Источники административного права. Понятие и виды

Понятие и основные правовые институты административного права

Основы административного права Российской Федерации

Тема № 5

1. Понятие и основные правовые институты административного права

2. Источники административного права. Понятие и виды

3. Административное право в правовой системе Российской Федерации

4. Административное правонарушение и административная ответственность

5. Виды административного наказания

6. Административное производство

7. Отдельные виды правонарушений в сфере предпринимательской деятельности

 

 

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: офиц. текст с изм. и доп. на 05.10.2006. – М.: ГроссМедиа, 2010. – 526 с.

2. Кудинов О.А. Правоведение [Текст]: учебное пособие для вузов/ О.А. Кудинов. – М.: Экзамен, 2010. – 190, [2]с.

3. Правоведение [Текст]: учебник/ под ред. В.И. Гуреева. – М.: Высшая школа, 2010. – 600 с.

 

Административное право как понятие многогранно и рассматривается в трех проявлениях. Во-первых, как отрасль права в системе национального права, т. е. как система административно-правовых норм, действующих на территории Российской Федерации. Во-вторых, как наука, изучающая административные отношения и формирующая на их основе знания о принципах, нормах и институтах осуществления исполнительной власти. В третьих, как учебная дисциплина, основанная на данных науки и практики.

Административно-правовые нормы так же, как и другие правовые нормы, устанавливаются государством, т. е. уполномоченными на то органами государственной власти, и имеют общеобязательную силу. Их реализация обеспечивается юридической, политической, экономической, организационной, социально-культурной деятельностью и гарантируется принудительной силой государства.

Основным законодательным актом в области административного права является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 24.07.2009 г. № 213 - ФЗ).

В соответствии со ст. 1.2. КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. Таким образом, административное право имеет огромное значение для жизнедеятельности государства и общества в целом.

Главное, что отличает административное право от других отраслей права, - это предмет регулирования. Предметом (объектом) регулирования норм административного права, в основном, являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, организации и деятельности исполнительной власти, экономической, политической, социальной, культурной и иных сферах общественной жизни.

К предмету исследования административного права как науки следует отнести:

1. Правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления.

2. Правовой статус органов государственного управления.

3. Правовое положение негосударственных объединений в сфере управления, а также предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц.

4. Административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих.

5. Правовые формы и методы управления.

6. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

7. Административный процесс и его виды.

8. Системы общего, отраслевого и межотраслевого управления и регулирование управления в указанных системах нормами административного права.

9. Административно-юрисдикционную деятельность.

Давая определение предмета административного права, стоит отметить, что не все управленческие отношения могут быть включены в предмет рассматриваемой отрасли права. Например, к таким можно отнести отношения, складывающиеся в связи с управлением в негосударственных формированиях (в частных предприятиях, общественных объединениях и т. д.) или некоторые отношения с участием органов исполнительной власти. В частности, приобретая имущество, тот или иной орган исполнительной власти фактически совершает имущественную сделку в соответствии с нормами гражданского права. При этом заключение подобных сделок не входит в содержание действий по реализации исполнительной власти.

Таким образом, предметом отрасли административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, регулируемых нормами административного права. Эта группа общественных отношений непосредственно связана с государственно- управленческой деятельностью и поэтому в обобщенном виде называется управленческой.

Государственное управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения целей и решения задач, стоящих перед государством. Управление предполагает наличие субъекта управления (тот, кто управляет, — государственные органы, органы местного самоуправления), объекта управления (тот, кем управляют, — население страны) и существование между ними прямой (дача команд, распоряжений) и обратной (информирование о выполнении команд субъектом управления) связи. Субъект управления наделяется соответствующими полномочиями по осуществлению управления, властью, т.е. обладает способностью подчинять своей воле поведение управляемых. Государственное управление призвано служить интересам личности и общества. Оно осуществляется на основе и во исполнение федеральных законов, законов субъектов Федерации и иных актов представительной власти России.

Систему административного права составляют ряд административно-правовых институтов, среди основных рассматривают: принципы государственного управления, исполнительной деятельности; административно-правовой статус граждан (физических лиц); административно-правовой статус органов исполнительной власти, государственного управления, иных субъектов управления; государственную и муниципальную службы; административно-правовой статус негосударственных объединений; формы и методы государственного управления.

Под методами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функции управления.

Общими методами государственного управления (административными методами) являются метод убеждения и метод принуждения. В зависимости от характера воздействия на объект управления методы классифицируют на прямой и косвенный.

Под государственной службой в широком смысле понимается трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в органах государственной власти (в государственном аппарате).

Лица, замещающие в установленном порядке ту или иную должность в государственном органе, на определенном предприятии, в учреждении и иной государственной организации, именуются государственными служащими.

Под должностью понимается комплекс обязанностей и прав, также ответственность, определяющие содержание деятельности служащего, его место и роль в системе государственных структур. Лицо, занимающее должность за вознаграждение, осуществляет различные должностные функции: управленческие (руководство органа и т.п.), правоохранительные (сотрудник милиции и т.д.), социально-культурные (учитель, врач и др.), обслуживающие функции (делопроизводитель, секретарь и др.) и т.п.

Отличие государственной службы от других видов трудовой деятельности — от производства материальных благ, предпринимательства, создания духовных ценностей и других — состоит в том, что предметом труда служащего является информация. Служащие воздействуют на поведение людей. Непосредственно материальных ценностей они, как правило, не создают, но обеспечивают надлежащие условия для их производства. Федеральный закон «Об основах государственной службы» подразделяет государственные должности на три категории:

· категория «А»: должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ (Президент РФ, Председатель Правительства, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, судьи, министры и др.);

· категория «Б»: должности, учреждаемые в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А»;

· категория «В»: должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Перечень государственных должностей категорий «А», «Б», «В» дается в Реестре государственных должностей в РФ.

Принципы государственной службы:

а) верховенство Конституции;

б) приоритет прав личности;

в) единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

г) разделение властей;

д) равный доступ к государственной службе;

е) обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами;

ж) единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

з) профессионализм и компетентность;

и гласность;

к) ответственность государственных служащих за принимаемые решения;

л) внепартийность государственной службы;

м) стабильность кадров государственных служащих.

Принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в РФ определяются Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в РФ».

 

Изучение и развитие любой отрасли права непосредственно приводит нас к такому понятию, как источники права.

Под источником административного права в юридическом смысле понимаются формы выражения административно-правовых норм и правил, т. е. те акты, в которых они содержатся. Многообразные административно-правовые отношения требуют их нормативного регулирования. Именно этим обусловлено большое количество источников административного права.

Виды источников административного права: