Международно-правовая охрана окружающей среды.

Осознание проблем, связанных с формированием новой модели развития человечества, акцентированной на принятии комплекса мер по предотвращению глобального экологического кризиса, привело к формированию во второй половине XX века новой отрасли международного права — международного права окружающей среды (экологического права).

Основными предпосылками для его формирования стали:

— осознание единства глобальной экосистемы, которая уже не может рассматриваться в рамках административных границ государств, а

требует межгосударственного подхода к своей охране;

— социальная значимость природных ресурсов, как традиционно используемых для добычи (полезные ископаемые) и в целях потребления (водные ресурсы), так и атмосферных газовых ресурсов, ресурсов Мирового океана, климатических и рекреационных ресурсов и т. д.;

— необходимость создания экологически обусловленного механизма обеспечения мира и безопасности, ограничения военных конфликтов, гонки вооружений и распространения различных видов оружия

(в первую очередь ядерного, химического и биологического);

— интеграция мировой экономики, связанная с ведением экологически значимой деятельности отдельными ее субъектами на территории многих государств, возрастающими трансграничными материальными потоками (сырье, продукция, отходы, загрязнения) и т. д.

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Международное право окружающей среды имеет самостоятельный предмет (экологические общественные отношения) и объект (природный объект, обладающий следующими отличительными признаками: естественным происхождением, экологической взаимосвязью с природной средой, а также экологической, экономической и социальной ценностью) правового регулирования, самостоятельные источники права, регулирующие отношения по поводу предмета и объекта, а также механизм правового регулирования указанных правоотношений.

Субъектами международных правоотношений в области охраны окружающей среды являются в первую очередь государства. Наряду с государствами, если это предусмотрено правовыми нормами, в международных экологических правоотношениях участвуют: нации и народы, международные межправительственные и неправительственные организации, юридические и физические лица, действующие на международной арене.

Государства являются основными субъектами международных правоотношений в области охраны окружающей среды по следующим причинам: нормы современного международного права предполагают регулирование главным образом отношений между государствами;

— правосубъектность других субъектов международного права проявляется прежде всего в их взаимоотношениях с государствами;

— в отличие от других субъектов международного права, государство обладает универсальной правоспособностью, не ограниченной во времени. Право на благоприятную среду обитания не зафиксировано как самостоятельная норма в основополагающих документах по правам человека, однако оно закреплено в ряде международно-правовых актов по проблемам окружающей человека среды. В частности, Стокгольмская декларация, принятая конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды 16 июня 1972 года указала, что сохранение и улучшение качества окружающей человека среды является важной проблемой, влияющей на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран мира; это является выражением воли народов всего мира и долгом правительства всех стран.

Более поздние международно-правовые документы, принимаемые в области охраны окружающей среды, последовательно расширяли и дополняли принципы, изложенные в Стокгольмской декларации по окружающей среде. К таким документам относится Всемирная хартия природы, одобренная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/7 от 29 октября 1982 года.

В1992 году на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро была принята знаменитая Декларация ООН по окружающей среде и развитию, которая подтвердила Стокгольмскую декларацию, развила ее и фактически дала новый толчок к разработке нового, справедливого механизма глобального партнерства посредством создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.

Международно-правовое регулирование состоит из нескольких этапов:

1) выработка общих конвенций, трансформирующих общие принципы в обязательные нормы;

2) заключение договоров, развивающих международно-правовые принципы в области окружающей среды;

3) заключение региональных договоров, касающихся общих или специальных вопросов охраны окружающей среды.

Международный договористочник большинства международно-правовых норм. Договор одновременно служит как инструментом, обеспечивающим функционирование всей системы международных отношений, так и инструментом внешней политики каждого государства. Каждый международный договор может иметь один из статусов: действующий или отмененный.

Присоединяясь к международному договору, каждое государство проходит как правило через три стадии: участие в его разработке и согласовании параметров, подписание и ратификация. Ратификация — это окончательное утверждение международного договора высшим органом государственной власти. В международно-правовом аспекте ратификация окончательно закрепляет обязательства государства по участию в договоре (в форме ратификационной грамоты), а во внутригосударственном аспекте — закрепляет международно-правовые нормы в форме закона, указа, постановления и т. п.

С осуществлением правовой реформы в РФ, все конвенции ратифи-цируются Федеральными законами. Например, Рамочная Конвенция )ОН об изменении климата (РККИК) принятая в 1992 году, и вступившаяаая в силу 21 марта 1994 года ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 4 ноября 2004 года № 128-ФЗ.

Ратификационный федеральный закон, принимаемый Государственной Думой подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Президент РФ подписывает закон, а также ратификационную грамоту.

