Понятие правоотношения. Участники (субъекты) правоотношений

Право как регулятор общественных отношений

Тема № 2

 

 

1. Понятие правоотношения. Участники (субъекты) правоотношений

2. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений

3. Понятие и виды правонарушений

4. Понятие и основные признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности

5. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Проблемы и пути формирования правового государства в Российской Федерации

 

 

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, 2010. – 384с.

2. Кудинов О.А. Правоведение [Текст]: учебное пособие для вузов/ О.А. Кудинов. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 190, [2]с.

3. Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Правоведение [Текст]. – СПб.: Питер, 2009. – 272 с.

4. Правоведение [Текст]: учебник/ под ред. В.И. Гуреева. – М.: Высшая школа, 2010. – 600 с.

 

 

Как известно, люди вступают в разнообразные общественные связи, многие из которых, будучи правоотношениями, регулируются нормами права. Общественные отношения становятся правовыми отношениями в результате реализации норм права, которые содержат общие правила поведения. Можно сказать, что нормы права воплощаются в жизнь именно с помощью правоотношений.

Для правоотношений характерно наличие субъективных прав и обязанностей у его участников (субъектов).

Юридические нормы предоставляют одному участнику отношения право, а на другого участника отношения возлагают обязанность. Поэтому правоотношение можно рассматривать как юридическую связь между лицами, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях. Без взаимных прав и обязанностей нет и самого правоотношения. Например, каждый студент находится в правовых отношениях с ВУЗом, в результате которых он вправе получать тот объем знаний, который, в свою очередь, обязан предоставить ему ВУЗ в соответствии с действующим образовательным стандартом. Также ВУЗ обязан обеспечить обучающемуся условия для приобретения соответствующих знаний, умений, навыков, предусмотренных квалификационными характеристиками по выбранной специальности; предоставить обучающемуся право пользоваться научными и учебными лабораториями, библиотекой, читальными залами, спортивными и культурными сооружениями и т. д. В обязанности ВУЗа также входит выдача обучающемуся диплома государственного образца после успешного завершения полного курса обучения и присвоения квалификации по избранному направлению (специальности). В случае отчисления студента из ВУЗа до завершения им обучения образовательное учреждение обязано выдать обучающемуся соответствующий документ об освоении компонентов образовательной программы.

Помимо вышеуказанных и ряда других обязанностей ВУЗ также вправе, например, расторгнуть договор в одностороннем порядке при отчислении обучающегося за неисполнение договорных обязанностей (систематическая неуспеваемость, несоблюдение требований Устава, Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, за неисполнение условий оплаты, в случае возмездного оказания ВУЗом образовательных услуг) и т. д.

В свою очередь, обучающийся также наделен рядом прав и обязанностей. Так, он обязан, например, посещать занятия согласно учебному расписанию; выполнять и своевременно сдавать установленные учебными планами и рабочими программами дисциплин курсовые работы, зачеты, экзамены, отчеты по практикам и др.; своевременно в письменной форме информировать деканат о причинах отсутствия на занятиях, академической неуспеваемости; производить оплату; возместить ущерб (в случае его нанесения) и т. д. Но в то же время студент может пользоваться спортивными сооружениями, библиотеками, научными и учебными лабораториями и т. д.

Таким образом, права и обязанности участников правовых отношений составляют юридическое содержание правоотношений.

В юридической науке используется понятие структура правоотношений. Структура правоотношений состоит из следующих элементов:

· содержание правоотношения;

· субъекты правоотношения;

· объект правоотношения.

Материальное содержание правоотношения есть поведение его субъектов, их действия и поступки, связанные с реализацией принадлежащих им как сторонам взаимодействия прав и обязанностей. Юридическое содержание такого рода правовых связей – права и обязанности субъектов правоотношений. Объектом правоотношения считаются материальные и нематериальные блага, на которые направлены действия субъектов правоотношения.

Основными участниками правоотношений являются физические лица и организации.

Физические лица– это граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории конкретного государства.

Корганизациямотносятся: государство в целом, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица). Чтобы быть участником правоотношения, необходимо обладать определенными юридическими качествами. Речь идет о правоспособности (т. е. способности обладать правами и нести юридические обязанности (ст. 17 ГК)) и одееспособности. Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК). У юридических лиц, организаций правоспособность и дееспособность возникает с момента их образования.

Правоспособность физических лиц, по общему правилу, возникает с момента рождения; дееспособность - с момента достижения определенного возраста. Дееспособность связана также с психическим состоянием человека: необходимо быть психически здоровым. По законодательству полная дееспособность наступает с 18 лет. Но имеются и исключения из этого общего правила. Например, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности с 16-летнего возраста, а по некоторым видам преступлений — с 14 лет. Или пример другого рода. В отдельных исключительных случаях брачный возраст может быть снижен с 18 до 14 лет. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации решение об этом вправе принять соответствующие органы местной исполнительной власти.