Информационное обеспечение градостроительной деятельности

Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006г. №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».

Согласно Положению о государственном строительном надзоре в Российской Федерации, утвержденному указанным постановлением, государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - заключение о соответствии).

Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Проверке подлежит соблюдение:

а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

б) при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;

в) при капитальном ремонте - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в ч.6 ст.52 и ч.3 ст.53 ГрК РФ, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Программа проверок разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, капитальному ремонту, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:

а) соблюдение требований к выполнению работ, подлежащих проверке;

б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно- технического обеспечения. Порядок проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;

г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией.

При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.

 

Далее рассмотрим статью 55 ГрК РФ «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».

Статья 55 ГрК РФ также является новеллой законодательства. Градостроительный кодекс РФ 1998г. не регулировал вопросы ввода объекта в эксплуатацию, в связи с чем указанный вопрос регулировался многочисленными подзаконными нормативными актами: постановлением Совета министров СССР от 23 января 1981г. №105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов», постановлением Совета министров РСФСР от 8 июня 1981г. №302 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов», Ведомственными строительными нормами ВСН 19-89 «Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог» (утв. Минавтодором РСФСР 14 июля 1989г. №НА-18/266), приказом Минсвязи России от 9 сентября 2002г. №113 «Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи», распоряжением Минтранса России от 1 октября 2002г. №ИС-834-р «О рассмотрении и утверждении актов приемки в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них», СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (утв. постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987г. №84); СНиП 2.04.08-87 «Газоснабжение», СНиП 3.05.02-88 «Газоснабжение», ВСН 123-90 «Инструкция по оформлению приемно-сдаточной документации по электромонтажным работам» (утв. Минмонтажспецстроем СССР 24 декабря 1990г.) и др., а также территориальными строительными нормами, принятыми органами власти некоторых субъектов РФ.

В соответствии с указанными нормативными актами приемка законченных строительством объектов осуществлялась государственными приемочными комиссиями, в состав которых, как правило, входили представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, генерального проектировщика, органов местного самоуправления, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, а также представители ведомств и иных организаций при строительстве соответствующих объектов. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформлялась актами. Акты о приемке в эксплуатацию объектов подписывались председателем и всеми членами комиссии.

Статья 55 ГрК РФ предусматривает качественно иной порядок ввода объекта в эксплуатацию в отличие от порядка, предусматриваемого подзаконными нормативными актами. Прежде всего исключается порядок приемки объектов государственными приемочными комиссиями. Кроме того, предусматривается единый порядок ввода объекта в эксплуатацию независимо от особенностей отдельных видов объектов. В связи с этим указанные подзаконные нормативные акты не подлежат применению.

Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Статья 55 ГрК РФ устанавливает перечень документов, представляемых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Однако в отличие от перечня документов, представляемых для получения разрешения на строительство, данный перечень не носит исчерпывающего характера. В то же время указанный перечень может быть расширен только Правительством РФ в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет. Это направлено на создание нового порядка, исключающего повсеместную инвентаризацию объектов, что является процедурой, для застройщика достаточно затратной и растянутой во времени.

В то же время в статье 55 ГрК РФ не учтен вопрос о необходимости представления документов, предусмотренных иными федеральными законами. Так, например, ст.32 Федерального закона от 21 ноября 1995г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» предусмотрено, что ввод в эксплуатацию ядреных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется при наличии у эксплуатирующей организации разрешения (лицензий), выданных соответствующими органами государственного регулирования безопасности на их эксплуатацию.

В части документов, представляемых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, необходимо отметить следующее.

Наибольшее затруднение среди строителей вызывает акт приемки объекта капитального строительства. Указанный акт - это не акт приемочной комиссии, составляемый при приемке объекта в эксплуатацию по ранее действовавшему порядку. В статье 55 ГрК РФ под актом приемки объекта капитального строительства имеется в виду акт, которым оформляется сдача-приемка объекта, построенного, реконструированного, отремонтированного по договору между заказчиком (застройщиком) и лицом, осуществляющим строительство. Это прежде всего акт, предусмотренный ч.4 ст.753 ГК РФ «Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами».