Основным международным документом, определяющим понятие, статус и порядок принятия и ратификации международных договоров, является Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года. Согласно этой конвенции каждое государство самостоятельно устанавливает процедуру и форму ратификации международного договора. Статья 19 Венской конвенции содержит право каждого государства на оговорку при подписании, ратификации, принятии и утверждении договора.

Право на оговорку исходит из признания суверенного права каждого договаривающегося государства делать одностороннее заявление в любой формулировке и под особым наименованием, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие отдельных положений договора в их применении к данному государству (ст. 19). Оговорка не изменяет положений договора для других участников в их отношениях между собой (ст. 21).

Каждая страна, ратифицирующая международный договор, обязана г соответствовать принципу его соблюдения, закрепленному в Уставе ООН, согласно которому:

— налагается запрет на одностороннее произвольное изменение и прекращение международных договоров;

— существует обязательство выполнения международного договора несмотря на смену формы правления в государстве, территориальные изменения;

— налагается запрет на заключение государствами договоров, противоречащих обязательствам по ранее заключенным договорам;

— исполнение договора не зависит от состояния отношений между

отдельными странами и изменений в международной обстановке.

Для обеспечения международного правопорядка важное значение имеет международная ответственность.

Согласно международному праву, под международной ответственностью государств понимается совокупность юридических последствий, наступающих для субъектов международных правоотношений в результате совершения международного правонарушения, а также обязательств по компенсации причиненного вреда.

В соответствии с действующим международным правом все международные правонарушения подразделяются на преступления и деликты. Всякое международно-правовое деяние, которое не является международным преступлением, признается международным деликтом. Международное право предусматривает два вида ответственности государства: материальная и нематериальная (политическая).

 

РАЗДЕЛ 14. Защита информации и государственной тайны (2 часа).

Лекция №17. Законодательные нормативно – правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Правовые основы защиты государственной тайны.

Самостоятельное изучение. Сведения, составляющие государственную тайну и распоряжение этими сведениями в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993г. №5485-1 «О государственной тайне».

Тема: Защита информации и государственная тайна.

Вопросы:

1. Законодательные нормативно – правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

2. Правовые основы защиты государственной тайны.

3. Сведения, составляющие государственную тайну и распоряжение этими сведениями в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993г. №5485-1 «О государственной тайне».

1. Законодательные нормативно – правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Зайцева И.Л., адвокат, заведующая Филиалом N 1 Московской коллегии адвокатов "РОСПО", соискатель ВНИИ МВД РФ.

 

В юридической литературе при исследовании проблем источников информационного права к таким источникам часто относятся преимущественно нормативные правовые акты, причем в основном об информации, информатизации, информационных ресурсах, информационной безопасности и иных специальных вопросах информационной сферы <*>. Однако следовало бы отметить, что наряду с нормативными правовыми актами в информационной сфере существуют также нормативно-правовые договоры, которые практически не рассматриваются в научной литературе.

нормативно-правовой договор как источник права представляет собой договор, содержащий правовые нормы общего характера. Недостаточно разработанными остаются только вопросы круга и состава сторон, а также основных признаков данного договора.

 

ФЗ РФ «ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ», принят Гос. Думой 13 дек. 2001 г., одобрен СоветомФедерации 26 декабря 2001 года

 

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона

 

1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско - правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи.

 

Информация:

 

"...1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;..."

 

Извлечение из документа:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2006 N 149-ФЗ
"ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 08.07.2006)

 

Информация, составляющая коммерческую тайну:

 

"...2) информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;..."

 

Извлечение из документа:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.07.2004 N 98-ФЗ
(ред. от 02.02.2006)
"О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ"
(принят ГД ФС РФ 09.07.2004)

 

Информация о смежном праве:

 

"...В отношении любой информации, которая идентифицирует объект смежных прав или правообладателя, либо информации об условиях использования этого объекта, которая содержится на соответствующем материальном носителе, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением этого объекта до всеобщего сведения, а также любых цифр и кодов, в которых содержится такая информация (информация о смежном праве), соответственно применяются положения статей 1300 и 1311 настоящего Кодекса..."

 

Извлечение из документа:

 

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.11.2006)

 

Информация об авторском праве:

 

"...1. Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

2. В отношении произведений не допускается:

1) удаление или изменение без разрешения автора или иного правообладателя информации об авторском праве;

2) воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве..."

 

Извлечение из документа:

 

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.11.2006)

 

Информационные технологии:

 

"...2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;..."

 

Извлечение из документа:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2006 N 149-ФЗ
"ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 08.07.2006)

Информационно-телекоммуникационная сеть:

 

"...4) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;..."

 

Извлечение из документа:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2006 N 149-ФЗ
"ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 08.07.2006)

 

Доступ к информации:

 

"...6) доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;..."

 

Извлечение из документа:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2006 N 149-ФЗ
"ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 08.07.2006)

 

Инсайдерская информация:

 

"...4.2.1. Инсайдерской является существенная информация о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, которая не является общедоступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества..."

