Понятие и признаки государства.

РАЗДЕЛ 4. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность

Лекция №4. Понятие и виды правомерного поведения. Понятие, признаки и виды правонарушений. Юридический состав правонарушения. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

Самостоятельное изучение. Цель, функции и принципы юридической ответственности. Юридическая ответственность и другие виды государственного принуждения .

РАЗДЕЛ 5. Международное право как особая система права (2 часа).

Лекция №5. Понятие МП. Основные функции и принципы МП. Нормы и источники МП. Субъекты МП. Правопреемство в МП.

Самостоятельное изучение. Международно-правовая ответственность. Соотношение МП и внутригосударственного права.

РАЗДЕЛ 6. Конституционное право (4 часа).

Лекция №6. Конституция РФ – основной закон государства. Основы конституционного строя России. Конституционно-правовой статус граждан России. Особенности федеративного устройства РФ. Система органов государственной власти в РФ. Судебная система РФ. Правоохранительные органы.

Самостоятельное изучение. Избирательное право и избирательные системы. Местное самоуправление.

РАЗДЕЛ 7. Гражданское право (6 часов).

Лекция №7,8,9. Гражданское право как отрасль права. Гражданское правоотношение: понятие, элементы, виды. Субъекты гражданских правоотношений(физические и юридические лица). Правосубъектность. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение.

Самостоятельное изучение. Гражданско-правовой договор: понятие, условия, порядок заключения, изменение и расторжение договора.

РАЗДЕЛ 8. Наследственное право (2 часа).

Лекция №10. Понятие и принципы наследования. Субъекты и объекты наследственного преемства. Принятие и отказ от наследства. Наследственная трансмиссия. Открытие наследства. Время, место открытия наследства.

Самостоятельное изучение. Наследование по закону. Наследование по праву представления. Наследование по завещанию. Свобода завещания. Право на обязательную долю в наследстве.

РАЗДЕЛ 9. Административное правонарушение и административная ответственность (2 часа).

Лекция №11. Административное правонарушение. Административная ответственность.

Самостоятельное изучение. Административное наказание: понятие, цели, виды, назначение.

РАЗДЕЛ 10. Брачно – семейные отношения (2 часа).

Лекция №12. Понятие брака и семьи. Порядок и условия заключения брака. Прекращение брака. Личные и имущественные права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Самостоятельное изучение. Брачный договор.

РАЗДЕЛ 11. Уголовное право (2 часа).

Лекция №13. Понятие и категории преступлений. Вина в уголовном праве. Соучастие в преступлении. Наказание: понятие, цели, виды. Назначение наказания. Освобождение от уголовной ответственности. Освобождение от наказания.

Самостоятельное изучение. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Амнистия, помилование, судимость.

РАЗДЕЛ 12. Трудовое право (4 часа).

Лекция №14. Понятие трудового договора. Трудовая дисциплина и ответственность за её нарушение.

Лекция №15.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Самостоятельное изучение. Рабочее время и время отдыха.

РАЗДЕЛ 13. Экологическое право (2 часа).

Лекция №16. Экологические правоотношения. Эколого-правовой статус человека. Право собственности на природные ресурсы. Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Самостоятельное изучение. Правовые основы экологического нормирования. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

РАЗДЕЛ 14. Защита информации и государственной тайны (2 часа).

Лекция №17. Законодательные нормативно – правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Правовые основы защиты государственной тайны.

Самостоятельное изучение. Сведения, составляющие государственную тайну и распоряжение этими сведениями в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993г. №5485-1 «О государственной тайне».

Рекомендуемая литература:

а) Основная литература:

1. Правоведение: учебник / А.В. Малько (и др.); под ред. А.В. Малько. – 3-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2007. – 400 с.

б) Дополнительная литература:

Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 4-е изд., изм. и доп. – М. НОРМА, 2008. – 616 с.

 

Новицкий И.Б. Римское право. – Изд.8-е, стереотипное. – М., 2008 – 245 с.

 

Лекция №1. Государство и право. Их роль в жизни общества (2 часа).

Доп. лит. к лекции:

Фридрих Энгельс. «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Вопросы:

1.Первобытно – общинный строй и родоплеменная организация общества: власть и социальные нормы догосударственного периода.

2. Понятие и признаки государства.

3. Возникновение права.

4. Понятие и признаки права.

5. Правовое государство.

Самостоятельное изучение. Теории происхождения государства. Соотношение государства и права.

1.Первобытно – общинный строй и родоплеменная организация общества: власть и социальные нормы догосударственного периода.

Учитывая тот факт, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном строе.

Независимо от того, как современные ученые относятся к членению исторического процесса, ни у кого в общем-то нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй, охватывающий весь огромный период времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени — более миллиона лет — этапом истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник порядка 1,5—1 миллиона лет назад, другие относят его появление к более позднему времени. Верхняя же грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5—6 тысяч лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые государства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э., в Америке — 1 тысячелетии н. э., в других частях земного шара — еще позднее.

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определённая система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении, ибо каждый отдельный член его имел собственные интересы. Данные интересы без их согласования способны «разорвать» общество, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личный интерес) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

— наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, бедных и богатых. Экономически все были равны;

— экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода — и мужчины, и женщины — имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Социальная власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами:

1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), то есть объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союз племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться — «первобытнообщинный строй», а его социальная организация — родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (то есть субъект и объект власти совпадали);

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, вече), так и его представители (старейшины, советы старейшин, военноначальники, вожди, жрецы и т. п.), которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Их называли «мононормами», ибо они по большому счету выражали главный интерес того общества — выжить. Этот интерес собирал силы в обществе для того, чтобы протовостоять стихии, различным опасностям.

Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т. п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

Признаки социальных норм, существовавших в догосударственный период:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных — технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т. п.;

2) отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (то есть исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу) как самый простой и элементарный прием воздействия, отсутствие собственно прав и обязанностей;

6) были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересы всех членов рода и племени.

В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия «государство». Его определяют и как «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» (Н. Коркунов); и как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович); и как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» (Л. Тихомиров); и как «союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» (Е. Трубецкой); и как «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти» (И. Ильин) и т. д. и т. п.

Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие содержательные характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету, они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

В принципе это верный подход. Только необходимо помнить, что далеко не любое государство в своей политике далеко не всегда воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев, элит, наций и т.п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства.

Поэтому, по нашему мнению, государство — есть организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство — это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет четкую внутреннюю организацию, специфический механизм взаимодействия структурных элементов.

Государство характеризуется следующими признаками, отличающими его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов и займов (выступая основной доходной частью

бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт — подданство или гражданство);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) находится в устойчивых правовых связях с населением, проживающим на его территории (гражданство);

8) обладает определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т. п.);

9) выступает единственным официальным представителем всего

общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т. п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает:

а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;

в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы» для человека;

11) символы — герб, флаг, гимн (символ — это знак вещественный, графический, звуковой, что-либо обозначающий), которые призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства, и т. д.