Градостроительный кодекс РФ не предусматривает каких-либо особых требований к документам, предусмотренным пп.5-7 ч.3 статьи 55 ГрК РФ. В связи с этим такие документы могут составляться произвольно в письменной форме в виде одного документа, подписанного указанными в соответствующих пунктах лицами. Рекомендуемая форма свидетельства о соответствии законченного строительством объекта назначению содержится в СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», одобренных постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004г. №70. Не содержит каких-либо особых требований ГрК РФ и к схеме, отображающей расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка.

Введение ГрК РФ нового порядка ввода объекта в эксплуатацию во многом обусловлено необходимостью четко разделить компетенцию органов власти. Так, органы, выдающие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (преимущественно это органы местного самоуправления), должны проверять его соответствие проектной документации, требованиям разрешения на строительство и градостроительному плану земельного участка; соответствие же построенного, реконструированного, отремонтированного объекта техническим регламентам, его оценка с точки зрения надежности и безопасности - предмет деятельности специально уполномоченных органов (прежде всего органов государственного строительного надзора).

Согласно новому ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается теми же органами, которые выдавали разрешение на строительство. Указанные органы обязаны осуществить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства.

Части 6, 7 и 9 статьи 55 ГрК РФ устанавливают исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. В целях устранения неоднозначного толкования норм ГрК РФ на практике Федеральным законом от 31 декабря 2005г. №210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (п.23 ст.1) внесено уточнение о том, что в случае ввода в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства не допускается отказ в выдаче разрешения на строительство по основанию несоответствия параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта проектной документации, поскольку для такого строительства проектная документация вообще не требуется.

В случае если разрешение на строительство выдавалось до введения в действие ГрК РФ или для выдачи разрешения на строительство в соответствии с п.1 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» был представлен не градостроительный, а кадастровый план, то застройщику не может быть отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании несоответствия объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.

Орган, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в течение семи дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию направляет копию такого разрешения, а также документов, представленных на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположен объект, введенный в эксплуатацию, для размещения их в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (в дело о застроенных или подлежащих застройке земельных участках) (гл.7 ГрК РФ).

Статьей 55 ГрК РФ установлены требования к содержанию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - в нем должны содержаться сведения об объекте в достаточном объеме для постановки построенного объекта на государственный учет или внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта. Это необходимо для того, чтобы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию было достаточно для постановки объекта на государственный учет или внесения изменений в такой учет без проведения каких-либо дополнительных процедур инвентаризации объектов, которая является достаточно затратной и растянутой во времени процедурой для застройщика.

Согласно ч.1 ст.25 Федерального закона от 21 июля 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируетсяна основании документов, подтверждающих факт его создания. Основанием для государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (также им может быть решение суда о признании права собственности на самовольную постройку).

Следует отметить, что вводу в эксплуатацию подлежат объекты построенные, реконструированные, отремонтированные. Не требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если оформление прав осуществляется в отношении объектов незавершенного строительства. Особенности регистрации прав на объекты незавершенного строительства предусмотрены ст.25 Федерального закона от 21 июля 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которая закрепляет необходимость представления в регистрирующий орган правоустанавливающих документов на земельный участок, разрешения на строительство объекта и проектной документации (за исключением случаев индивидуального жилищного строительства).

Исходя из смысла статьи 55 ГрК РФ не требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в случае строительства объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство. В то же время в законодательстве Российской Федерации долгое время оставался нерешенным вопрос: как оформить право собственности на такой объект?

В целях решения этой проблемы Федеральным законом от 31 декабря 2005г. №206-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования градостроительной деятельности» внесены изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Предусмотрено, что для регистрации права собственности на созданный или создаваемый объект недвижимого имущества, если для его строительства, реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство, достаточно документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок, отведенный для создания такого объекта, и документов, содержащих описание такого объекта (в настоящее время - технический паспорт на объект).

Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлена постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005г. №698. Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до установления Правительством РФ формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию она определялась уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Учитывая, что ГрК РФ не предусматривает необходимость утверждения инструкций о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, представляется, что выдавать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию необходимо по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ.