 

Извлечение из документа:

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ ФКЦБ РФ от 04.04.2002 N 421/р
"О РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ КОДЕКСА КОРПОРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ"
(вместе с "КОДЕКСОМ КОРПОРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ" от 05.04.2002)

 

Достоверность передачи информации:

 

"..."достоверность передачи информации" - взаимнооднозначное соответствие пакетов информации, переданных пользовательским (оконечным) оборудованием, являющимся одной стороной установленного соединения по сети передачи данных, и принятых пользовательским (оконечным) оборудованием, являющимся другой стороной данного соединения;..."

 

Извлечение из документа:

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.01.2006 N 32
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ СВЯЗИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ДАННЫХ"

Информационная система:

 

"...3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;..."

 

Извлечение из документа:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2006 N 149-ФЗ
"ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 08.07.2006)

 

Единая информационная система по техническому регулированию:

 

"...6. Единая информационная система по техническому регулированию является информационной системой общего пользования и включает в себя массивы документов в виде официальных публикаций и в электронно-цифровой форме, справочно-поисковый аппарат и соответствующие информационные технологии. В нее также входит справочная служба, обеспечивающая выполнение положений Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации, касающихся информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия..."

 

Извлечение из документа:

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.2003 N 500
(ред. от 02.08.2005)
"О ФЕДЕРАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ФОНДЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ И СТАНДАРТОВ И ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ"

 

Документированная информация:

 

"...11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;..."

 

Извлечение из документа:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2006 N 149-ФЗ
"ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 08.07.2006)

 

Информационное оборудование:

 

"...Информационное оборудование предназначено для преобразования и хранения информации. К информационному оборудованию отнесено оборудование систем связи, средства измерения и управления, средства вычислительной техники и оргтехники, средства визуального и акустического отображения информации, средства хранения информации, театрально - сценическое оборудование..."

 

Извлечение из документа:

"ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ОСНОВНЫХ ФОНДОВ" ОК 013-94
(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359)
(дата введения 01.01.1996)
(ред. от 14.04.1998)

 

Дактилоскопическая информация:

 

"...дактилоскопическая информация - информация об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека и о его личности;..."

 

Извлечение из документа:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.1998 N 128-ФЗ
(ред. от 18.07.2006)
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 03.07.1998)

Информационный массив:

 

"...информационный массив - систематизированная совокупность дактилоскопической информации, содержащейся на материальных носителях..."

 

Извлечение из документа:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.1998 N 128-ФЗ
(ред. от 18.07.2006)
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 03.07.1998)

 

Информационная система общего пользования:

 

"...информационная система общего пользования - информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано;..."

 

Извлечение из документа:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 N 1-ФЗ
"ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ"
(принят ГД ФС РФ 13.12.2001)

 

 

Информация в области уничтожения химического оружия:

 

"...информация в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия - сведения о состоянии здоровья граждан и объектов окружающей среды в районах размещения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, мероприятиях по обеспечению химической, санитарно-гигиенической, экологической и пожарной безопасности при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также о мерах по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий при выполнении указанных работ, предоставляемые по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений..."

 

Извлечение из документа:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.05.1997 N 76-ФЗ
(ред. от 18.12.2006)
"ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ"
(принят ГД ФС РФ 25.04.1997)

 

Защита информации:

 

"...Защита информации - все средства и функции, обеспечивающие доступность, конфиденциальность или целостность информации или связи, исключая средства и функции, предохраняющие от неисправностей. Она включает в себя криптографию, криптоанализ, защиту от собственного излучения и защиту компьютера (категория 5)..."

 

Извлечение из документа:

 

ПРИКАЗ ГТК РФ от 26.07.2004 N 796
(ред. от 11.08.2006)
"О КОНТРОЛЕ ЗА ЭКСПОРТОМ ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ СОЗДАНИИ ВООРУЖЕНИЙ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ"

 

Информация о состоянии окружающей среды:

 

"...информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении - сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей среды, ее загрязнения;..."

 

Извлечение из документа:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.07.1998 N 113-ФЗ
(ред. от 02.02.2006)
"О ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ"
(принят ГД ФС РФ 03.07.1998)

 

Ключ кода аутентификации электронной информационной системы ЦБ РФ:

 

"...Ключ (идентификатор) кода аутентификации ЭС - уникальные данные, используемые участником обмена при создании и проверке кода аутентификации..."

 

Извлечение из документа:

 

"ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ БАНКА РОССИИ"
(утв. ЦБ РФ 04.08.2005 N 274-П)

 

 

Знак отличия ФСТЭК России "За заслуги в защите информации":

 

"...1. Знаком отличия ФСТЭК России "За заслуги в защите информации" награждаются работники ФСТЭК России, иные граждане Российской Федерации, внесшие особый вклад в обеспечение защиты информации.

