Теории происхождения государства .

Гражданского права

Право собственности – это вещное право, представляющая своему носителю исключительные полномочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащего ему имущества.

Вендикационный иск – право собственника требовать по суду возврата своего имущества из любого чужого незаконного владения.

Негаторный иск –это требование собственника или субъекта права оперативно устранять правонарушения, препятствующие осуществлению права пользования собственности, владения и распоряжения его имуществом.


[1] Всего в России и Российской империи за всю историю было 5 Конституций.

1. Теологическая теория довольно многоаспектна, что, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. возникновение государства из-за вмешательства иного разума и космоса. Церковь наделена властью на управление обществом (теория двух мечей – один меч у церкви, другой – у государства. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога.

2. Основателем патриархальной теории считается Платон и Аристотель. - во главе всегда отец, значит и во главе государства всегда должны быть отцы (Аристотель) Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р.Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.

3. Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время – в 17-18 в. в трудах Руссо, Спинозы, А.Н.Радищева. Человек не одинаков, поэтому надо было выделить группу умных, между обществом и группой был заключен молчаливый договор о управлении и подчинении. Эта теория обосновывает смены власти. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, народом. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается второй договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.

Недостатки: переоценка человеческого сознания, идеалистический характер этой теории, антиисторичная.

4. В 18-19В, Историко-материалистическая теория (Маркс и Энгельс). Государство произошло из-за трёх разделений труда. Скотоводство отделилось от земледелия. Скот оставался в частной собственности, был средством обмена. Ремесло отделяется от земледелия и появляются купцы и богатые, и бедные. Чтоб примерять их, возникает государство. Разделение труда - появления классов - создание отношений подчинения -государство.

5. Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины 19 вбыл Л.Гумплович. Причину происхождения и основу политической власти и государства он видел не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвласных, победителей и побежденных.

Недостатки: теория насилия отрицает экономический фактор, что глупо, также не объясняет откуда возникло насилие в человеке. Эта теория способствует шовинизму и агрессии, носит антигуманистический характер.

6. 19в Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем которой был Г.Спенсер, считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Государство это естественное состояние природы. Государство это явление природы (П пчёлы, муравейники). Человек, как биологическое существо стремится объединиться в общность. Биологические структуры переносятся из природы на человеческое общество. Согласно этой теории 5% от общества -управляющие, голова, государство и общество возникли одновременно и они будут существовать вечно. Подобно тому как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процеесе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.

Недостатки: перенос законов природы на социальные законы, не предполагает изменения государства.

7. Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. З.Фрейд – основатель психоаналитического направления в буржуазной социологии – выводил необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды, глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми сексуальными и биопсихическими инстинктами (Эдипов комплекс) появляется государство для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея социальной солидарности, для ее обеспечения создаются соответствующие государственно-правовые институты.

 

2. Понятие и сущность и признаки государства.

Государство – это политическая организация суверенной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и государственный аппарат принуждения.

Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации. Т.е. в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия – народовластие, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение государства – гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Существование и сила власти в государстве, опирающейся на аппарат принуждения, оправданы постольку, поскольку на ее основе осуществляются управленческо-обеспечительная и охранительная функции государства. Вместе с тем власть в государстве может быть использована и как самостоятельная, самодовлеющая сила, в том числе для реализации групповых, узкоклассовых, клановых, личных и иных интересов, не совпадающих с потребностями общества, а также для решения религиозных или иных идеологических задач, например, для воплощения коммунистической утопии.

В такой обстановке государство теряет свое общественное предназначение, во многом становится групповым – классовым, националитическим – образованием, орудием политической борьбы, достижения узкоклассовых или националистических целей и отсюда негативной силой в обществе. Не получает развития весь комплекс институтов государства, и само оно – несмотря на обширность, громозкость, усложненность и даже отработанность аппарата власти – остается неразвитым, авторитарным или тоталитарным.

Признаками государства являются:

1. территория – земля, моря, водные пространства, воздушные пространства, недра, т.е. пространственная основа государства;

2. население – человеческое общество, проживающее на территории данного государства;

3. публичная власть – власть, осуществляющая управление делами общества легализованная и легитимная (поддержка снизу);

4. право – система правил поведения;

5. наличие правоохранительных органов – милиция, прокуратура, суд, внешняя разведка, таможенные органы;

6. армия;

7. налоги – обязательные платежи, которые взимаются государством на содержание гос. аппарата и на осуществление других функций государства;

8. государственный суверенитет – т.е. самостоятельности и независимость, способность по собственному усмотрению решать свои внутренние и внешние дела без нарушения прав других государств;

9. единый государственный язык;

10. единая дорожно-транспортная система;

11. единая энергосистема;

12. единая денежная единица;

13. единая внешняя политика;

14. единое экономическое пространство;

15. государственные символы: флаг, гимн, герб.