 

 

 

Статья 56 ГрК РФ устанавливает основные положения об информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями ГрК РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Ведение информационных систем регулируется также указами Президента РФ от 31 декабря 1993г. №2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» и от 24 ноября 1995г. №1178 «О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов», постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997г. №1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды». В совокупности с требованиями ст.56 и 57 ГрК РФ, таким образом, имеется нормативно-правовая база обеспечения градостроительной деятельности и смежных с ней областей.

Информационное обеспечение градостроительной деятельности предусматривается также ст.11, 15, 20, 24, 28, 31, 32, 45 и 46 ГрК РФ.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000г.

Предусмотренные ГрК РФ предписания об информационном обеспечении градостроительной деятельности развивают основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, служат правовой базой для их реализации, отражают направленность современного российского законодательства на строительство демократического правового государства, гражданского общества, на открытость и гласность общественных процессов, создание конкурентных и антимонополистических отношений, формирование благоприятных условий жизни граждан. В ГрК РФ 1998г. подобных норм, статей и главы не было, был предусмотрен лишь государственный градостроительный кадастр.

Создание полноценных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности требует немало времени, усилий и средств и базируется на возможностях федеральных, региональных и муниципальных бюджетов и соответствующих органов и организаций.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя:

1) сведения:

а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;

б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;

в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию;

г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений;

д) о документации по планировке территории;

е) об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий;

ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

з) о геодезических и картографических материалах;

2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;

3) иные документы и материалы.

Рядом федеральных законов, регулирующих отдельные сферы общественных отношений, предусматриваются нормы об информационном обеспечении этих сфер деятельности, которые могут и должны быть всесторонне учтены при осуществлении градостроительной деятельности, например:

а) Федеральные законы:

- от 21 декабря 1994г. №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - ст.6 «Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»: информация в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; органы государственной и муниципальной власти, организации предприятий обязаны оперативно и достоверно информировать население через органы массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них;

- от 24 апреля 1995г. №52 «О животном мире» - ст.14 «Государственный учет и государственный кадастр объектов животного мира» и ст.15 «Государственный мониторинг объектов животного мира»: государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления распространения, численности, физического состояния объектов животного мира, структуры, качества и площади среды их обитания, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования;

- от 4 мая 1999г. №96 «Об охране атмосферного воздуха» - ст.23 «Мониторинг атмосферного воздуха» и ст.29 «Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха»: граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него, на участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, на обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества;

- от 21 февраля 1992г. №2395 «О недрах» - ст.27 «Геологическая информация о недрах», ст.28 «Государственный учет и государственная регистрация», ст.30 «Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых», ст.32 «Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых»: информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, об иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, находится в государственной собственности или в собственности пользователя недр;

- от 27 декабря 1991г. №2124 «О средствах массовой информации» - ст.38 «Право на получение информации», ст.39 «Запрос информации», ст.40 «Отказ и отсрочка в предоставлении информации»: граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц;

- от 19 июля 1997г. №109 «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» - ст.17 «Информация о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»: при реализации пестицидов и агрохимикатов продавец (поставщик) обязан обеспечить каждую единицу емкости с пестицидом или агрохимикатом рекомендациями о применении, транспортировке и хранении и тарной этикеткой; при рекламе пестицидов и агрохимикатов не допускается применение понятий «безопасный», «безвредный», «нетоксичный», «экологически безопасный» и других подобных понятий;

- от 9 января 1996г. №3 «О радиационной безопасности населения» - ст.23 «Право граждан и общественных объединений на получение информации»: граждане и общественные объединения вправе получать объективную информацию от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности;

- от 21 октября 1995г. №170 «Об использовании атомной энергии» - ст.13 «Права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан на получение информации в области использования атомной энергии»: организации, в том числе общественные объединения, и граждане вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, организаций в пределах их компетенции информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; граждане вправе бесплатно получать информацию о радиационной обстановке в данном регионе от организаций системы государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации; граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о дозе полученного облучения; граждане Российской Федерации имеют право на посещение в ознакомительных целях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

