Критерии оценки ответа на экзамене/зачете
Тема XI. Россия на современном этапе (1991-2010 гг).
Изменение экономического и политического строя в России.
Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 1990-х гг.Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Чеченская война. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской Федерации в 1991-2006 г. Политические партии и общественные движения России на современном этапе. Россия и СНГ. Россия в системе мировой политике и международных связей.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В преподавании дисциплины «История» используются следующие формы:
• лекции;
• практические занятия;
• дискуссии;
• выступления с докладами и сообщениями;
• аудиторные контрольные работы;
• внеаудиторные контрольные работы;
• тестирование;
• самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовка к семинарам, выполнение творческих заданий, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний к промежуточным аттестациям, к зачету;
• НИРС: привлечение студентов к работе студенческого научного сообщества, к участию в олимпиадах;
• консультирование студентов.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1. Рейтинговая система оценки знаний по дисциплине «История»
Учебная дисциплина «История» включает в цикл ГСЭ (социально-экономические дисциплины гуманитарного цикла) федерального компонента и изучается студентами первого курса всех специальностей.
Общая цель изучения данного курса определяется совокупностью ключевых компетенций, способствующих оптимальному включению студентов в динамику социокурьтурного развития. В связи с этим приоритетным становится развитие интеллектуальных способностей студентов, умение организовывать взаимосвязь своих знаний и изъявлять пользу из исторического опыта, заниматься самообразованием.
Конкретизация общих целей позволяет сформулировать целевые установки к учебной дисциплине (внутренние цели):
· уметь получать новые теоретические, эмпирические и аксиологические знания;
· систематизировать и концептуализировать их;
· оперировать базовыми понятиями курса, его теоретическими и ценностными конструктами;
· решать познавательные задачи;
· логично выстраивать устные и письменные тексты;
· выявлять причинно-следственные связи событий;
· знать различные научные точки зрения, ориентироваться в историографии вопроса;
· формировать представление о хронологической последовательности событий, выделять основные этапы в их развитии.
Внешние цели определяют содержание обучения, необходимое для работы по другим дисциплинам, а также с точки зрения оптимальной профессиональной адаптации, развития самостоятельности и креативности мышления, общей гуманизации социума:
· уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
· осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относиться к различным аспектам развития общества;
· занимать обоснованную позицию в дискуссиях и формировать свою собственную позицию.
В соответствии с имеющимися рекомендациями, контроль знаний студентов по учебной дисциплине «История Отечества» осуществляется в процессе обучения непрерывно и включает входную, формирующую и итоговую ступени.
Входной контроль проводится в начале семестра и имеет целью проанализировать качество исторических знаний студентов после окончания базового школьного курса, а также их готовность к изучению дисциплины на университетском уровне.
В качестве измерителя облученности используется контрольное тестирование. Тест включает в себя 40 вопросов и оценивается максимально в 4 и минимально в 2 балла.
Полученные результаты не включаются в рейтинг студента и служат основой для дальнейшей деятельности преподавателя по проведению коррекции знаний (подготовка индивидуальных заданий, планирование самостоятельной работы студентов и т.д.).
От 86 до 100 баллов – «отлично»;
От 71 до 85 баллов – «хорошо»;
От 55 до 70 баллов – «удовлетворительно»;
От 1 до 54 баллов – «неудовлетворительно».
0 баллов – студент не владеет материалом экзаменационного билета; не знает содержания основных вопросов; не отвечает на дополнительные вопросы билета;
10 баллов – студент владеет материалом экзаменационного билета, но допускает грубые ошибки при ответе на основные вопросы; слабо ориентируется в материале при ответе на дополнительные вопросы по содержанию билета;
20 баллов – студент хорошо владеет материалом экзаменационного билета; полно и правильно отвечает на основные вопросы, но допускает незначительные ошибки; в целом, правильно отвечает на дополнительные вопросы по содержанию билета;
30 баллов – студент свободно владеет материалом экзаменационного билета; исчерпывающе и правильно отвечает на основные и дополнительные вопросы по содержанию билета.
Исходный уровень знаний определяется следующим образом:
От 19 – 27 баллов – высокий, от 10-18 баллов – средний, от 0 до 9 баллов – низкий.
Полученные результаты не включаются в рейтинг студента и служат основой для дальнейшей деятельности преподавателя по проведению коррекции знаний (подготовка индивидуальных знаний, планирование самостоятельной работы студента и т.д.).
Итоговый контроль – экзамен по курсу «История »
6.2. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Тема I. «Восточные славяне в древности»