2. Знаком отличия ФСТЭК России "За заслуги в защите информации" награждаются иностранные граждане за содействие в решении задач, возложенных на ФСТЭК России.

3. Повторное награждение знаком отличия "За заслуги в защите информации" не производится.

4. Знак отличия "За заслуги в защите информации" носится награжденным на правой стороне груди и располагается ниже государственных наград Российской Федерации после нагрудного знака "Почетный сотрудник ФСТЭК России"..."

 

Извлечение из документа:

 

ПРИКАЗ ФСТЭК РФ от 14.10.2005 N 398
(ред. от 09.09.2006)
"ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ НАГРАД ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ЗВАНИИ "ПОЧЕТНЫЙ СОТРУДНИК ФСТЭК РОССИИ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ЗНАКЕ ОТЛИЧИЯ ФСТЭК РОССИИ "ЗА ЗАСЛУГИ В ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О МЕДАЛИ ФСТЭК РОССИИ "ЗА УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ")
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.11.2005 N 7145)

 

 

Информационные процессы в ГАС "Выборы":

 

"...4) информационные процессы в ГАС "Выборы" - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации с использованием комплексов средств автоматизации ГАС "Выборы";..."

 

Извлечение из документа:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2003 N 20-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВЫБОРЫ"
(принят ГД ФС РФ 20.12.2002)

 

Информационные ресурсы ГАС "Выборы":

 

"...5) информационные ресурсы ГАС "Выборы" - отдельные документы, отдельные массивы документов, документы и массивы документов, формируемые, хранимые и используемые в ГАС "Выборы";..."

 

Извлечение из документа:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2003 N 20-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ВЫБОРЫ"
(принят ГД ФС РФ 20.12.2002)

 

Информация по результатам аудита:

 

"...2. Информация представляет собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые, по мнению аудитора, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и раскрытием информации в ней. Информация включает только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита. Аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом..."

 

Извлечение из документа:

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.09.2002 N 696
(ред. от 25.08.2006)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

 

 

2. Правовые основы защиты государственной тайны и сведения, составляющие государственную тайну и распоряжение этими сведениями в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993г. №5485-1 «О государственной тайне».

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

 

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей (далее - органы государственной власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

(абзац введен Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

 

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

 

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

 

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

 

1. Палаты Федерального Собрания:

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

абзац исключен. - Федеральный закон от 06.10.1997 N 131-ФЗ;

определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

абзац исключен. - Федеральный закон от 06.10.1997 N 131-ФЗ.

2. Президент Российской Федерации:

утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

3. Правительство Российской Федерации:

организует исполнение Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам;

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

(абзац введен Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

5. Органы судебной власти:

рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

 

Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

 

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

 

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 153-ФЗ)

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

 

 

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание - введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

 

Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну

 

На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:

о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;

об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;

о регистрационном номере;

о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.

Органы защиты государственной тайны

 

К органам защиты государственной тайны относятся:

межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ.

Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

 

 

Статья 21 не может применяться в качестве основания для отстранения адвоката, являющегося представителем истца, от участия в рассмотрении дела судом общей юрисдикции в процедуре гражданского судопроизводства в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне (определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 314-О).

 

Статья 21 не может применяться судами, другими органами и должностными лицами в качестве основания для отстранения представителя ответчика от участия в рассмотрении дела арбитражным судом в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне (Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 293-О).

 

О рассмотрении жалобы о проверке конституционности статьи 21 см. определение Конституционного Суда РФ от 11.03.1999 N 10-О.

 

Статья 21 по ее буквальному смыслу признана соответствующей Конституции Российской Федерации. Распространение положений статьи 21 на адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, и отстранение их от участия в деле в связи с отсутствием допуска к государственной тайне не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 48 и 123 (часть 3) (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П).

 

Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.

 

 

Статья 21.1 не может применяться в качестве основания для отстранения адвоката, являющегося представителем истца, от участия в рассмотрении дела судом общей юрисдикции в процедуре гражданского судопроизводства в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне (определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 314-О).

 

Статья 21.1. Особый порядок допуска к государственной тайне

 

(введена Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

 

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

 

Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне

 

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

 

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

 

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано

 

Средства на финансирование государственных программ в области защиты государственной тайны предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации отдельной строкой.

Статья 30. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны

 

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

 

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

 

Статья 31. Межведомственный и ведомственный контроль

 

Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы, на которые эта функция возложена законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 N 131-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Органы государственной власти, наделенные в соответствии с настоящим Законом полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных их органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации организуется их руководителями.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов.

 

Статья 32. Прокурорский надзор

 

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Доступы лиц, осуществляющих прокурорский надзор, к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в соответствии со статьей 25 настоящего Закона.