Предмет и метод земельного права

Регулирование земельных отношений в Российской Федерации

Предмет и метод земельного права

Основы земельного и экологического права Российской Федерации

Тема № 9

 

 

3. Экологическое право: понятие, источники, сфера применения

 

 

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] офиц. текст с изм. и доп. на 10.11.2006. – Ч. 1, 2, 3. – М.: ГроссМедиа, 2010. – 384с.

2. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2010. – 88 с.

3. Защита прав на землю [Текст]: комментарии, судебная практика, образцы исковых заявлений/ под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2009. – 126 с.

4. Кудинов О.А. Правоведение [Текст]: учебное пособие для вузов/ О.А. Кудинов. – М.: Экзамен, 2010. – 190, [2]с.

5. Правоведение [Текст]: учебник/ под ред. В.И. Гуреева. – М.: Высшая школа, 2010. – 600 с.

 

 

 

Предмет земельного права – земельные отношения, представляющие собой систему имущественных, управленческих, хозяйственно-экономических отношений.

Таким образом, в регулировании земельных отношений участвуют нормы различных отраслей права: гражданского, административного, водного, лесного, экологического и т. д.

Учитывая подобную специфику земельного права при характеристике метода земельного права, можно выделить:

природоресурсный метод – учет земли как природного объекта и ресурса, который нуждается в особом использовании, охране и воспроизводстве в сфере земельных отношений и отношений в обществе в целом,

гражданско-правовой метод – основан на равенстве взаимодействующих сторон и использовании норм гражданского, хозяйственного права в регулировании земельных отношений,

административно-правовой метод – основан на неравном положении участников земельных отношений, которое проистекает из отношений власти-подчинения.

 

2. Регулирование земельных отношений в Российской Федерации

 

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ст. 5 Кодекса). При этом указанные субъекты права также являются участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством (п. 1 ст. 2, ст. 124, 125 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Кодекса). Таким образом, вещные и иные права на земельные участки в России могут принадлежать гражданам, юридическим лицам, государству (Федерации и её субъектам), а также муниципальным образованиям. Это соответствует конституционному принципу, согласно которому земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Граждане, являющиеся субъектами прав на земельные участки, должны обладать правоспособностью и дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством.

Правоспособность гражданина – это его способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность).

Дееспособность гражданина – это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) (ст. 21 ГК РФ).

Согласно ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать сделки с земельными участками с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя. в соответствии со ст. 28 ГК РФ сделки с земельными участками за малолетних (детей, не достигших возраста 14 лет) могут совершать от их имени их родители, усыновители или опекуны. Сделку с земельным участком, принадлежащим гражданину, признанному судом недееспособным, вправе совершить опекун такого гражданина (ст. 29 ГК РФ). Если гражданин ограничен судом в дееспособности, то он вправе совершить сделку с принадлежащим ему земельным участком лишь с согласия попечителя (ст. 30 ГК РФ).

Дееспособные граждане самостоятельно реализуют свою правоспособность. Они вправе приобретать и использовать земельные участки для строительства и целей, непосредственно не связанных со строительством, распоряжаться с земельными участками в соответствии с законодательством.

Содержание понятия «граждане», которым оперирует Кодекс, охватывает не только граждан Российской Федерации, но также иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранные граждане и лица без гражданства, согласно ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Здесь речь идет прежде всего о случаях ограничений ряда избирательных и трудовых прав, запретах на нахождение на государственной и муниципальной службе, на военной службе по призыву и т. д. Ограничения в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в области земельных и связанных с ними гражданско-правовых отношений установлены, например, в п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, п. 5 ст. 28, п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35, п. 9ст. 36 Кодекса.

Юридические лица, являющиеся участниками земельных отношений, которым могут принадлежать права на земельные участки, также могут быть как российскими, так и иностранными. Российские юридические лица могут действовать в форме коммерческих или некоммерческих организаций любых видов, создание которых возможно в соответствии с главой 4 ГК РФ. Иностранные юридические лица – субъекты прав на землю – должны быть созданы по правилам законодательства соответствующих иностранных государств. Для отдельных видов юридических лиц федеральными законами установлены ограничения в приобретении некоторых прав на земельные участки.

Субъекты прав на земельные участки обладают определенным объемом субъективных гражданских прав, подлежащих юридической защите. В свою очередь, объем указанных субъективных прав в каждом случае определяется видом вещного или иного права на земельный участок, принадлежащего соответствующему субъекту.

Среди вещных и иных прав на земельные участки Кодекс называет:

· право собственности (ст. 15 - 19),

· право постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20),

· право пожизненного наследуемого владения (ст. 21),

· арендные права (ст. 22),

· право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст. 23),

· право безвозмездного срочного пользования (ст. 24).

