Территориальное планирование

Назначение территориального планирования определено в статье 9 ГрК РФ через содержание документов территориального планирования. Территориальное планирование представляет собой, таким образом, перечень административно-правовых по своему содержанию действий по определению на будущее и фиксации в соответствующих документах основных видов совокупного использования объектов, расположенных на соответствующей территории. Представляется, что отношения по территориальному планированию по факту шире отношений по поводу составления соответствующих документов.

Отдельную правовую проблему составляет отсутствие однозначного юридического понятия территории, и в ГрК РФ такое понятие также отсутствует. В связи с этим следует оценить содержание территории как объекта планирования. Исходя из норм ГрК РФ, территории не тождественны понятию территорий городов иных поселений, хотя наиболее близки именно к этим понятиям, понятию административно-территориальных единиц или земельных участков. В основе назначения территориального планирования, находится согласование использования существующих и создания (строительства) новых объектов недвижимости. Как представляется, в ближайшее время именно это наиболее конкретное назначение территориального планирования, с учетом более декларативных по своему характеру целей устойчивого развития территории и учета интересов населения, будет лежать в основе обозначенных отношений.

Исходя из данного понимания, территорию как объект территориального планирования можно рассматривать, в том числе, как территорию размещения объекта недвижимости. В определенной степени такое понимание территории подтверждается содержанием ч.4 ст.9 ГрК РФ, которая устанавливает запрет на установление ограничений в использовании земельных участков и изменении целевого назначения земель и не устанавливает ограничений в изменении целевого использования недвижимости в границах территории. В целом, указанная ч.4 ст.9 ГрК РФ позволяет сделать вывод и о том, что территориальное планирование устанавливает ограничения в области управления и оборота земель и недвижимого имущества, а поскольку такое ограничение имеет существенное правовое значение, цели и основания территориального планирования должны быть обоснованы весьма четко.

Действия по территориальному планированию представляют собой достаточно сложный перечень юридически значимых процедур, предполагающий учет самых разнообразных факторов, при этом, с правовой точки зрения, важным является объективная и аргументированная оценка этих факторов в их совокупности для принятия правильных решений территориального планирования.

Это важно потому, что решения по территориальному планированию имеют императивный (обязательный для исполнения) характер, в связи с чем недостаточно обоснованные решения в этой области могут иметь весьма негативные последствия. Поэтому важное значение имеет порядок осуществления такого планирования, в том числе преодоление субъективизма и исправления возможных ошибок.

Исходя из положений ч.2 ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования могут составляться на всей территории РФ, в границах субъекта РФ или муниципального образования.

Статья 10 ГрК РФ определяет основное содержание документов территориального планирования на федеральном уровне. При этом под документами следует понимать схемы территориального планирования, из чего следует сделать вывод о том, что два термина - документы и схемы территориального планирования - имеют одно значение. Однако такое толкование затрудняет, в свою очередь, понимание ч.2 ст.10 ГрК РФ, поскольку с формальной точки зрения не ясно, каким образом подготовка одной схемы территориального планирования, указанной в ч.1 ст.20 ГрК РФ, может осуществляться в составе другой. Как представляется, в данном случае, ГрК РФ предусмотрено, что схемы территориального планирования, указанные в ч.1 ст.10 ГрК РФ могут разрабатываться как самостоятельно, так и в совокупности с иными схемами для конкретной территории.

Перечень тем (вопросов), включаемых в документы территориального планирования РФ, является открытым. Дополнительные основания для федерального территориального планирования могут быть установлены федеральным законодательством. Следует иметь в виду, что законодательство РФ, если иное не установлено федеральными законами (кодексами) соответствующей отрасли, включают в себя как законы, так и подзаконные нормативные акты.

Цели и задачи территориального планирования, указание которых требуется в содержании положений о территориальном планировании (п.1 ч.5 ст.10 ГрК РФ), должны следовать основному содержанию схем территориального планирования, указанных в ч.1 ст.10 ГрК РФ, при этом, исходя из содержания ч.2 ст.10 ГрК РФ, можно сделать вывод о том, что цель и задачи территориального планирования могут быть определены однозначно (развитие федерального транспорта), или содержать несколько направлений федерального территориального планирования, без определения доминирующего фактора.

Исходя из понятия документов территориального планирования, материалы обоснования проектов схем территориального планирования не являются документами территориального планирования, а лишь обосновывают их содержание.

ГрК РФ не установлены основные требования к перечню мероприятий по территориальному планированию, а также к обоснованию предложений по территориальному планированию, этапы их реализации (пп.2, 3 ч.8 ст.10 ГрК РФ). Таким образом, какие мероприятия по территориальному планированию должны осуществляться, а также каковы основные причины проведения территориального планирования, определяется индивидуально, в зависимости от принимаемого решения по планированию, и содержатся в схемах территориального планирования, а также в материалах обоснования схем.

Следует отметить, что новый ГрК РФ устанавливает механизм учета интересов при осуществлении территориального планирования. Данный механизм предусматривает публикацию проектов схем и утвержденных схем. Возможность предоставления предложений заинтересованных лиц, к которым, согласно ч.9 ст.11 ГрК РФ, относятся прежде всего правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства. Наиболее существенным в данном случае является требование согласования схем до их утверждения с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Исходя из положений статьи 12 ГрК РФ, не все проекты схем территориального планирования РФ подлежат согласованию, а только такие, в которых затрагиваются вопросы, перечисленные в ч.1 этой статьи. Исходя из представленного перечня, это наиболее существенные публичные региональные интересы.