- от 19 июля 1998г. №113 «О гидрометеорологической службе» - ст.14 «Категории доступа к информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационной продукции», ст.15 «Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении», ст.16 «Порядок предоставления информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении юридическими и физическими лицами», ст.17 «Условия предоставления пользователям (потребителям) информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационной продукции»: информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа; информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров; информация общего назначения доводится до пользователей в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей; специализированная информация предоставляется пользователям на основе договоров;

- от 4 июля 1996г. №85 «Об участии в международном информационном обмене» - ст.7 «Документированная информация, вывоз которой из Российской Федерации ограничен» и ст.8 «Ограничения при осуществлении международного информационного обмена»;

- ФЗ «О защите прав потребителей» - ст.8 «Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)»: потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, режиме его работы и реализуемых им товарах; эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя, - на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов Российской Федерации; ст.9 «Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)»: изготовитель обязан довести до сведения потребителя наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы, размещая их на вывеске; если виды деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежат лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию; указанная информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, если торговля и эти виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя); ст.10 «Информация о товарах (работах, услугах)»: информация о товарах (работах, услугах) должна содержать определенные в данной статье сведения и быть доведена до потребителя в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой;

- от 30 марта 1999г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - ст.8 «Права граждан»: граждане имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

б) Основы законодательства об охране здоровья от 22 июля 1993г. - ст.19 «Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье»: граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах; эта информация предоставляется местной администрацией через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

в) Лесной кодекс РФ от 29 января 1997г. №22 - ст.75 «Информация о лесном фонде»: информация о лесном фонде, полученная за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью и предоставляется гражданам и юридическим лицам в порядке, определяемом Правительством РФ;

г) новый Водный кодекс РФ от 3 июня 2006г. №74-ФЗ в ст.30 «Государственный мониторинг водных объектов» и ст.31 «Государственный водный реестр» предусматривает, что государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояний водных объектов, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности и осуществляется в целях информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документальных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, об их использовании, о речных бассейнах и бассейновых округах.

Документированные сведения Государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного и целевого использования водных объектов, их охраны, планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. В течение пяти дней уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу сведения Государственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений.

Информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (который и осуществляет ведение этого реестра в порядке, установленном Правительством РФ) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно ч.5 ст.6 ВК РФ информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования (т. е. поверхностными водными объектами, находящимися в государственной или муниципальной собственности) предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления (которые устанавливают правила их использования для личных и бытовых нужд) через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

На территории поселений при наличии ливневой канализации и набережных прибрежных защитных полос (ст.65 ВК РФ) границы совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

Особое внимание уделяется информационному обеспечение водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Согласно ч.18 ст.65 ВК РФ закрепление на местности их границ специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

Согласно ч.5 ст. 56 ГрК РФ дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках открываются на каждый земельный участок. В дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются разрабатываемые и принимаемые при подготовке документации по планировке территории, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства копии следующих документов и карт (схем):

1) градостроительный план земельного участка;

2) результаты инженерных изысканий;

3) сведения о площади, о высоте и об этажности объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, разделы проектной документации, предусмотренные пунктами 2, 8-10 части 12 статьи 48 ГрК РФ, или схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;

4) документы, подтверждающие соответствие проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий;

5) заключение государственной экспертизы проектной документации;

6) разрешение на строительство;

7) решение органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

8) решение органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования;

9) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации;

10) акт приемки объекта капитального строительства;

11) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;

12) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка;

13) иные документы и материалы.

А согласно ч.6 ст.56 ГрК РФ в дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются сведения о земельном участке и выданные до введения в действие настоящего Кодекса технические паспорта на объекты капитального строительства, расположенные на данном земельном участке.

Как видно значительное место в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности принадлежит сведениям о земельных участках.

Федеральным законом от 2 января 2000г. №28 «О государственном земельном кадастре» (ст.6 «Место государственного земельного кадастра в системе государственных информационных ресурсов», ст.7 «Обязательность государственного кадастрового учета земельных участков», ст.8 «Открытость сведений государственного земельного кадастра») предусмотрено следующее:

- сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом; государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации;

- органы, осуществляющие ведение государственных или иных кадастров, реестров, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, учет отдельных видов имущества, природных ресурсов и территориальных зон, координируют свою деятельность в части информационного и технологического взаимодействия на основании сведений государственного земельного кадастра о кадастровом делении территории Российской Федерации;

- органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны предоставлять сведения государственного земельного кадастра заинтересованному лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме; эти сведения предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а также в предусмотренных законом случаях в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов.

Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001г. №136 (ст.67 «Государственный мониторинг земель» и ст.70 «Государственный земельный кадастр») предусмотрено, что государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе; объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимого имущества.
Согласно ч.7 и 8 ст.56 ГрК РФ сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности систематизируются в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации, осуществляемым в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.И при этом, сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.

За последнее десятилетие создана разветвленная законодательная и иная нормативно-правовая база информационного обеспечения общественных отношений. Ее основу составляют Федеральный закон от 20 февраля 1995г. №24 «Об информации, информатизации и защите информации», согласно ч.3 ст.10 которого запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы:

- содержащие экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

- содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

- накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Согласно ст.7 Федерального закона от 21 июля 1993г. №5485 «О государственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

- о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии и др.;

- фактах нарушения прав и свобод граждан;

- фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.

Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (ст.8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации») предусмотрено наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных и юридических лиц.

 

Далее рассмотрим порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставления сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Отметим основные положения ст.57 ГрК РФ:

ч.1. Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

ч.4. Документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.

ч.5. Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ч.6. Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

ч.9. Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов бесплатно осуществляют предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам:

1) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) физических и юридических лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основные акты, составляющие нормативно-правовую базу функционирования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, изложены выше.

При этом базой применения ст.56 и 57 и других норм ГрК РФ, регулирующих информационное обеспечение градостроительной деятельности, являются ч.4 и 5 ст.29 и ст.42 Конституции РФ. Кроме того, согласно ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы.

В связи с принятием гл.7 ГрК РФ были внесены изменения в ст.15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: к компетенции органов местного самоуправления муниципального района и городского округа отнесено ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности соответственно муниципального района и городского округа.

Бесплатное предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется по запросам органов публичной власти, к которым согласно ч.9 статьи 57 ГрК РФ относится также Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Оно согласно Положению о нем является органом, осуществляющим государственный технический учет объектов градостроительной деятельности.

Такими же правами на получение информации пользуются комитеты по управлению государственным имуществом и по управлению муниципальным имуществом. Согласно постановлению Правительства РФ от 27 ноября 2004г. №691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» оно призвано учитывать государственное и муниципальное имущество. Будет ли передача сведений осуществляться в инициативном (обязательном) порядке или по запросам этих органов публичной власти, покажет практика.

Судебная практика рассмотрения споров, связанных с градостроительной деятельностью, достаточно разнообразна, но в связи с ее информационным обеспечением небогата, а успехов в отстаивании требований закона удается достичь еще реже.

Ознакомление с состоянием обращений граждан по вопросам благоприятных условий жизни в поселениях в суды и в государственные, муниципальные органы носит, как правило, конкретный, локальный характер, причем, чем крупнее поселение, тем более часты обращения граждан (исходя из количества обращений на число жителей). Мало сообщений о правонарушениях, об ограничении экологических прав граждан.

Административная ответственность в виде штрафа за непредоставление сведений информационных систем предусматривается ст.5.39 «Отказ в предоставлении гражданину информации» и 19.7 «Непредоставление сведений (информации)» КоАП РФ. Обсуждается вопрос об увеличении размеров штрафов за указанные правонарушения в связи с их распространенностью и причинением ощутимого вреда гражданам, юридическим лицам и всему обществу.

 

4. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности

 

Прежде всего рассмотрим статью 58 ГрК РФ «Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности».

Эта статья устанавливает, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наступление того или иного вида ответственности за нарушение градостроительного законодательства из числа названных в статье 58 ГрК РФ видов ответственности зависит от характера правонарушения, его тяжести, наступивших последствий. Конкретные меры ответственности устанавливаются нормами специальных законов. В ряде случаев возможно наступление для одного лица одновременно нескольких видов ответственности, например наряду с привлечением к уголовной ответственности предъявление к данному лицу гражданского иска о взыскании имущественного ущерба.

