Понятие и сущность форм государства

Функции государства.

Функции государства это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.

1. внутренние функции:

1.1. экономическая – формирование и исполнение бюджета, определение стратегии экономического развития общества и т.д.;

социальная – обеспечение потребностей жизнедеятельности общества, наличие комплекса мероприятий по оказанию социальных услугнаселению и т.д.;

правоохранительная – укрепление правопорядка и законности государства (правотворчество, правоприменение, борьба с нарушениями);

экологическая – установление правового режима природопользования, обеспечение нормальной среды обитания;

культурно-просветительская – обеспечивает культурный и образовательный уровень граждан, гос. поддержка развития культуры, науки, образования.

2. внешние функции:

2.1. функция обороны от нападения извне, охрана гос. границ;

2.2. дипломатическая;

2.3. внешнеполитическая (ООН, Совет безопасности Европы, возможность разрешения предотвращения разрушения государства);

2.4. внешнеэкономическая;

2.5. культурное сотрудничество;

2.6. социальная;

2.7. экологическая – взаимодействие с другими государствами по охране окружающей среды;

По социальной значимости функции государства традиционно подразделяются на основные и неосновные. Первые выполняются всеми его органами во взаимодействии, их можно назвать общими, т.е. одинаково присущими каждому звену государства. Функции, свойственне лишь конкретным государственным органам, являются отдельными.

Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

 

Форма государства – это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность.

Традиционно считается, что под формой государства следует понимать организацию политической власти в государстве, взятую в единстве трех ее основных элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического режима. При этом под формой правления имеется ввиду организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и населением.

Форму государства как объективную реальность и как понятие следует рассматривать с различных сторон, характеризующих в целом ее свойства:

 

1. форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования; традиционно различают монархию, республику и конституционную монархию.

А) Монархия - это такая форма правления, при которой:

1. власть передается по наследству;

2. монарх правит бессрочно;

3. все ветви власти объединены в одних руках;

4. юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления. Монархия делится на :

- абсолютную, - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

- ограниченную(парламентарную),

- дуалистическую, - теократическую,

- парламентарную

Б) Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок Общими признаками республиканской формы правления являются:

1. власть приобретается путем выборов;

2. существует разделение власти;

3. правление осуществляется коллективно;

4. выборные высшие органы власти ответственны перед народом.

5. республика бывает двух видов: президентская (доминирует президент) и парламентская (доминирует парламент).

В) Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.). Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

 

2. форму государственного устройства (государственного единства) – совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой. Под формой государственного устройства подразумевается административно-территориальная организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом.