Понятие и признаки закона.

Понятие и признаки нормативно-правового акта.

Систематизация нормативно-правовых актов.

Порядок опубликования и вступление в силу законов.

Виды и структура законов РФ.

Понятие и признаки закона.

Понятие и признаки нормативно-правового акта.

4. Подзаконные акты: виды и особенности.

Нормативный правовой акт— это изданный в особом порядке документ, принятый компетентным органом, содержащий нормы права и направленный на регулирование общественных отношений.

Признаки нормативного правового акта:

1) является результатом деятельности специально уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц;

2) имеет особую документарно - письменную форму;

3) содержит в себе юридические нормы;

4) обладает юридической силой;

5) адресован неопределенному кругу субъектов;

6) регулирует общественные отношения;

7) охватывает действием определенную территорию;

8) обеспечивается государственным принуждением в случае нарушения .

По юридической силе нормативные право­вые акты делятся на:

1) законы;

2) подзаконные акты.

 

В современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного права являются:

1. Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием (референдумом).

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

3. Юридический прецедент (судебный и административный).

4. Религиозные источники (священные писания, книги, трактаты).

5. Правовой обычай.

6. Нормативный правовой договор.

7. Доктрина, или юридическая наука.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.Закон— это нормативный правовой акт, приня­тый в особом порядке, выражающий волю народа, об­ладающий высшей юридической силой, являющий­ся основным источником права, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и др.

Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго определенном порядке. Главными качествами закона является его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает.

Признаки закона:

1) принимается специально уполномоченными госу­дарством органами — органами законодательной власти или народом на референдуме;

2) принимается в особом процессуальном порядке;

3) регулирует наиболее важные общественные отно­шения;

4) общеобязателен;

5) выражает волю народа;

6) обладает высшей юридической силой.

2. Виды и структура законов в Российской Федерации:

 

Виды законов:

1) Конституция РФ— это основной закон государ­ства, обладает наивысшей юридической силой, все остальные законы не должны противоречить Консти­туции РФ. В ней закреплены основы конституцион­ного строя, основные права и свободы человека

и гражданина, федеративное устройство Россий­ской Федерации, система федеральных органов го­сударственной власти, основы местного самоуправ­ления. Принимается народом на референдуме;

2) федеральные конституционные законы— наиболее важные государственные законы, которые разрабатываются по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ (ФКЗ «О Конституционном Су­де РФ» от 21 июля 1994 г.). Федеральный конститу­ционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом;

3) федеральные законы— основной вид законов в Российской Федерации. Регулируют различные стороны жизни общества. Принимаются Государ­ственной Думой РФ с соблюдением установленной процедуры, одобряются Советом Федерации РФ и подписываются Президентом РФ. Разрабатыва­ются и принимаются во исполнение Конституции РФ и федеральных конституционных законов. Различа­ют органические и чрезвычайные законы;

4) законы субъектов РФпринимаются законода­тельными органами субъектов РФ по вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопро­сам совместного ведения субъектов Федерации и РФ. Законы' и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федераль­ным законам. В случае противоречия между феде­ральным законом и иным актом, изданным в Рос­сийской Федерации, действует федеральный закон, в такой же ситуации, если противоречит федераль­ному закону нормативный акт, изданный по вопро­сам исключительного ведения субъекта РФ, дей­ствует нормативный правовой акт субъекта РФ. Структура закона:

1 наименование органа, принявшего закон;

2 название закона;

3 номер и дата принятия;

4 преамбула;

5 содержание закона;

6 последствия несоблюдения закона;

7 отмена законом иных нормативных правовых актов;

8 опубликование закона и вступление его в закон­ную силу;

9) подпись закона уполномоченным лицом.

 

4. Подзаконные акты: виды и особенности.

Подзаконные нормативно-правовые акты– это акты органов государственной власти и управления, изданные в соответствии с законами Российской Федерации и не противоречащие им. К ним относятся нормативные постановления представительных законодательных органов; нормативные указы и распоряжения Президента РФ; нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ; нормативные приказы, инструкции, положения министерств и ведомств; нормативные постановления, распоряжения и приказы органов власти и управления субъектов в составе Российской Федерации; нормативные постановления, распоряжения и приказы органов власти и местного самоуправления.

Подзаконный нормативный акт - разновидность правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.

Виды подзаконных актов:

по субъектам издания и сфере распространения:

1. Общие нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны (предписания центральных органов исполнительной власти, нормативные указы президента и постановления правительства).

2. Местные подзаконные акты - нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов власти на местах.(обязательны для всех лиц, но в пространственно-ограниченных рамках, в пределах данной территории – региона, области, города, района).

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (инструкции, приказы) министерств и ведомств.(распространяются на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения только данного ведомства).

Внутриорганизационные подзаконные акты (локальные), (уставы, положения, правила внутреннего распорядка) которые издаются различными организациями для рекламентации внутренних вопросов и распространяются только на членов организации.