Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Правом хозяйственного ведения наделяются государственные и муниципальные предприятия. Осуществляя такое право, предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом, совершает в отношении его любые действия, не противоречащие закону. Однако за собственником предприятия сохраняются контрольные функции: он вправе решать вопросы определения целей его деятельности, реорганизации ликвидации, а также следить за эффективностью использования и сохранностью вверенного имущества.

Соответственно, предприятия самостоятельно распоряжаются техникой, оборудованием, выпускаемой продукцией, кроме отдельных случаев, когда они обязаны осуществлять поставки продукции для государственных нужд.

Распоряжаться недвижимым имуществом (продавать его, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ или обществ или иным способом распоряжаться этим имуществом) они не могут без согласия собственника. Таким образом, право хозяйственного ведения ограничивает правомочия предприятия по распоряжению недвижимым имуществом.

На правах оперативного управленияимущество закрепляется за казенными предприятиями и учреждениями. Право оперативного управления по своему содержанию значительно уже, чем право хозяйственного ведения, и предполагает более жесткий контроль государства за использованием государственного имущества.

Имущество, закрепленное за казенными предприятиями (здания, сооружения, оборудование и др.), является государственной собственностью.

Казенные предприятия обязаны использовать имущество и выделенные средства исключительно по целевому назначению и отчитываться перед уполномоченным органом об их целевом использовании. Собственником определяется и порядок распределения доходов казенного предприятия.

Казенные предприятия наделены только правомочиями по владению и пользованию имуществом; права по распоряжению имуществом очень ограничены. Распоряжение имуществом возможно лишь с согласия собственника. Самостоятельно они могут только реализовывать произведенную продукцию, если иное не установлено законодательством (ст. 297 ГК). Если на продукцию казенного предприятия поступил государственный заказ, оно лишается возможности распоряжаться ею самостоятельно.

Учреждения, которые, как известно, финансируются собственником полностью или частично, вообще не вправе без согласия собственника распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Они могут распоряжаться лишь доходами, полученными от предпринимательской деятельности, которые учитываются на отдельном балансе.

Для казенных предприятий и учреждений использование закрепленного за ними имущества является не только их правом, но и обязанностью. Собственнику предоставлено право изымать излишнее неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распоряжаться им но своему усмотрению.

Собственник также вправе получать часть прибыли от использования имущества, которое он передал предприятию.

Таким образом,правом оперативного управления наделяются государственные предприятия. Реализуя это право, они владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Однако собственник вправе изъять имущество у предприятия либо перераспределить его между другими созданными им юридическими лицами.