Конституция - Основной закон государства и общества. Этапы конституционного развития России

Основы конституционного права Российской Федерации

 

 

1. Конституция – Основной закон государства и общества. Этапы конституционного развития России

2. Понятие конституционного строя

3. Народовластие в Российской федерации

4. Федеративное устройство Российской Федерации

5. Верховенство права в Российской Федерации

6. Разделение властей в Российской Федерации

7. Суверенитет Российской Федерации

8. Принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина в Российской Федерации

9. Конституционные основы социально-экономической системы Российской Федерации

 

 

Литература:

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: официальный текст с изменениями от 9 января 1996 г., 10 февраля 1996 г. и 9 июня 2009 г. – М.: ЮНВЕС, 2006. – 48 с.

2. Габричидзе Б.Н. Конституционное право России [Текст]: учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2009. – 1124с.

3. Кудинов О.А. Правоведение [Текст]: учебное пособие для вузов/ О.А. Кудинов. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 190, [2]с.

4. Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Правоведение [Текст]. – СПб.: Питер, 2009. – 272 с.

 

 

Само понятие конституция в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Появление конституции как основного закона государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии, однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в традиционном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права и свободы граждан. Современная Великобритания - страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период ХШ-ХХ вв. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) является конституция США, принятая в 1787 г. и действующая до сих пор. В Европе первыми писаными конституциями были конституции Польши и Франции 1791 г.

Как основной закон государства и общества конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его национально-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.

Текущее законодательство развивает положения конституции. В ряде случаев конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства конституция - центр всего правового пространства. Она способствует согласованности всего правового развития и систематизации права.

Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство конституции как основного закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

Конституция как основной закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя.

Стабильность конституции как основного закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

Согласно ст. 135 Конституции РФ положения гл. 1 (Основы конституционного строя), гл. 2 (Права и свободы человека и гражданина) и гл. 9 (Конституционные поправки и пересмотр Конституции) не могут быть пересмотрены парламентом России — Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции и оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть принят Конституционным Собранием двумя третямиголосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовали более половины избирателей от более чем 50 % всех принявших участие в голосовании.

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение не менее трех четвертей голосовот общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Российской Федерации (в Российской Федерации всего 89 субъектов Федерации).

Имела ли дореволюционная Россия конституцию? Была ли она конституционной монархией? Вопросы эти в свое время были предметом острых дискуссий. Многие дореволюционные государствоведы полагали, что Россия после издания Манифеста 17 октября 1905 г., учреждения и начала работы в 1906 г. Государственной Думы (с законодательными полномочиями) вступила на путь конституционного развития, превратилась в конституционное государство. Юридическим актом, имевшим значение конституции, эти ученые называли основные государственные законы Российской империи 1906 г., которые закрепляли произошедшие в 1905-1906 гг. изменения в государственном строе России.

Была и другая группа ученых-юристов, которые не разделяли эти взгляды, считая, что Россия не превратилась после событий 1905-1906 гг. в конституционное государство, что принцип самодержавия как основы государственного строя России сохранился и после издания основных государственных законов 1906 г. По мнению некоторых современных исследователей, ряд государственных актов 1905-1906 гг. содержал нормы конституционного характера. Положения Манифеста 17 октября 1905 г. послужили базой для принятия 23 апреля 1906 г. новой редакции основных государственных законов, которые фактически стали первой российской конституцией. Несомненно, что и Манифест 17 октября 1905 г., и основные государственные законы 1906 г. были важной вехой на пути России к конституционному правовому государству. События 1917 г. изменили, однако, характер и направленность процессов, происходящих в государственном строе России.

Первая конституция РСФСР была принята в 1918 г. После 1918 г. в РСФСР конституции принимались: в 1925, 1937 и 1978 годах. Конституция РСФСР 1978 г. с многочисленными дополнениями и изменениями, которые в нее вносились с 1989 г. и существенно изменили ее первоначальную редакцию, действовала до принятия нового Основного закона Российской Федерации 1993 г.

Всем конституциям РСФСР были присущи общие черты, признаки. Это, прежде всего их откровенно классовый характер. Так, конституция РСФСР 1918 г. основной задачей переходного периода называла установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в целях полного подавления буржуазии, уничтожение эксплуатации человека человеком и водворение социализма.

Конституция РСФСР 1978 г. подтвердила преемственность идей и принципов конституций РСФСР 1918 г. и 1937 г. В ее преамбуле указывалось на основополагающее для жизни страны значение идей научного коммунизма. Закрепляла конституция РСФСР 1978 г. и руководящую роль КПСС в обществе и государстве. В качестве основы экономической системы РСФСР она утверждала государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность, закрепляла плановое ведение хозяйства, основанное на жесткой централизации.

В основу организации государственной власти советская конституция России формально закладывала принцип верховенства советов. В действительности же советы подменялись партийными органами, которые фактически были всевластны.

Основной закон РСФСР провозглашал и закреплял политические, социально-экономические и личные права граждан. Однако отсутствовал конституционный механизм и гарантии, которые могли бы обеспечивать их реализацию (прежде всего политических, личных прав и свобод). Конституционные права и свободы граждан, как известно, грубо попирались, например, в период массовых репрессий и преступлений 30-х годов. Конституционное законодательство не могло обеспечить независимость судов — одного из необходимых устоев действительно правового государства.

Вопрос о новой Конституции Российской Федерации был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта новой Конституции. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов Российской Федерации, но он носил идеологизированный характер.

Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции Российской Федерации, для завершения подготовки которого Президент РФ созвал летом 1993 г. Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом новой Конституции РФ, который в конце года был вынесен на всенародное, голосование. Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации состоялось 12 декабря 1993 г. в соответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденным Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. Согласно этому положению, для принятия нового Основного закона РФ требовалось, чтобы более 50 % избирателей, принявших участие в голосовании, проголосовало за ее принятие (при условии, что в голосовании приняло участие более половины всех избирателей).

Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования – 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития нашей государственности. Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором:

1) человек, его права и свободы — высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства;

2) носителем суверенитета и единственным источником власти являются многонациональный народ России;

3) социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

4) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

5) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

6) признается и гарантируется местное самоуправление;

7) признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации – составная часть ее правовой системы.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территория Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).