлежать трудящимся классам — рабочим и крестьянам, т. е. большинству, а не меньшинству народа. Первым социалистическим государством стала Советская Россия, по­зднее — СССР. В стране были осуществлены национализации средств производства; Фабрики, заводы, земли были отобраны государством у собственников. Господствующей формой собственности в социалисти­ческом государстве являлась государственная собственность на средства производства. Государство становилось главным капиталистом и эксплуа­татором. Простой человек экономически зависел от государства и лишался сти­мулов к производительному труду. Человек превращался в придаток, в «винтик» государственной маши­ны, лишался экономической основы своей независимости и своих прав. Личность, индивид теряли свою ценность. Личная инициатива, конкурен­ция собственников практически исключались из общественной жизни. Общество, где нет конкуренции, лишено главного двигателя экономи­ки. Отсутствие этого двигателя социалистическое государство компенсиру­ет системой обязательных планов, т. е. административным принуждением. Огосударствленное общество объективно лишается механизмов движе­ния вперед.

Государство социалистического типа, как правило, отрицает принцип разделения властей, теорию естественных прав; права человека становятся формальностью. Выборы превращались в фикцию, общество — в средство достижения идеологических целей. Экономика стагнировала и все больше отставала по эффективности от государств буржуазного типа. Социалистические госу­дарства проиграли историческое соревнование с капиталистическими го­сударствами в эффективности и производительности труда, в благосостоя­нии простого человека.

Второй подход к классификации государств получил обобщенное на­звание цивилизационного подхода.

История рассматривается как смена цивилизаций. Цивилизация - все эле­менты материальной и духовной культуры. Язык, идеи, искусство, наука, промышленность, религия, города, доро­ги, высокие технологии и т. п. — это все компоненты цивилизации. Следо­вательно, при цивилизационном подходе возможны десятки классифика­ций государств — в зависимости оттого компонента, который будет избран в качестве критерия.

Если в качестве критерия выбрать такой элемент цивилиза­ции, как религия, то все государства можно подразделить на государства: атеистические, христианские, исламские, буддийские и т. д.

Классификации государств по цивилизационным критериям:

· древние, средневековые, современные;

· крестьянские, промышленные, научно-технические;

· локальные, особенные, современные.

В западных обществоведческих науках чаще других, пожалуй, используются две классификации.

В первом случае в качестве цивилизационного критерия берется про­мышленность, или индустрия. Все государства можно подраз­делить на:

· доиндустриальные; в таких государствах промышленности не было или пока нет;

· индустриальные; в таких государствах существует развитая промышленность;

· постиндустриальные; в таких государствах наука становится средством производства, широко применяются передовые, наукоемкие технологии,

Во втором случае в качестве критерия берется более сложный набор цивилизационных факторов — господствующие формы собственности, характер государства, особенности общественного сознания, менталитета. По этому сложному критерию все государства можно подразделить на:

западные:в таких государствах преобладает либо частная собственность на средства производства, либо плюрализм форм собственности; царит идеология прав человека, личности; государства строятся на принципе разделения властей, являются правовыми, социальными; политические режимы — демократические; экономика находится на передовых позици­ях; в иерархии общественных ценностей на первом месте стоит индивиду­альное, частное, негосударственное;

восточные:в таких государствах чаще преобладают государственная, коллективная формы собственности; правовые режимы — авторитарные или тоталитарные; уровень развития экономики и благосостояния — ниже; в иерархии общественных ценностей преобладает все коллективное, обще­ственное, государственное;

смешанные:в таких государствах имеется смешение черт западного и восточного типов государства. Многие государствоведы к смешанному типу государства относят и Россию.

Отдельные ученые предлагают свои классификации государств и об­ществ, в которых применяют в качестве критерия собственный набор цивилизационных факторов.

Так, например, британский социолог Арнольд Д. Тойнби (1889—1975)сконструировал собственную типологию государств и сформулировал тео­рию «круговорота цивилизаций». По его мнению, каждая цивилизация развивается «по кругу», проходя одинаковые стадии: стадию возникновения, стадию роста, стадию надлома и стадию разложения. Движущей силой развития цивилизации является «творческая элита», составляющая меньшинство общества. Именно элита влечет за собой «инер­тное большинство». А. Тойнби насчитал в мировой истории 26 цивилизаций — египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Американский социолог и экономист Уолт Ростоу (р. 1916)выдвинул свою теорию — теорию «стадий экономического роста», согласно которой эволю­ция общества определяется, главным образом, уровнем развития техники. В соответствии с этой теорией, все общества по экономическому разви­тию можно отнести к одной из пяти стадий:

• традиционное общество (для него характерны доньютоновская наука и техника, преобладание сельского хозяйства);

• переходное общество (на этой стадии закладываются основы преоб­разований, зарождается обрабатывающая промышленность);

• стадия сдвига (начинается научно-техническое развитие в промыш­ленности и сельском хозяйстве);

• стадия созревающего общества (выпуск продукции превышает рост населения);

• стадия массового потребления (на этой стадии возникает «государ­ство всеобщего благоденствия»).