В зависимости от видов прав, носителями которых могут выступать перечисленные участники земельных отношений (субъекты прав на земельные участки), в п. 3 ст. 5 Кодекса в нормах-дефинициях установлены следующие понятия и определения:

· собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков

· землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования,

· землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения,

· арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды,

· обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Таким образом, важнейшим видом прав на землю является право собственности, как граждан и юридических лиц (ст. 15 ЗК РФ), так и государства (ст. 16 ЗК РФ).

Земельный кодекс устанавливает, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В соответствии с положениями ст. 8 ГК РФ право собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает:

• из договоров и иных сделок,

• из актов государственных органов и органов местного самоуправления,

• из судебного решения,

• в результате приобретения имущества,

• вследствие причинения вреда другому лицу,

• вследствие неосновательного обогащения,

• вследствие иных действий граждан и юридических лиц, а также событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

ЗК РФ отдельной статьей выделяет государственную собственность - это земли, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Государственная собственность подразделяется на:

• федеральную собственность (собственность РФ);

• собственность субъектов РФ;

• муниципальную собственность (собственность муниципальных образований).

ЗК РФ рассматривает такой вид права на землю, который с введением в действие Кодекса в 2001 г. не предоставляется гражданам. Это постоянное (бессрочное) пользование. ЗК РФ определяет круг субъектов, которым может предоставляться это право:

• государственные и муниципальные учреждения;

• федеральные казенные предприятия;

• органы государственной власти;

• органы местного самоуправления.

Несмотря на это, право постоянного (бессрочного) пользования не предоставляется гражданам. Однако, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Кодекса сохраняется.

Право каждого лица защищаться не запрещенными законом способами, право на судебную защиту гарантированы ст. 46 Конституции РФ.

Защита земельных прав и законных интересов субъектов земельных отношений представляет собой систему правовых норм, предусматривающих легальные основания и порядок возникновения земельных прав указанных субъектов, способы их защиты (материально-правовые нормы ГК РФ, Кодекса, других федеральных законов и подзаконных правовых актов), а также процессуальные процедуры обеспечения и восстановления нарушенных земельных прав и законных интересов лиц, на законном основании обладающих вещными или иными правами на земельные участки.

Пункт 1 ст. 59 Кодекса в качестве одного из способов защиты прав на землю называет признание права и устанавливает, что признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

В случаях, когда имеет место спор о праве, признание права осуществляется судом в порядке искового производства по правилам

гл. 12 – 22 ГПК РФ, гл. 13 – 21 АПК РФ. Например, на практике встречаются иски с требованием о признании права собственности на объект недвижимого имущества и одновременно с требованием обязать регистрирующий орган осуществить государственную регистрацию права собственности на этот объект.

Если спор о праве отсутствует, то признание права возможно путем подачи в суд заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение (гл. 28 ГПК РФ, гл. 27 АПК РФ). Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по правилам гл. 33 ГПК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 59 Кодекса судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землёй в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Признание права осуществляется судом общей юрисдикции, арбитражным или третейским судом путем вынесения соответствующего судебно решения.

ФЗ от 21.07.2001 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» требует, чтобы судебное решение, установившее право на землю, в трехдневный срок было направлено в учреждении юстиции по регистрации прав. Регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда (п. 1 ст. 28)

 

 

3. Экологическое право: понятие, источники, сфера применения

 

Экологическое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Острота проблем экологического права связана с тем, что перед человечеством серьезно встали проблемы сохранения нормальной среды обитания людей и объектов природы, которые начали заметно деградировать под воздействием негативной деятельности, включая интенсивное производство, экстенсивную добычу природных ресурсов, испытания оружия массового уничтожения в различных средах. Все это в совокупности с такими катаклизмами, как засуха, наводнения и другие опасные для жизнедеятельности человека и окружающей среды природные явления, заставили человечество задуматься о необходимости принятия действенных мер, в том числе и на международном уровне, по обеспечению устойчивого развития, под которым понимается соблюдение баланса между деятельностью по обеспечению насущных потребностей людей и мероприятиями по охране окружающей среды.

Основу экологического законодательства составляют международно-правовые акты по охране окружающей среды; ст. 42 гл. 2 Конституции РФ, гарантирующая каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями, а также ст. 58, обязывающая каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды»; концепция национальной безопасности РФ, в которой к числу угроз национальной безопасности РФ отнесены ухудшение экологической ситуации в стране и истощение ее природных ресурсов.

Экологическое право регулирует:

· объекты экологических отношений;

· право собственности на природные ресурсы;

· правовые нормы использования природных ресурсов;

· правовую охрану природных объектов;

· организационный механизм охраны окружающей природной среды;

· экономический механизм охраны окружающей природной среды;

· ответственность за экологические правонарушения;

· правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями;

· экологические требования при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов;

· экологические требования при эксплуатации объектов;

· правовую охрану окружающей среды городов и других населенных пунктов;

· правовой режим природно-заповедного фонда;

· правовой режим природы курортных, лечебно-оздоровительных рекреационных зон;

· правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия;

· международно-правовые механизмы охраны окружающей природной среды.