Следует заметить, что установленное ч.3 ст.12 ГрК РФ условие согласования проекта схемы территориального планирования РФ может рассматриваться как правомерное, если орган государственной власти РФ направит органу исполнительной власти субъекта РФ проект схемы надлежащим образом, а также, во избежание конфликтов, обеспечит себя доказательствами осуществления данного действия, а также доказательствами того, что проект схемы надлежащим образом получен. Сказанное также относится и к вопросам согласования проекта схем органами местного самоуправления (ч.6 ст.12 ГрК РФ).

Следует обратить внимание также и на то, что, что воздействие органов местного самоуправления на осуществление федерального территориального планирования ограничено. Так органы местного самоуправления не осуществляют самостоятельного согласования федеральных схем территориального планирования. Вопросы, рассматриваемые муниципальными образованиями, очерчены ч.5 ст.12 ГрК РФ, срок ограничен тридцатью днями. Заключения органов местного самоуправления составляют основу согласования схемы со стороны субъекта РФ, при этом из текста ГрК РФ прямо не следует, что отрицательное заключение органа местного самоуправления должно стать основанием для несогласования проекта схемы со стороны органа государственной власти субъекта РФ. В то же время, из смысла процесса согласования, а также упоминания о том, что органом государственной власти субъекта РФ готовится сводное заключение, отрицательное мнение органа местного самоуправления по вопросу должно рассматриваться как существенное основание для отказа в согласовании схемы.

Документы и материалы, подготовленные согласительной комиссией являются основанием для окончательного решения по вопросу об утверждении проекта схемы территориального планирования РФ. В то же время из содержания статьи 12 ГрК РФ не следует, что отрицательное мнение комиссии по проекту должно рассматриваться как обязательное основание для доработки проекта. Из этого следует, что окончательное решение по вопросу остается за федеральным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять утверждение проекта схемы территориального развития.

Исходя из содержания ст.10 ГрК РФ, план реализации схемы территориального планирования РФ не является документом территориального планирования, а представляет собой самостоятельный документ, содержание которого прежде всего связано с размещением объектов капитального строительства. Перечень вопросов, содержащихся в плане реализации схемы территориального планирования РФ, установлен ч.2 ст.13 ГрК РФ и является закрытым. В то же время, как представляется, данный план должен быть согласован с мероприятиями по территориальному планированию, составляющими содержание схем территориального планирования.

Отношения по поводу планировки территорий установлены главой 5 ГрК РФ, при этом следует иметь в виду, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

Принципы территориального планирования субъектов РФ и муниципальных образований в основном повторяют принципы территориального планирования Российской Федерации.

Следует только отметить, что статьей 18 ГрК РФ определены документы территориального планирования муниципальных образований. Поскольку перечень документов, установленный #M12293 1 901919338 77 3633270820 1410268032 3400335047 1420600315 980427633 287684389 77ч.1 настоящей статьи#S, является закрытым, разработка иных документов территориального планирования не предусматривается.

Принципы и порядок согласования схем территориального планирования муниципального района, в целом, не отличаются от общих принципов и порядка согласования иных схем территориального планирования, утвержденных главой 3 ГрК РФ. При этом следует обратить внимание на то, что схемы территориального планирования муниципального района, исходя из положений настоящей статьи, не подлежат согласованию с федеральными органами государственной власти.

Исходя из вопросов согласования, указанных в #M12293 0 901919338 77 1983524030 2347580803 1410268032 3400335047 3685580032 1817846902 1352407766ч.1 ст.21 ГрК РФ#S, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с уполномоченными федеральными органами государственной власти. Порядок такого согласования устанавливается нормативным актом Правительства РФ.

Подготовка документов территориального планирования может осуществляться РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления самостоятельно, в порядке, предусмотренном статьей 27 ГрК РФ.

На основании этой статьи подготовка документов территориального планирования может осуществляться в ином порядке - а именно в рамках механизма совместной подготовки проектов. При этом соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, исходя из содержания статьи 27 ГрК РФ, самостоятельно выбирают основной механизм подготовки проектов документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 ст.27 ГрК РФ, которой устанавливаются случаи, когда совместная подготовка проекта является обязательной для субъектов, которым было направлено соответствующее предложение.

В целях реализации требований о проведении публичных слушаний органы местного самоуправления, согласно ч.2 ст.28 ГрК РФ, должны принять нормативный акт, устанавливающий порядок проведения слушаний, либо внести изменения в действующие нормативные акты муниципального образования.

Правовое значение результатов публичных слушаний определено ч.9 ст.28 ГрК РФ, согласно которой глава муниципального образования при принятии решения учитывает мнение участников публичных слушаний.

Согласно статье 29 ГрК РФ правовую основу государственной экспертизы генерального плана поселения, генерального плана городского округа составляют следующие основные положения:

- проведение экспертизы не является обязательным действием по утверждению соответствующих документов территориального планирования и носит инициативный характер;

- отрицательное заключение государственной экспертизы не является препятствием к утверждению документов территориального планирования.

Таким образом, наиболее существенное значение действий по осуществлению государственной экспертизы заключается в дополнительном исследовании документов территориального планирования по предметам экспертизы, предусмотренным ч.5 ст.29 ГрК РФ, заключение экспертизы может служить, в том числе, доказательством при оспаривании указанных документов в судебном порядке.