Возмещение имущественного ущерба или вреда, причиненного жизни или здоровью людей, осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом ГК РФ установлены общие основания ответственности за причинение вреда, а ст.59-61 ГрК РФ предусматривают нормы, дополняющие и развивающие положения ГК РФ применительно к порядку возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на различных стадиях градостроительной деятельности.

За правонарушения, связанные с нарушением законодательства о градостроительной деятельности, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ.

Так, административная ответственность предусмотрена ст.9.5 КоАП РФ за нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию. Строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение порядка выдачи разрешений на строительство влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

За нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий на гражданина может быть наложен административный штраф в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда, а на должностное лицо - от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда. На юридических лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в этом случае может быть наложено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток или штраф: на первых - от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда, на вторых - от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

Если же указанные выше действия повлекли потерю несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий, то административный штраф может быть наложен на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст.9.4 КоАП РФ).

Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет согласно ст.8.1 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 200 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Организации, осуществляющие градостроительную деятельность, обязаны выполнять предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также выполнять требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения. Невыполнение этих обязанностей согласно ст.20.6 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Особые требования предъявляются к строительству и эксплуатации объектов тех отраслей народного хозяйства, которые могут представлять особую опасность для жизни и здоровья человека. За нарушение этих требований установлены и специальные меры административной ответственности. Так, согласно ст.9.9 КоАП РФ ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Установлены также административные наказания за проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установку или эксплуатацию радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение или такая лицензия обязательны (ст.13.3 КоАП РФ), нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения (ст.13.4 КоАП РФ), несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст.13.7 КоАП РФ), строительство или эксплуатацию сооружений связи без специального разрешения (ст.13.9 КоАП РФ).

Дисциплинарная ответственность налагается в порядке служебной подчиненности по месту трудовой деятельности виновных лиц. Такая ответственность может быть применена к рабочим и служащим за неисполнение ими своих должностных обязанностей, которые повлекли нарушение градостроительного законодательства.

Например, Федеральным законом от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Если несоблюдение градостроительных норм и правил повлекло тяжкие последствия, такие как причинение вреда здоровью людей или гибель людей, причинение крупного имущественного ущерба, и эти действия подпадают под состав преступления, предусмотренного статьями Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), то виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.

Так, ч.2 ст.109 УК РФ устанавливает ответственность за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а ч. 3 данной статьи - причинение смерти по неосторожности двум или более лицам; в обоих случаях в качестве наказания, кроме ограничения или лишения свободы, может быть применено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Часть 2 ст.118 УК РФ устанавливает аналогичную ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.

Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, наказываются штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до одного года (ст.168 УК РФ). Должностные лица, неисполнение или ненадлежащее исполнение которыми своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе повлекло причинение крупного ущерба, могут быть привлечены к уголовной ответственности за халатность по ст.293 УК РФ. Крупным ущербом в данной статье признается ущерб, сумма которого превышает 100 000 рублей. Отягчающими ответственность обстоятельствами в соответствии с данной статьей являются причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерть человека, а также смерть двух или более лиц.

Ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, предусмотрена ст.246 УК РФ. Этой статьей установлено наказание в виде штрафа в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок от 120 до 240 часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды, в соответствии со ст.215 УК РФ наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо радиоактивное заражение окружающей среды, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Если же указанное деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, то возможно наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

Далее рассмотрим положения ГрК РФ о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц
при осуществлении территориального планирования и градостроительного зонирования
.

Статья 59 ГрК РФ, как и последующая, регламентирует особенности порядка возмещения вреда, причиненного на различных стадиях градостроительной деятельности. В данной статье идет речь о вреде, который возникает вследствие нарушения порядка утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Этот порядок установлен соответствующими статьями гл.3 и 4 ГрК РФ.

Общий порядок возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, установлен гражданским законодательством.

Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии с данной нормой в статье 59 ГрК РФ подчеркивается, что вред, возникший вследствие указанных в этих пунктах обстоятельств, возмещается в полном объеме. Возникает, однако, вопрос: на каких конкретно лиц возлагается обязанность возместить причиненный вред?

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к конкретным статьям ГрК РФ, регламентирующим порядок утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования.